ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО»

___________________________________________________________________________

 

Кафедра психология педагогической деятельности и усовершенствования педагогического образования

 

 

Комплект учебно-методических материалов

к учебному модулю «Теоретические основы педагогического проектирования образовательного процесса»

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

модуля «Теоретические основы педагогического проектирования образовательного процесса»

 

Специальность         050502.65._____       «Технология и предпринимательство»__

                                    код ОКСО                                         наименование

 

Факультет      инженерно-педагогический

 

Курс    обучения                                           __4_____/_______/________

 

Семестр                                                        __8_____/_______/________

 

Всего часов по учебному плану:                            _20___

В том числе по формам обучения:             очная / очно-заочная /заочная

            - лекции                                __14_____/____________/_______

- практикум                          _______/____________/_______

                        - самостоятельная работа    ____6___/____________/_______

 

Формы итогового контроля знаний:

тест                                        _8___сем./ ____сем./ ____сем.

 

 

 

 

 

Калуга

2008


Содержание

 

1. Общие положения

Модуль входит в спецкурс «Педагогическое проектирование образовательного процесса» в рамках Дисциплины специализации (ДДС) при подготовке по специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство» (учитель технологии и предпринимательства). Общая трудоемкость 20 учебных часов, из которых 14 лекционных и 6 часов самоподготовки.

Основная цель модуля заключается в том, чтобы содействовать формированию специальной компетентности в педагогическом проектировании учебных материалов, определяющей его способность решать профессиональные задачи использования цифровых образовательных ресурсов и информационных и коммуникационных технологий в образовательной сфере.

Задачи модуля

·        дать представление о педагогическом проектировании образовательного процесса;

·        познакомить студентов с различными форматами ЦОР; международными и российскими стандартами по их описанию (SCORM, RUSLOM);

·        познакомить студентов с существующими техническими и дизайн-эргономическими требованиями к программным средствам учебного назначения;

В результате усвоения содержания модуля студенты должны получить систематизированные представления о педагогическом проектировании учебного процесса, возможностях использования цифровых образовательных ресурсов. С другой стороны, усвоение содержания модуля предполагает осознание студентами необходимости информатизации образования как компонента современного фундаментального образования в своей предметной области в единстве его основных функций: целеполагания, реализации поставленных целей, включая выработку индивидуальных стратегий их достижения, объективной оценки, самооценки и коррекции результатов своей деятельности. Перечисленные составляющие учебной деятельности должны явиться основой развития у будущих специалистов таких важных профессиональных качеств, как независимость мышления и действий в своей профессиональной области, самостоятельность и ответственность в выборе и принятии решений, готовность и желание повышать свой профессиональный уровень

С учетом ориентации дисциплины на преподавательскую, научно-методическую, воспитательную, культурно-просветительскую виды профессиональной деятельности изучение курса способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности специалиста:

·        формирование у студентов знаний о назначении и использовании информационных образовательных систем в учебном процессе в основной школе; 

·        развить творческий потенциал будущего учителя, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях информационного общества.

Таким образом, в результате изучения модуля у студентов

- закрепляются теоретические знания в области методики обучения Технологии;

- вырабатывается системный подход к решению профессиональных задач в области преподавания;

- формируются профессионально-методические навыки и умения в области педагогического проектирования;

- развивается гибкое методическое мышление.

2. Требования к уровню освоения дисциплины/модуля/спецкурса

Студенты, изучившие модуль, должны:

знать:

·        теоретические основы педагогического проектирования;

·        форматы ЦОР, их стандартизация и описание;

·        проектировочная деятельность;

·        этапы педагогического проектирования;

·        возможности использования в учебном процессе современных средств обучения;

·        основные модели решения методических задач, на уроках, направленные на достижение различных целей обучения при помощи ЦОР.

уметь:

·        анализировать ЦОРы с целью рассмотрения их технических и дизайн-эргономических требований и дальнейшего рационального использования в различных условиях обучения;

·        анализировать собственную деятельность по использованию ЦОР в учебном процессе с целью повышения ее эффективности.

владеть навыками:

·        использования системных межпредметных связей курсов технических дисциплин, курса теории и методики обучения технологии, педагогики и психологии на разных этапах образования.

 иметь представление о:

·        об технических и дизайн-эргономические требованиях к ЦОР;

·        основных структурных этапах педагогического проектировани;

·        перспективах развития информатизации системы технологического образования;

·        методическом потенциале  и возможных путях применения ЦОРов в обучении технологии;

·        методической структуре  уроков с использованием ЦОРов.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля

               

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

14

8

2

 

 

Лабораторные занятия

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

6

8

1

 

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля

         4.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Теоретические основы педагогического проектирования

2

 

 

2.

