ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского _____________________________________________________________________

 

Кафедра психология педагогической деятельности и усовершенствования педагогического образования

 

 

 

Учебно-методический комплекс модуля

«ФОРМИРОВАНИЕ  КОМПЕТЕНЦИИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

 

 

Специальность    050502.65. «Технология и предпринимательство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга

2008


Введение

Лабораторные работы включены в общую структуру модуля и выстроены в логике компетентностного подхода в соответствии с ориентацией модуля на широкое использование приобретенных элементов профессиональной компетенции в будущей образовательной деятельности специалиста, что обеспечивает инновационность целей. Наличие компьютерной информационной среды и соответствующих технологий обеспечивает инновационность в плане содержания, форм, методов и средств обучения.

В соответствии с целями и задачами модуля в рамках лабораторной работы предусматривается использование материалов школьных УМК, что укрепляет связь с курсом методики, обеспечивая реальный выход в практику преподавания.

Технические свойства ЦОР предполагают вариативность подготовки отдельных заданий лабораторной работы, связанных с работой по созданию и оформлению презентаций. Это позволяет студенту работать в удобном для него режиме с применением индивидуальных стратегий, что развивает автономию учебной деятельности, повышает ее личностный смысл и ответственность за ее выполнение. Обсуждение различных вариантов выполнения учебных заданий в ходе занятия неизбежно усилит их интерактивную составляющую, что важно для формирования профессионально-значимых качеств личности будущего преподавателя. 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тема: Средства коммуникационных технологий

Продолжительность 2 часа

Введение

В рамках лабораторной работы решаются две основные задачи: практическое применение и отработка навыков использования программного обеспечение, которое может быть полезным для организации обучения (работа в сети Интернет, поиск информации, программы для общения, работа с электронной почтой), а также практическое использование ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология». Первая задача предполагает наличие у пользователей по крайней мере первичных знаний по работе с компьютером, дополнительная информация предлагается в виде электронного документа для самостоятельного ознакомления. Работа с ЦОРом предполагает первичное ознакомление.

1.     Учебная и воспитательная цель.

Закрепление навыков пользователя в работе с основным программным обеспечением и навыков работы в сети Интернет.

Формирование практических навыков в использовании ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Осознание важности применения ИТ в работе учителя, формирование элементов гибкого методического мышления.

2. Вопросы (задачи), подлежащие исследованию.

Практическая работа в сети Интернет по использованию поисковых систем, электронной почты и программ для общения.

Составление презентаций в рамках ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология».

Работа с готовыми презентациями.

3. Краткие теоретические или справочно-информационные материалы.

а) краткие справочные материалы в электронном виде по работе в сети Интернет и работе с основным программным обеспечением представляются студентам в рамках самостоятельной подготовки к практическому занятию. Предполагается доступность справочных материалов на сайте проекта для скачивания.

б) руководство пользователя в составе изучаемого ЦОРа.

4. Рекомендации студентам по подготовке к лабораторной работе с указанием литературы.

В лабораторной работе помимо работы с изучаемым ЦОРом присутствуют задания, связанные с работой в сети Интернет. В связи с этим студентом рекомендуется внимательно подойти к вопросу о совершенствовании навыков работы с компьютером. Модуль предполагает наличие первичных навыков пользователя, что может затруднить работу студентам, не владеющими такими навыками. Данная ситуация требует самостоятельной работы студентов по совершенствованию навыков использования компьютера.

К занятию рекомендуется готовиться в следующей последовательности:

1. Внимательно ознакомиться с предлагаемыми справочными материалами по работе в сети Интернет.

2. Изучить руководство пользователя ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология».

3. Ознакомиться с включенными информационными объектами.

4. Проделать самостоятельно работу по редактированию и составлению презентаций.

5. Описание экспериментальных установок (лабораторного оборудования).

Лабораторная работа проводится в компьютерном классе, оснащенным компьютерами, отвечающими минимальным системным требованиям ЦОРа. Желательно также наличие проектора для демонстрации презентаций.

6. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия.

Пользование поисковыми серверами для поиска информации по разделу из «Технологии» в сети Интернет.

Обработка и сведение информации в файл Word. Добавление собственных материалов.

Отсылка отредактированного файла по электронной почте преподавателю.

Отбор иллюстраций из материалов медиатеки.

Составления презентаций. Подготовка презентаций к показу и демонстрация презентаций.

7. Техника безопасности.

Инструкция по технике безопасности при работе на компьютере

Введение

Настоящая инструкция предназначена для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы со средствами вычислительной техники и периферийным оборудованием.

Настоящая инструкция подлежит обязательному и безусловному выполнению. За нарушение инструкции виновные несут ответственность в административном и судебном порядке в зависимости от характера последствий нарушения.

Соблюдение правил безопасной работы является необходимым условием предупреждения производственного травматизма.

1. Общие положения

Область распространения и порядок применения инструкции:

Настоящая инструкция распространяется на персонал, эксплуатирующий средства вычислительной техники и периферийное оборудование. Инструкция содержит общие указания по безопасному применению электрооборудования в учреждении. Требования настоящей инструкции являются обязательными, отступления от нее не допускаются.

2. Виды опасных и вредных факторов

Эксплуатирующий средства вычислительной техники и периферийное оборудование персонал может подвергаться опасным и вредным воздействия, которые по природе действия подразделяются на следующие группы:     поражение электрическим током,

·                        механические повреждения

·                        электромагнитное излучение

·                        инфракрасное излучение

·                        опасность пожара

·                        повышенный уровень шума и вибрации

Для снижения или предотвращения влияния опасных и вредных факторов необходимо соблюдать Санитарные правила и нормы, гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»), и Приложение 1,2

3. Требования электробезопасности

При пользовании средствами вычислительной техники и периферийным оборудованием каждый работник должен внимательно и осторожно обращаться с электропроводкой, приборами и аппаратами и всегда помнить, что пренебрежение правилами безопасности угрожает и здоровью, и жизни человека

Во избежание поражения электрическим током необходимо твердо знать и выполнять следующие правила безопасного пользования электроэнергией:

1. Необходимо постоянно следить на своем рабочем месте за исправным состоянием электропроводки, выключателей, штепсельных розеток, при помощи которых оборудование включается в сеть, и заземления. При обнаружении неисправности немедленно обесточить электрооборудование, оповестить администрацию. Продолжение работы возможно только после устранения неисправности.

2. Во избежание повреждения изоляции проводов и возникновения коротких замыканий не разрешается:

а) вешать что-либо на провода;

б) закрашивать и белить шнуры и провода;

в) закладывать провода и шнуры за газовые и водопроводные трубы, за батареи отопительной системы;

г) выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

3. Для исключения поражения электрическим током запрещается:

а) часто включать и выключать компьютер без необходимости;

б) прикасаться к экрану и к тыльной стороне блоков компьютера;

в) работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании мокрыми руками;

г) работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании, имеющих нарушения целостности корпуса, нарушения изоляции проводов, неисправную индикацию включения питания, с признаками электрического напряжения на корпусе

д) класть на средства вычислительной техники и периферийном оборудовании посторонние предметы.

3. Запрещается под напряжением очищать от пыли и загрязнения электроооборудование.

4. Запрещается проверять работоспособность электрооборудования в неприспособленных для эксплуатации помещениях с токопроводящими полами, сырых, не позволяющих заземлить доступные металлические части.

5. Ремонт электроаппаратуры производится только специалистами-техниками с соблюдением необходимых технических требований.

6. Недопустимо под напряжением проводить ремонт средств вычислительной техники и перифейного оборудования.

7. Во избежание поражения электрическим током, при пользовании электроприборами нельзя касаться одновременно каких-либо трубопроводов, батарей отопления, металлических конструкций , соединенных с землей.

8. При пользовании элетроэнергией в сырых помещениях соблюдать особую осторожность.

