ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО _____________________________________________________________________

 

Кафедра психология педагогической деятельности и усовершенствования педагогического образования

 

 

 

Учебно-методический  комплекс  модуля

«Теоретические  основы  педагогического  проектирования  образовательного  процесса»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой

Горбунова Т.В.

«___» _____________ 2007 г.

 

 

Конспект лекций

 

Специальность    050502.65. «Технология и предпринимательство»

 

Ведущий лектор:

Виноградская М.Ю., канд. пед. наук, доцент

(Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)

 

Одобрен на заседании кафедры

«___» _________ 2007 г. протокол № _________

 

 

 

 

 

Калуга

2008


Лекция № 1.

Тема: «Теоретические основы педагогического проектирования»

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.     Основные понятия педагогического проектирования.

2.     Функции проектной деятельности, виды и уровни педагогического проектирования.

3.     Принципы проектной деятельности.

Краткое содержание лекционного материала

1.                 

В современном прочтении проектирование – «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». В соответствие с этим педагогическое проектирование понимается как – практико-ориентированная деятельность; процесс создания и реализации педагогического проекта; новая развивающаяся область знаний; технология обучения; специфический способ развития личности; научное направление педагогики; способ нормирования.

Центральное понятие – «педагогический проект». Рассмотрение таких категорий и понятий как «проект», «проектирование», «проектный», «проективный», «проектировочный» и других производных. Это необходимо не только для показа многообразия терминологии, но главное для умения правильно ей воспользоваться. Проектная деятельность тесно связана с понятиями – «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

Проектная культура. Проектная деятельность носит ярко выраженный социальный характер. Поэтому необходимо рассмотрение педагогической сущности проектирования.

2.                 

Основные функции проектной деятельности – исследовательская, прогностическая, преобразующая, нормирующая, конструктивная.

В современном образовании развиваются три основных вида проектирования – социально-педагогическое проектирование, психолого-педагогическое проектирование, образовательное проектирование. Каждый вид основывается на своей позиции анализа и построения проекта в сфере образования: социокультурной, психолого-педагогической, образовательной. Понятие «педагогическое проектирование» рассматриваем как собирательное, объединяющие все виды проектной деятельности. оно осуществляется в педагогических целях или их результат имеет педагогические последствия.

В зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом и процессуальном уровнях. Рассматриваем соотношение данных уровне и видов педагогического проектирования. А также их взаимосвязь.

3.

Общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования - принципы проектной деятельности. Рассматриваем подробно – принцип гностичности, принцип пошаговости, принцип нормирования, принцип обратной связи, принцип продуктивности, принцип культурной аналогии, принцип саморазвития.

Успешная организация проектной деятельности связана с рядом требований: требование контекстности; учет многообразияпотребностей всех заинтересованных сторон; требование активности участников проектирования; требование реалистичности; требование управляемости.

 

Лекция 2

Тема «Субъекты и объекты проектировочной деятельности»

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.     Проектные роли.

2.     Психологическое обеспечение групповой проектной деятельности.

3.     Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности.

Краткое содержание лекционного материала

1.

В рамках проектировочной деятельности ее субъекты могут выступать в роли заказчиков, разработчиков, лидеров, координаторов, руководителей, исполнителей проекта, экспертов. Каждая сопряжена с выполнением особых функций и необходима для прохождения всех этапов проекта.

В педагогических проектах необходима деятельность следующих специалистов: руководитель; методист (аналитик) специалист по педагогическому дизайну; сценарист учебных материалов; тестировщик учебных материалов; эксперт по предметной области; программист; дизайнер мультимедиа-объектов (видео, аудио и т.п.); редактор УММ.

2.

Совместный характер проектной деятельности требует специального приложения усилий для создания проекта. Необходимо рассматривать личную и профессиональную заинтересованность каждого участника. Поэтому необходимо создание общего категориально-понятийного пространства проектной деятельности.

При длительной работе в режиме проектирования возникают процессы, связанные со спецификой развития групповой динамики, психологической усталостью, разочарованием от хода или результатов проекта. решение требует тренинговых занятий и установления открытых отношений и надежной обратной связи между участниками проектной деятельности.

Необходима организация стартовой встречи широкого круга заинтересованных в проблеме людей. Форма взаимодействия может быть выбрана – семинар. мозговой штурм, видео- или реальная конференция, ознакомительная поездка. Продуктивная дальнейшая деятельность зависит от полноты и статустности на старте.