Субъекты и объекты проектировочной деятельности.

2

 

 

3.

Организация проектной деятельности.

2

 

 

4

Основные объекты педагогического проектирования.

2

 

 

5

Требования к участникам педагогического проектирования.

2

 

 

6

Основания для классификации и виды ЦОР.

2

 

 

7

Дизайн-эргономические требования к ЦОР.

2

 

 

 

Всего

14

 

 

         4.2. Практикум – не предусмотрены

4.2.1 Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)

Номера тем

лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1.

Подготовка анализа деятельности педагога в педагогическом проектировании (роль и вид )

2

2

2

Особенности мышления педагога в разных ролях педагогической деятельности

4

3

4.3. Практики - не предусмотрены

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Лекция 1

Тема «Теоретические основы педагогического проектирования»

Основные понятия педагогического проектирования. Педагогический проект - проектирование, прогнозирование, конструирование, моделирование. Проектная культура. Функции проектной деятельности, виды и уровни педагогического проектирования. Взаимосвязь видов педагогического проектирования и уровней представления проектного результата. Принципы проектной деятельности. Такие как – принцип гностичности, принцип пошаговости, принцип нормирования, принцип обратной связи, принцип продуктивности, принцип культурной аналогии, принцип саморазвития. Требования к успешной организации проектной деятельности.

Лекция 2

Тема «Субъекты и объекты проектировочной деятельности»

Проектные роли. Требования и деятельность каждой группы, участвующей в создании проекта. Выбор участников проекта. Психологическое обеспечение групповой проектной деятельности. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности.

Лекция 3

Тема «Организация проектной деятельности»

Этапы проектирования. Анализ, проектирование, разработка, применение, оценка. Этапы разработки учебных материалов: освоение образца; разработка учебных материалов при непосредственной поддержке преподавателя; самостоятельная разработка учебных материалов; тестирование разработки; разработка методических материалов, обеспечивающих процесс апробации и внедрения созданных учебных материалов в учебный процесс; экспертиза чужих учебно-методических разработок; апробация разработки в учебном процессе. Виды проектов.

Лекция 4

Тема «Основные объекты педагогического проектирования»

Проектирование содержания образования – от концепции образования до учебной программы или уроков. Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом - педагогические системы, процессы и их компоненты, целью - решение педагогических задач, результатом - проект педагогического объекта. Виды деятельности специалистов по разработке ЦОР: руководитель; методист (аналитик) специалист по педагогическому дизайну; сценарист учебных материалов; тестировщик учебных материалов; эксперт по предметной области; программист; дизайнер мультимедиа-объектов (видео, аудио и т.п.); редактор УММ. Порядок действий по проектированию педагогического и технологического объекта.

Лекция 5

Тема «Требования к участникам педагогического проектирования»

Особенности проектного мышления. Особенности поведения и системы отношений участников проектирования. Формирование умений педагогического проектирования деятельности педагога через проектирование дидактических целей учебного предмета, внеклассной деятельности, проектирование основных направлений (принципов, путей) достижения цели, моделирование и конструирование содержания учебного материала, моделирование структуры всех видов занятий, выбора методов и средств обучения, проектирования содержания деятельности учащихся и педагога, проектирования системы контроля, оценки и коррекции уровня законченности, оформления проекта.

Лекция 6

Тема «Основания для классификации и виды ЦОР»

Понятие о цифровых образовательных ресурсах (ЦОР) и их классификация. Классификация по предметным областям и возрасту учащихся. Классификация по технологии и методике использования в обучении: комплекты ЦОР к традиционным учебникам, Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), Информационные источники сложной структуры (ИИСС). Классификация по видам учебной деятельности: тестовые и контролирующие модули, мультимедийные энциклопедии и справочники, интерактивные модели процессов и явлений, интерактивные среды и виртуальные лаборатории, коллекции электронных наглядных пособий. Примеры различных видов ЦОР из проекта ИСО в предметной области «Технология».

