ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

___________________________________________________________________________

 

Кафедра психология педагогической деятельности и усовершенствования педагогического образования

 

 

 

 

КОМПЛЕКТ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ  МАТЕРИАЛОВ

К  УЧЕБНОМУ  МОДУЛЮ  «ФОРМИРОВАНИЕ  КОМПЕТЕНЦИИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА»  ПО  КУРСУ  «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ПРОЕКТИРОВАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА»

 

 

 

Специальность:

050502.65. «Технология и предпринимательство»__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга

2008


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО»

___________________________________________________________________________

 

Кафедра психология педагогической деятельности и усовершенствования педагогического образования

 

 

 

Учебно-методический комплекс модуля:

ФОРМИРОВАНИЕ  КОМПЕТЕНЦИИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

 

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию  учебного модуля/курса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного экспертом описания курса).

Модуль входит в спецкурс «Педагогическое проектирование образовательного процесса» в рамках Дисциплины специализации (ДДС) при подготовке по специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство» (учитель технологии и предпринимательства). Общая трудоемкость 48 учебных часов, из которых 24 аудиторных и 24 часа самоподготовки.

2. Цели учебного модуля

Содействовать формированию специальной компетентности в педагогическом проектировании учебных материалов, определяющей его способность решать профессиональные задачи использования цифровых образовательных ресурсов и информационных и коммуникационных технологий в образовательной сфере.

3. Задачи учебного модуля

·        дать представление о педагогическом проектировании образовательного процесса;

·        формирование у студентов умений педагогически и методически грамотно создавать информационные образовательные системы и планировать различные виды работ с их использованием;

·        познакомить студентов с существующими ЦОР в образовательной области «Технология», разработанными в рамках федеральной программы ИСО, провести их сравнительный анализ; обсудить использованные при их создании технологии;

·        познакомить студентов с различными форматами ЦОР; международными и российскими стандартами по их описанию (SCORM, RUSLOM);

·        познакомить студентов с существующими техническими и дизайн-эргономическими требованиями к программным средствам учебного назначения; провести оценку качества существующих ЦОР в соответствии с этими требованиями;

·        каждому из студентов разработать индивидуальный проект, включающий создание или интеграцию готового ЦОР в образовательной области «Технология»;

·        познакомить с возможностями ИКТ для организации системы контроля и оценки качества действий учащихся;

·        развить творческий потенциал будущего учителя, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях информационного общества.

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

Модуль предполагает интеграцию и актуализацию методологических, психолого-педагогических, методических и общетехнических знаний.

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля/спецкурса

В результате освоения модуля реализуются следующие задачи профессиональной подготовки студентов:

·        на уровне ключевых компетентностей: формирование умений по организации работы, направленной на выявление проблем и поиска путей их решения, овладение коммуникативными умениями для работы в неоднородных группах, формирование критического мышления;

·        на уровне базовых компетентностей: развитие гибкого профессионального мышления, овладение знаниями по организации групповой проектно-ориентированной работы с использованием ЦОР, содействие развитию творческой инициативы у будущих учителей;

·        на уровне специальных компетентностей: овладение знаниями и приемами конструирования образовательной деятельности учащихся с использованием ЦОР, 

·        формирование умений по управлению учебной деятельностью учащихся при изучении компонентов содержания школьного курса технологии,

5*. Ожидаемые результаты освоения модуля

Студенты, изучившие курс, должны:

знать:

·        форматы ЦОР, их стандартизация и описание;

·        этапы педагогического проектирования;

·        возможности использования в учебном процессе современных средств обучения;

·        основные модели решения методических задач, на уроках, направленные на достижение различных целей обучения при помощи ЦОР.

уметь:

·        анализировать ЦОРы с целью рассмотрения их технических и дизайн-эргономических требований и дальнейшего рационального использования в различных условиях обучения;

·        осуществлять отбор технологий обучения с использованием информационных технологий;

·        устанавливать оптимальные приемы, средства обучения, режимы работы для различных этапов и уровней обучения, для классов различной профильной ориентации;

·        сочетать различные  формы работы;

·        анализировать собственную деятельность по использованию ЦОР в учебном процессе с целью повышения ее эффективности.