Важны адресность предстоящих изменений, прозрачность критериев отбора, понятность условий доступа к проектной сети. Необходимо обеспечить доступ участников к сетевой информации и установить регламент их взаимодействия.

3.

Объект проектирования – это среда или процесс, в контексте которых находится предмет. Предмет проектирования – это предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте. Это то чему посвящена проектная деятельность. Предмет проектной деятельности обладает свойством – изменчивостью, склонностью к постоянной трансформации, обусловленной развитием во времени замыслов участников проектирования.

Проектная деятельность педагога связана с запланированными изменениями в педагогической деятельности. Ее объектами становятся: образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты; педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты; содержание образования на всех уровнях его формирования; образовательное и информационно-коммуникативное пространство; социально-педагогическая среда, система педагогических отношений; все виды педагогической деятельности; личностные и межличностные структуры, профессиональная позиция; педагогические ситуации, качество педагогических процессов.

Необходимо рассмотрение проблемы авторских прав.

 

Лекция 3

Тема «Организация проектной деятельности»

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.     Этапы проектирования.

2.     Этапы разработки учебных материалов.

3.     Виды проектов.

Краткое содержание лекционного материала

1.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования: I этап – моделирование; II этап – проектирование; III этап – конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Педагогический дизайн как процесс проектирования учебных материалов – это ясно описанные процедуры, сгруппированные в ряд последовательных этапов. Производственный цикл по созданию учебных материалов состоит, по существу, из пяти основных этапов: 1 Анализ (насколько необходимо проводить обучение (анализ потребностей), каковы требуемые цели учения (анализ целей), каковы средства и условия будущей учебной работы (анализ условий)); 2 Проектирование (подготовка планов, разработка прототипов, выбор основных решений, составление сценариев); 3 Разработка (превращение планов, сценариев, прототипов в набор учебных материалов); 4 Применение (учебные материалы используются в учебном процессе); 5 Оценка (результаты учебной работы оцениваются, данные оценки используются для корректировки (доработки) учебных материалов).

Каждый из пяти этапов, в свою очередь, разбивается на несколько шагов. Разработчики учебного материала, которые используют процедуры педагогического дизайна в процессе своей работы, стремятся следовать этим этапам, шагам и соответствующим им процедурам.

2.

Этапы разработки учебных материалов: освоение образца; разработка учебных материалов при непосредственной поддержке преподавателя; самостоятельная разработка учебных материалов; тестирование разработки; разработка методических материалов, обеспечивающих процесс апробации и внедрения созданных учебных материалов в учебный процесс; экспертиза чужих учебно-методических разработок; апробация разработки в учебном процессе.

Основные этапы создания электронных учебных материалов, принятые российскими разработчиками из компании УНИАР. Выделено пять этапов разработки: описание целей и условий обучения; разработка сценария учебных материалов; подготовка бета-версии учебных материалов; оценка учебных материалов и их доработка по результатам оценки; сопровождение и развитие учебных материалов.

На каждом из выделенных этапов готовится очередная часть учебных материалов, проводятся их оценка (авторами и/или заказчиком) и необходимая корректировка.

3.

Рассматриваем проекты, наиболее часто встречающиеся в образовательной практике.

Учебные проекты. Особенность в структуре проектов в 20-е года ХХ века. Использования данного метода в то время за рубежом и в нашей стране. Опыт Шацкого С.Т. Метод проектов на современном этапе и особенно в курсе преподавания «Технологии». Деятельность педагога и ученика в рамках учебных проектов.

Досуговые проекты. Наиболее часто встречающиеся – каникулярные проекты. Особенность таких проектов это ориентация в любом виде на людей, забота о здоровье, благе, развитие и поддержка инициативы любого человека.

Проекты в системе профессиональной подготовки. Это проекты, создаваемые в ходе профессиональной подготовки в разных областях деятельности – технические, социальные, психолого-педагогические и т.д. проекты которые создаются в системе повышения квалификации. Необходимость таких проектов в системе подготовки будущих специалистов разных областей деятельности.

Социально-педагогические проекты. Чаще всего они носят название - проекты социального партнерства.

Проекты личностного становления - проекты, направленные на изменение внутреннего мира личности, созданные самой личностью (акмеологические) или принятые извне.

Сетевые проекты – проекты, организованные в рамках того или иного сетевого сообщества. Именно опыт таких проектов помогает в совершенствовании системы дистанционного обучения.