Лекция 7

Тема «Дизайн-эргономические требования к ЦОР»

Классификация форматов ЦОР. Обзор форматов, принятых к использованию в программе ИСО: текст (*.htm, *.rtf, *.txt, *.pdf, *.Djvu), растровая графика (*.jpg, *.png, *.bmp, *.gif), векторная графика и анимация (*.swf, *.emf, *.dcr), динамический видеоряд (*.mpg, *.avi, *.wmv; *.asf), звукоряд (*.wav, *.wma, *.asf, *.mp3, *.mid), объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования (*.qt, Java applet, *.qtvr, *.vrml), математические формулы (*.ТеХ *.dvi), геометрические чертежи (*.gsp), географические карты (geoTIFF, *.shp, *.mid/mif, *.sxf), генеалогические деревья (*.gno), презентации (*.pps, *.ppt),  электронные   таблицы (*.xls), исполняемые файлы (*.exe). Авторские права и лицензионные соглашения. Принципы траектории обзора учебной информации. Психофизиологические требования к ЦОР.

6. Литература (основная и дополнительная)

Автор

Название

Выходные данные

1

Моисеева М.В.

Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна

М.: Издательский дом "Камерон", 2004

2

Безрукова В. С.

 

Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов.

Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.

3

Уваров А.Ю.

"Электронный учебник: теория и практика"

Изд. УРАО, М.: 1999.

4

Кречетников К.Г..

Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения

М.: Госкоорцентр, 2002.

5

Радионов В.Е

Нетрадиционное педагогическое проектирование

Учеб. пособие. - СПб.: СПбГТУ, 1996.

6

Заир-Бек Е.С.

Основы педагогического проектирования. -

СПб.1995.

7

Кальней В.А., Капралова B.C., Поляков В.А.

Основы методики трудового и профессионального обучения.

М.: Просвещение, 1987.

8

Монахов В.М.

 

Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.

Волгоград: Перемена, 1995

9

Безрукова В.С.

Профессиональная педагогика:

Учеб. для студ., обуч. по пед. спец-м и направлениям. - М.: Ассоц. «Профобразование», 1997.

10

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П.

Педагогическое проектирование

М. «Академия», 2005

11

Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л.

Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ

Вопросы образования, 2005, №3

12

Захарова И.Г.

Информационные технологии в образовании

Учебное пособие М.: «Академия», 2003.-192с.

13

Роберт И.В.

Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.

Учебник М.: "Школа-Пресс", 1994.

14

Роберт И.В., Самойленко П. И. 

Информационные технологии в науке и образовании

Учебное пособие М.: 1998

15

Уваров А.Ю.

Педагогический дизайн

«Информатика» Приложение к газете 1 сентября «Жаркое лето 2003».

16

Порев В.Н.

Компьютерная графика

Учебное пособие СПб.: БХВ, 2002.

17

Калверт Ч.

JBuilder. Разработка профессиональных приложений

Учебное пособие Киев: ТИД «Диа-Софт», 2004.

18

Под ред. Полат Е.С

Компьютерные телекоммуникации - школе.

Пособие для учителя М..1995

Ссылки на Интернет-ресурсы.

http://www.ioso.ru/distant/ - Российская Академия Образования. Лаборатория Дистанционного Обучения

http://www.emissia.50g.com/ - Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал

http://vio.fio.ru/vio_site/ - Вопросы Интернет образования.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

Презентации в Power Point для лекционных занятий

Схемы, рисунки

Электронный

2

 «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»»

Электронное издание

электронный

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Контроль усвоения содержания модуля осуществляется в следующих формах:

Текущий и промежуточный осуществляется на занятиях по материалам лекции в мини-опросов

Итоговый: тест по содержанию модуля.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

В преподавании модуля необходимо учитывать место каждого занятия в структуре модуля с точки зрения иерархии учебных целей и задач, определяемой логикой компетентностного подхода к подготовке специалиста с учетом последовательности усвоения материала, обеспечивающей преемственность теории и практики в овладении студентами содержанием обучения. В процессе работы в рамках модуля закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, основами технических дисциплин и информатики.

Лекционный курс содержит материал по использованию информационных технологий в преподавании Технологии. При этом занятия предполагают активную работу студентов и вовлечение их в обсуждение проблем информатизации процесса обучения. Отсутствие сложившихся норм в данном вопросе способствует организации активных дискуссий, где студенты должны осознать необходимость использования новых технологий, а также сами проследить траектории их возможного применения. Для лекционной работы обязательной является наглядность, что достигается за счет демонстрации презентаций. Прикладной характер рассматриваемых вопросов предполагает четкое представление об особенностях изучаемых ЦОРов.

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС и учебного плана специальности _050502.65.             «Технология и предпринимательство»_

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры ПППД и УНПО

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________         _______________________

подпись                                фамилия, инициалы