9. При обнаружении оборвавшегося провода необходимо немедленно сообщить об этом администрации, принять меры по исключению контакта с ним людей. Прикосновение к проводу опасно для жизни.

10. Спасение пострадавшего при поражении электрическим током главным образом зависит от быстроты освобождения его от действия током.

Во всех случаях поражения человека электрическим током немедленно вызывают врача. До прибытия врача нужно, не теряя времени, приступить к оказанию первой помощи пострадавшему.

Необходимо немедленно начать производить искусственное дыхание, наиболее эффективным из которых является метод «рот в рот» или «рот в нос», а также наружный массаж сердца.

Искусственное дыхание пораженному электрическим током производится вплоть до прибытия врача.

4. Требования по обеспечению пожарной безопасности

На рабочем месте запрещается иметь огнеопасные вещества

В помещениях запрещается:

а) зажигать огонь;

б) включать электрооборудование, если в помещении пахнет газом;

в) курить;

г) сушить что-либо на отопительных приборах;

д) закрывать вентиляционные отверстия в электроаппаратуре

Источниками воспламенения являются:

а) искра при разряде статического электричества

б) искры от электроборудования

в) искры от удара и трения

г) открытое пламя

При возникновении пожароопасной ситуации или пожара персонал должен немедленно принять необходимые меры для его ликвидации, одновременно оповестить о пожаре администрацию.

Помещения с электроборудованием должны быть оснащены огнетушителями типа ОУ-2 или ОУБ-3.

8. Исходные данные для работы.

Материалы ЦОР, материалы УМК, конспекты лекций, справочное руководство.

9. Методика анализа полученных результатов.

Анализируются готовые презентации по эргономическим свойствам, краткости и важности теоретического материала.

10. Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты.

Результатом первого этапа работы является файл, присланный на электронный ящик преподавателя и содержащий требуемые материалы. Дополнительного отчета или пояснительной записки не требуется.

Вторая часть работы оценивается по созданной презентации. Презентация представляются в электронном виде с краткой аннотацией (в печатном или электронном виде), содержащей пояснение о характере презентации.

11. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

Для достижения целей данного занятия целесообразно сконцентрироваться на решении следующих задач:

- закрепление общих знаний студентов по использованию Интернет-технологий;

- осознание возможностей использования Интернет-технологий при обучении «Технология»;

Таким образом, лабораторная работа тесно связана с практическими занятиями и является необходимой частью модуля, способствующей повышению общей компетентности студентов в применении информационных технологий, а также в освоении ЦОРов. Лабораторные занятия также способствуют закреплению и формированию элементов основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема: Анализ мультимедийных образовательных продуктов

Продолжительность 2 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

- сравнить уровень и содержание мультимедийных программ.

- формирование познавательной самостоятельности;

- формирование умений проводить критический анализ с последующим сравнением и обобщением.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

ЦОР

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Схема анализа мультимедийного образовательного продукта

1. Автор (название организации), название, год издания.

2. Структура электронного учебника (на какие разделы разбит учебный материал и как это сделано). Наличие сопроводительных печатных материалов (методических и технических).

3. Содержание содержания учебника:

а) соответствие по содержанию и объему учебного материала Государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по информатике (для школ), государственному стандарту и государственным требованиям к подготовке специалистов (для средних специальных учебных заведений);

б) имеется ли рабочая учебная программа курса информатики или планы проведения занятий с использованием данного курса;

4. Анализ задач и упражнений электронного учебника:

а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;

б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;

в) соответствует ли содержание задач целям воспитания учащихся;

г) имеются ли задачи для устных вычислений, а также задачи повышенной сложности? Приведите примеры задач, развивающих математическое мышление или конструктивные способности учащихся.

д) имеются ли задачи с занимательным и историческим содержанием?

5. Доступным ли языком излагается содержание учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.

6. Как предполагается предъявлять учебную информацию учащимся (чертежи, рисунки, графики, видеоинформацию и т. п.), их качество и эргономичность (размер и тип шрифта, цвета текста и фона, яркость, размер и качество иллюстраций)?