Международные проекты, которые являются эффективным средством интернационализации образовательного пространства.

 

Лекция 4

Тема «Основные объекты педагогического проектирования»

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.     Проектирование содержания образования.

2.     Порядок действий по проектированию педагогического и технологического объекта.

3.     Виды деятельности специалистов по разработке ЦОР.

Краткое содержание лекционного материала

1.

Проектирование содержания образования – от концепции образования до учебной программы или уроков. Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом - педагогические системы, процессы и их компоненты, целью - решение педагогических задач, результатом - проект педагогического объекта.

Педагогический дизайн основывается на следующих основных принципах: научности (использование теоретически обоснованных и проверенных на практике приёмов и методов организации учебного материала); наглядности – оправданное задействование при обучении максимального числа каналов восприятия информации обучающимся; доступности науки (обеспечение доступности научных знаний и используемости их обучающимися; уровень сложности знаний должен находились в зоне ближайшего развития обучающихся); зримости мышления (максимальный учет психологии восприятия и обучения, обеспечение отражения хода процесса познания); непрерывности и преемственности (обеспечение согласованности учебных курсов, порядков, правил и средств их освоения); комфортности (обеспечение для обучающихся удобства и эргономичности восприятия).

2.

Порядок действий по проектированию педагогического и технологического объекта на различных этапах проектной деятельности.

Педагогический объект – подготовительная работа (1. Анализ объекта проектирования. 2. Выбор формы проектирования. 3. Теоретическое обеспечение проектирования. 4. Методическое обеспечение проектирования. 5. Пространственно-временное обеспечение проектирования. 6. Материально-техническое обеспечение. 7. Правовое обеспечение проектирования.); разработка проекта (8. Выбор системообразующего фактора. 9. Установление связей и зависимостей компонентов. 10. Написание документа.); проверка качества работы (11. Мысленное экспериментирование применения проекта. 12. Экспертная оценка проекта. 13. Корректировка проекта. 14. Принятие решения об использовании проекта.)

Технологический объект - подготовительная работа (1. Анализ потребностей. 2. Проектная проблема. 3. Синтез возможных решений. 4. Физическая реализуемость. 5. Экономические рентабельные решения. 6. Финансовая осуществимость. 7. Выбор из проектных идей.); разработка проекта (8. Оптимизация проектного решения. 9. “Проекция в будущее”. 10 Упрощение проекта. 11 Подготовка к проектированию. 12 Проектирование компонентов. 13 Детальное проектирование частей. 14 Подготовка сборочных чертежей.); проверка качества работы (15 Программа проверки. 16 Анализ проверочных данных. 17 Усовершенствование системы.)

Проанализировав выше изложенное можно констатировать, что процесс проектирования в педагогике и технике различается количеством и значением шагов и содержанием задач каждого пункта. Выход на технологический уровень проектирования требует определенной структуры, алгоритма в самой проектировочной деятельности. Эта деятельность должна быть технологичной и, следовательно, ее можно и нужно проектировать. И все этапы, так или иначе, но проявляются в проектировании, в его любой форме. Поэтому необходимо их осмысление для целенаправленной, экономной и более грамотной работы над проектированием учебного занятия и внеурочных мероприятий.

3.

Основная проблема педагогического дизайна с использованием мультимедиа заключается в выборе набора медиа-компонент и интсрактива и их применении для оптимизации обучения в соответствии с поставленными целями. Поэтому рассматриваем различные компоненты педагогического дизайна мультимедийных учебных систем, такие как цели, содержание, информационные средства, и оценка.

Виды деятельности специалистов по разработке ЦОР: руководитель; методист (аналитик) специалист по педагогическому дизайну; сценарист учебных материалов; тестировщик учебных материалов; эксперт по предметной области; программист; дизайнер мультимедиа-объектов (видео, аудио и т.п.); редактор УММ.

 

Лекция 5

Тема «Требования к участникам педагогического проектирования»

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.     Особенности проектного мышления.

2.     Особенности поведения и системы отношений участников проектирования.

3.     Формирование умений педагогического проектирования деятельности педагога

Краткое содержание лекционного материала

1.

Особенности проектного мышления. Необходимо состояние открытости сознания новому, неизведанному. Проективное сознание ориентировано на извлечение знания из опыта и способно порождать на основе знания, полученного опытным путем. Некие образы, выполняющие опережающую функцию относительно будущих состояний объектов.