владеть навыками:

·        дифференцированного использования ЦОР с учетом условий обучения;

·        использования системных межпредметных связей курсов технических дисциплин, курса теории и методики обучения технологии, педагогики и психологии на разных этапах образования.

 иметь представление о:

·        об технических и дизайн-эргономические требованиях к ЦОР;

·        основных структурных этапах педагогического проектировани;

·        методическом потенциале  и возможных путях применения ЦОРов в обучении технологии;

·        методической структуре  уроков с использованием ЦОРов.

6. Перечень элементов комплекта УММ:

· рабочая программа модульного курса;

·       учебно-методическое обеспечение учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- лекции;

- практические занятия;

- лабораторная работа;

- проектные задания.

·        методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

- подготовка проектов;

- тестирование.

7. Инновационность комплекта УММ:

7.1. Инновационность по целям обучения

Цели и задачи модуля описываются в логике компетентностного подхода к подготовке специалиста, в соответствии с которым специальная компетентность и соответствующие ей профессиональные задачи базируются на ключевых и базовых компетентностях, что обеспечивается релевантностью курса в качестве составляющей курса методики, межпредметными связями и ориентацией на широкое использование полученных студентами знаний/умений/навыков в будущей профессиональной деятельности.

7.2.Инновационность по содержанию обучения

Содержанием обучения являются теоретические и оперативно-действенные элементы профессиональной компетентности преподавателя технологии, связанные с информатизацией образовательного пространства и ранее не входившие в курс «Теория и методика обучения технологии». Место модуля (8-й семестр) позволяет оптимально сочетать традиционное содержание методологического курса и достижение целей и задач. Фактологическая сторона содержания обучения базируется на наличии компьютерной информационной среды.

7.3.Инновационность по методам обучения

Применяются информационные технологии с использованием операционных (знания, умения, навыки и способы умственных действий), диалогических и программированных методов обучения на основе усиления автономии студентов в освоении современного образовательного пространства.

7.4. Инновационность по формам обучения

Обеспечивается оптимальным сочетанием групповых (лекции, практические занятия), индивидуальных форм работы и работы в малых группах (подготовка и презентация проектов) в условиях интенсивного усвоения содержания обучения за счет использования адекватных методов (см. п. 7.3.).

7.5.Инновационность по средствам обучения

Обеспечивается интерактивностью используемых средств обучения, что достигается за счет технических свойств ЦОРов модуля, выступающих в различных функциях: обучающего, рабочего инструмента деятельности, объекта усвоения, сотрудничающего партнера, объекта моделирования.

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. Возможность использования УММ для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования

Представляется возможным использовать контрольные материалы курса для проверки остаточных знаний студентов на завершающем этапе обучения в педагогическом вузе.

8.2. Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры обучения.

Курс является обязательным компонентом формирования базовых и специальных компетентностей будущих преподавателей технологии, и в качестве такового может быть использован в профессиональной подготовке и переподготовки педагогических кадров. Контроль усвоения содержания коррелирует с промежуточным и итоговым контролем в курсе методики, что способствует внедрению кредитно-модульной структуры обучения.

9. Список авторов элементов комплекта УММ: 

Виноградская М.Ю., КГПУ, доцент кафедры ППД и УНПО, кандидат педагогических наук

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю/курсу

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Утв. на заседании Правительства Российской Федерации, январь 2002 года).

Приказ Минобразования России от 03.12.2001 №3926 «О единой организации и координации работ в области информатизации образования в России».

ГОСТ 7.83-2001. «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

Приказ Минобразования России от 03.10.2001 № 3276 "О механизме реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)"

Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы (проект)

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Государственный образовательный стандарт по специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство» (учитель технологии и предпринимательства).

Постановление Правительства РФ от 28.01.02 N65 О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010гг.)

Проект «Информатизация системы образования» (ИСО), реализуемого  в соответствии с Соглашением о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития № 4726-RU от 07.12.2004г.