ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

 _____________________________________________________________________

 

Кафедра психология педагогической деятельности и усовершенствования педагогического образования

 

 

Учебно-методический комплекс модуля

«ФОРМИРОВАНИЕ  КОМПЕТЕНЦИИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой

Горбунова Т.В.

«___» _____________ 2007 г.

 

 

 

Конспект лекций

 

Специальность    050502.65. «Технология и предпринимательство»

 

Ведущий лектор:

Виноградская М.Ю., канд. педаг. наук, доцент

(Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)

 

Одобрен на заседании кафедры

«___» _________ 2008 г. протокол № _________

 

 

 

 

 

Калуга

2008


Лекция № 1.

Тема: Система контроля и оценки качества проектной деятельности с помощью ИКТ

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.     Результаты проектной деятельности.

2.     Оценка результатов проектной деятельности.

3.     Контроль и оценка результатов проектной деятельности с помощью ИКТ

Краткое содержание лекционного материала

1.

«Многослойность» результатов проектной деятельности и в частности педагогической проектной деятельности. Результаты педагогической проектной деятельности для учителя. Предметным материалом для педагогического проектирования служит содержание учебного предмета (в нашем случаи «Технология»). Учитель проектирует не только процесс обучения, но и воспитания; воздействия как на учеников так и на социум вокруг них. Поэтому результаты педагогической проектной деятельности различны в зависимости от первоначальных условий и целей.

2.

Любой вид проектной деятельности в сфере образования помимо определенного продукта, так или иначе, затрагивает человека и их взаимоотношения. Поэтому встает вопрос единых критериев оценки каждого из видов результата, а также варианты процедуры оценивания. Необходимо рассматривать ряд вопросов.

Для оценки педагогических проектов обращаются к внутренней, внешней и общественной экспертизе проектов. Очень важно определить заранее, когда и что будет подвергаться оценке. В рамках формата каждого проекта необходимо разработать оценочный инструментарий, куда должны входить критерии и показатели, методики и процедуры оценивания.

Для оценки продуктивного ряда можно предложить следующие критерии: полнота реализации проектного замысла; соответствие контексту проектированию, степень новизны, социальная значимость. гуманитарность. эстетичность. педагогический результат проектной деятельности оценивается иначе: удовлетворенность участием в проекте, степень освоения процедур проектирования (качество проектного результата в целом, наличие положительных эффектов на индивидуальном уровне), становление социального партнерства, наличие потребности в дальнейшем развитии проектного опыта.

3.

проектирование в сфере обучения имеет определенную стратегическую направленность и ограничения по педагогическому результату. Поскольку проектная деятельность является синтетической, складывается из многих специфических процедур соотносящихся с другими видами деятельности, довольно кропотливым делом оказывается выстраивание ее структуры целиком. В силу этого отдельные проектные шаги остаются вне пределов активности педагога.

Для более полной картины создаются портфолио проекторной деятельности, тестовые задания. Целесообразно включать проведение диагностики стартовой готовности различных категорий участников проекта, именно ИКТ помогает выявить «белые пятна» в знаниях и опыте, «западающие» компоненты деятельности.

 

Лекция №2

Тема: Основные процедуры разработки учебного материала

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Основные этапы создания электронных учебных материалов.

Краткое содержание лекционного материала

1.

Выделено пять этапов разработки: описание целей и условий обучения; разработка сценария учебных материалов; подготовка бета-версии учебных материалов; оценка учебных материалов и их доработка по результатам оценки; сопровождение и развитие учебных материалов.

На каждом из выделенных этапов готовится очередная часть учебных материалов, проводятся их оценка (авторами и/или заказчиком) и необходимая корректировка.

Первый этап: описание целей и условий обучения. Первый этап обычно разбивают на три шага: оценка необходимости организации обучения; выбор системы средств обучения; описание учебных задач и уточнение целей обучения (детализация, операционализация). Результатом выполнения работ первого этапа является комплект материалов анализа целей, описание условий обучения и выбранных средств учебной работы.

Второй этап: разработка сценария электронных учебных материалов. Работу над сценарием обычно разбивают на два шага: подготовку демонстрационной версии учебных материалов; подготовку рабочего сценария учебных материалов. Главным результатом второго этапа разработки электронных учебных материалов является законченный рабочий сценарий

Третий этап: подготовка бета-версии учебных материалов. При подготовке бета-версии учебных материалов много внимания требуют такие вопросы, как: подготовка иллюстраций (фотографий, рисунков, скетчей, анимационных эффектов и пр.); запись аудиосопровождения; подбор или съемки видеоматериалов. Результатом выполнения третьего этапа является бета-версия электронных учебных материалов

Четвертый этап: оценка и доработка учебных материалов. Один из способов такой оценки — экспертиза. Более надежный путь — педагогический эксперимент, в ходе которого электронные учебные материалы используют для подготовки группы обучаемых. Оценка разработанных учебных материалов с рекомендациями по ее доработке и/или особенностям использования служит основанием для подготовки рабочей (итоговой) версии продукта. Результатом выполнения четвертого этапа является рабочая версия электронных учебных материалов.

Пятый этап: сопровождение и развитие учебных материалов. По мере того, как содержание обучения будет морально устаревать, и/или изменят условия их применения (например, появится широкополосный Интернет), возникнет необходимость подготовки новых версий или создания новых учебных курсов с использованием имеющихся наработок. Результат выполнения пятого этапа - новые рабочие версии электронных учебных материалов.