Проектное воображение сродни творческому воображению. Развито не у всех и с возрастом его формирование все больше затрудняется. С проблемой включения проектного воображения сопряжена педагогическая проблема развития и формирования культуры восприятия действительности в рамках проектирования.

Особенности проектного мышления проявляются в умении примысливать будущее, используя для этого определенные процедуры. Проектное мышление носит методологический характер. Характеристики и функциональное назначение методологического мышления многообразны.

Проектному мышлению свойственна рефлексивность. Основные функции которой в проектировании: проблематизация, концептуализация, перенормирование деятельности, самоопределение в проектном поле.

Проектный тип мышления отличается дисциплинированностью, способностью к структурированию, умением увидеть связи внутри объекта и его с внешней средой, следовать за логикой построения нормированных мыслительных процедур.

2.

Проектное отношение выражается в эмоционально окрашенном желании целенаправленного преобразования объекта. Проектное отношение аксиологично, реалистично. Проектировочное действие отличается нормированностью.

У участников проектной деятельности вырабатывается концептуальность поведения. Под этим подразумевается: способность осознанно осуществлять целеполагание; устойчивость принципов и норм осуществления деятельности в проекте; присутствие логики действий; умение структурировать свою деятельность; способность творчески ориентироваться в любой ситуации проектной деятельности; использование рефлексии для оценки, коррекции и развития своей деятельности в проекте.

3.

Формирование умений педагогического проектирования деятельности педагога через проектирование дидактических целей учебного предмета, внеклассной деятельности (имеет полное представление о необходимости диагностичной постановки целей, которые сформулированы через деятельность учащихся, легко контролируются и оцениваются), проектирование дидактических принципов (имеют место оригинальные дидактические принципы, четко прослеживается нетрадиционная их реализация), путей); проектирование содержания материала занятия (четкое осознание роли работы с образовательным материалом, который выстроен логично, в соответствии с требованиями программы к качеству, количеству и уровню подготовленности учащихся); проектирование форм (форма и структура занятия соответствует дидактическим целям, принципам, содержанию, обоснован выбор формы и структуры занятия, четкое представление в реализации каждого элемента занятия); проектирование содержания деятельности педагога и учащихся (предусмотрено рациональное использование диалога, применяются проблемные вопросы, оправданные спецификой образовательного занятия. В работу вовлечено большое количество учащихся. Есть четкое осознание процесса активизации деятельности учащихся.); проектирование методов (сочетание методов соответствует поставленным целям занятия, содержанию, структуре, особенностям учащихся, удачно используются активные.); проектирование системы контроля (избранное сочетание методов контроля соответствует поставленным задачам, представляет собой стройную систему контроля. Четко обоснован выбор методов контроля). Проект должен быть выполнен на высоком уровне как по содержанию так и по оформлению. При представлении применяются разнообразные дидактические средства, удачно подкрепленные сложными объяснениями, основанными на применении методических терминов.

 

Лекция 6

Тема «Основания для классификации и виды ЦОР»

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.     Понятие о цифровых образовательных ресурсах (ЦОР) и их классификация.

2.     Классификация по предметным областям и возрасту учащихся

3.     Классификация по технологии и методике использования в обучении.

4.     Классификация по видам учебной деятельности.

Краткое содержание лекционного материала

1.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.

ЦОР обладает структурой – набором включаемых элементов и связей между ними. Для структуры ЦОР выделяются следующие базовые классы: рубрикатор ЦОР; ЦОР простой структуры; ЦОР сложной структуры; метаданные ЦОР.

Рубрикатор ЦОР является формальным представлением иерархической древовидной структуры, соответствующей оглавлению учебного курса, оглавлению учебника, плану урока. Рубрикатор ЦОР включает следующие базовые элементы (разделы): идентификатор, включающий идентификатор вышестоящего раздела и собственно идентификатор раздела; наименование раздела; аннотацию раздела. В общем образовании рубрикатор ЦОР должен быть привязан к классу школьного обучения (ступени обучения) и определенному предмету в соответствии с действующими государственными стандартами.

Простой ЦОР (элементарный ЦОР, ЦОР простой структуры) – ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.

Примеры простых ЦОР: статья в формате MS Word, иллюстрация в формате JPEG вместе с сопроводительным текстом в формате HTML, книга в виде набора отсканированных страниц в формате GIF c оглавлением в формате HTML, аудиозапись mp3, видеозапись DivX, презентация в формате MS Power Point, отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной  технологической платформе.