7. Имеется ли возможность для учащихся работать совместно по сети?

8. Есть ли материал для внеклассной работы?

9. Реализованы ли в электронном учебнике межпредметные связи курса информатики?

10. Каковы методические отличия данного учебника от других электронных учебников?

11. Ваше мнение об учебнике.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий»

 

Изучение структуры ЦОров, реализации в них различных требований.

 

Установленный в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы. - Переписать в тетрадь схему анализа учебника.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

7. Практические задачи, задания, упражнения.

1)    Выбрать один электронный учебник.

2)    Сделать в тетради письменный анализ выбранного учебника.

3)    Подготовить устное выступление (с демонстрациями и примерами)

8. Задания студентам для самостоятельной работы.

1.    Изучите статью Уварова А.Ю. На пути к общедоступной коллекции цифровых образовательных ресурсов//Информатика и образование.- N7, 2005. - С.3-13. Выделите основные этапы истории создания ЦОРов. Добавьте в свою методическую копилку электронные адреса различных образовательных Интернет-ресурсов.

2.     Проведите аналогичный анализ всех предлогаемых ЦОРов.

3.    Выясните, в чем состоит принципиальное отличие электронного учебника от традиционного. Укажите преимущества и недостатки электронного учебника.

4.    Составьте перечень: а) психолого-педагогических требований, б) эргономических требований, которым должны удовлетворять ЦОРы. Оцените в 5 бальной шкале (5 баллов - требование необходимо; 4 балла - требования скорее необходимо, чем возможно; 3 балла - требование скорее возможно, чем необходимо; 2 балла - выполнение требования  практически не отражается на качестве ЦОРа; 1 балл -требование излишне) необходимость выполнения требований каждой группы.

5.    Изучите раздел ЦОРов «Учителю». Определите его назначение. Определите, какую практическую помощь оказывает информация, содержащаяся в этом разделе.

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

1.     Сформулируйте основные дидактические функции, которые можно реализовать с помощью ЦОР.

2.     Назовите основные структурные элементы электронного учебника, укажите назначение каждого из них.

3.     Какие проблемы можно решить с помощью многомерного электронного учебника? (Рыбанов А.А., Шевчук В.П., Приходько Е.А., Кожевников И.Е. Создание многомерного электронного учебника.//Информатика и образование.- N5, 2003. -С.86-90).

4.     Изучить статью (Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе// Информатика и образование.- N7, 2003. -С.66-69.) и дать краткую характеристику каждой из программ, выделив достоинства и недостатки.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Тема: Основания для классификации и виды ЦОР на примерах из программы ИСО

Продолжительность 2 часа

1.     Учебная и воспитательная цель.

- рассмотрение видов ЦОР для классификации.

- формирование познавательной самостоятельности;

- формирование умений проводить критический анализ с последующим сравнением и обобщением

2. Вопросы (задачи), подлежащие исследованию.

Практическая работа по изучению ЦОР.

3. Краткие теоретические или справочно-информационные материалы.

Комплекты ЦОР, ИУМК, ИИСС.

4. Рекомендации студентам по подготовке к лабораторной работе с указанием литературы.

5. Описание экспериментальных установок (лабораторного оборудования).

6. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия.

1.         Проведите классификацию ЦОР по возрасту учащихся. Соответствует ли каждый из них возрастным особенностям учащимся?

2.         Проведите классификацию ЦОР по методике использования в учебном процессе. Соответствуют ли ЦОР требованиям, предъявляемым к ИУМК?

3.         Проведите классификацию ЦОР и их составляющих по видам учебной деятельности.

7. Порядок проведения эксперимента, постановки опыта, снятия замеров и обработки данных эксперимента.

Провести различные классификации исходя из содержания работы.

8. Техника безопасности – см. раннее

9. Исходные данные для работы.

10. Методика анализа полученных результатов.

Анализируются готовые презентации по эргономическим свойствам, краткости и важности теоретического материала.

11. Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты.

1.      Сделать в тетради письменный анализ по содержанию работы.

2.     Подготовить устное выступление (с демонстрациями и примерами)

12. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

Лабораторная работа тесно связана с практическими занятиями и является необходимой частью модуля, способствующей повышению общей компетентности студентов в применении информационных технологий, а также в освоении ЦОРов. Лабораторные занятия также способствуют закреплению и формированию элементов основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами. Необходимо помнить, что студентам необходимо провести анализ достаточно большого количества соответствующего материала. Это потребует провести для студентов и самостоятельную работу в компьютерной лаборатории. Поэтому отчеты на этом же занятии требовать нельзя.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Тема: Знакомство с форматами ЦОР на примерах из проекта ИСО

Продолжительность 2 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

- рассмотрение форматов ЦОР.

- формирование познавательной самостоятельности;

- формирование умений проводить анализ и вычленение различных форматов из ЦОР

2. Вопросы (задачи), подлежащие исследованию.

3. Краткие теоретические или справочно-информационные материалы - лекции

4. Рекомендации студентам по подготовке к лабораторной работе с указанием литературы.

5. Описание экспериментальных установок (лабораторного оборудования) - ЦОРы

6. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия.

1.      Какие форматы ЦОР из перечисленных в лекции встречаются в ЦОР.

2.      Наличие какого дополнительного программного обеспечения требуют? Для чего оно используется?

3.    В каких из ЦОР присутствуют метаописания? Какой формат метаописаний при этом используется?

7. Порядок проведения эксперимента, постановки опыта, снятия замеров и обработки данных эксперимента.

8. Техника безопасности – см. ранее.

9. Исходные данные для работы.

10. Методика анализа полученных результатов.

11. Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты.

·        Сделать в тетради письменный анализ по содержанию работы.

·        Подготовить устное выступление (с демонстрациями и примерами)

12. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

Заранее подготовить набор ЦОР, соответствующий имеющемуся программному обеспечению для анализа. Лабораторная работа тесно связана с лекциями и является необходимой частью курса, способствующей повышению общей компетентности студентов в применении информационных технологий, а также в освоении ЦОРов. Лабораторные занятия также способствуют закреплению и формированию элементов основных компетентностей будущего специалиста.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Тема: Рабочее место разработчика ЦОР: необходимый набор инструментов

Продолжительность 2 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

- формирование познавательной самостоятельности;

- формирование практических навыков разработке элементов ЦОР различных форматов

2. Вопросы (задачи), подлежащие исследованию.

3. Краткие теоретические или справочно-информационные материалы.

4. Рекомендации студентам по подготовке к лабораторной работе с указанием литературы – ознакомиться с учебно-методическим материалом по предложенным программным продуктам.

5. Описание экспериментальных установок (лабораторного оборудования).

1.      MS Office

2.      Adobe Photoshop

3.      Adobe Illustrator

4.      LaTeX

5.      Microsoft FrontPage

6.      Flash MX

7.      Borland Delphi

6. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия.

7. Порядок проведения эксперимента, постановки опыта, снятия замеров и обработки данных эксперимента.

8. Техника безопасности – см. ранее.

9. Исходные данные для работы.

10. Методика анализа полученных результатов.

11. Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты.

1.      Создайте с помощью средств [1]-[5] Web-страницу с задачей по технологии. Задачу придумайте сами или возьмите из школьного учебника. Задача должна содержать чертеж, формулы и допускать ввод ответа.

2.      Создайте с помощью средств Flash MX «геометрический» мультфильм, показывающий любое геометрическое построение (например, построение окружностей, вписанной в прямоугольник). Вставьте его в HTML-документ.

3.      Разработайте на Delphi компонент ActiveX, позволяющий выполнять арифметические действия. Вставьте его в HTML-документ.

12. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

преподаватель должен сам иметь широкое представление о работах в предложенных программных продуктах, чтобы проводить квалификационные консультации.