Сложный ЦОР (ЦОР сложной структуры) – ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы. В наиболее общем случае сложный ЦОР может состоять из ядра технологической платформы с набором сервисных модулей, рубрикатора ЦОР и набора простых ЦОР, привязанных к элементам рубрикатора ЦОР. Примеры сложных ЦОР: гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы); электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования; система тестирования; тренажер; тематический каталог.

Метаданные ЦОР является формализованным контейнером для размещения набора параметров и данных, достаточных для поиска, выбора и получения представления о свойствах ЦОР, его назначении и использовании. В качестве модели метаописания ЦОР в проекте ИСО используется стандарт RUSLOM.

2.

Распределение ИУМК, победивших в проекте ИСО:

 

 

5

6

7

8

9

10

11

Есествознание

 

"Биология 6-9", ГУ "Федеральный центр наглядных средств обучения"

 

 

 

 

 

 

 

"Биология 10-11" ЗАО "Просвещение Медиа"

 

 

 

 

 

"Экология. Конструирование биосферы", 10-11 класс ООО "Квазар-Микро.Ру"

"Есественно-научное образование", 5-9 класс, ЗАО "Просвещение Медиа"

 

 

"Глобальная школьная лаборатория", 5-6 класс, консорциум "Конкорд"

 

 

 

 

 

 

 

"Физика 7-9" (система Эльконина-Давыдова) ЗАО "1С"

 

 

 

 

"Физика", 7-9 класс, ООО "Квазар-Микро.Ру"

 

 

 

 

 

 

 

"Физика-10", ООО "Физикон"

 

 

 

 

 

 

"Физика-10",  ИНТ

 

Математика

"Компетентность, инициатива, творчество", 5-9 класс, ТГПУ

 

 

 

 

"Вероятность и статистика в школьном курсе математики", ООО "ДОС"

 

 

"Математика в школе, XXI век. Алгебра и начала анализа", 7-11 класс

 

 

"Алгебра в основной школе", ЗАО "1С"

 

 

 

 

 

 

"Геометрия 9. Динамическая геометрия", ОАО "Издательство Просвещение"

 

 

Обществознание

ИУМК по истории древнего мира, 5 класс, ЗАО "Просвещение-Медиа"

 

 

 

 

 

 

 

"История средних веков", 6 класс, ООО "Кирилл и Мефодий"

 

 

 

 

 

 

"Российская и всеобщая история", 6 класс, ЗАО "1С"

 

 

 

 

 

 

"История России", 6-7 класс, изд-во "Росспен"

 

 

 

 

 

 

 

"Россия в XIX веке", ООО "Клио-Софт"

 

 

 

 

 

 

 

 

"История 10-11", ЗАО "Олма-Пресс"

 

 

 

 

"Устойчивое развитие", ООО "Физикон"

 

 

 

"География. Планета Земля", 6 класс, ОАО "Изд-во Просвещение"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Общественная география современного мира", 10-11 класс, ООО "Дрофа"

Технология

 

 

 

 

"От учебы к образованию и профессии", 9 класс, ОАО "Просвещение"

 

 

Филология

"Английский язык для 5 класса", Изд-во "Титул"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Английский язык, 8 класс", "МарГТУ"

 

 

 

 

 

 

 

 

English for Science", 10-11 класс, Изд-во "Титул"

"Русский язык", 5-7 класс, ЗАО "1С"

 

 

 

 

Искусство

"Пространственные искусства", студия "Март"

 

 

"Электронное музыкальное творчество", ИНТ

 

 

 

3.

По методике использования ЦОР в учебном процессе их можно разделить на три класса: комплекты ЦОР к традиционным учебникам; Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК); Информационные источники сложной структуры (ИИСС).

Под ИУМК понимается полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая: фундаментальность общеобразовательной подготовки; способность учиться; коммуникабельность, умение работать в коллективе; способность самостоятельно мыслить и действовать; способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

ИУМК должны способствовать формированию коммуникативных компетенций: организация и проведение эксперимента; поиск, сбор, отбор и анализ информации; организация и представление информации; организация дискуссии и участие в дискуссии; выступление с использованием мультимедиа презентации.

4.

По видам деятельности учащихся ЦОР можно разделить на следующие виды: тестовые и контролирующие модули, мультимедийные энциклопедии и справочники, интерактивные модели процессов и явлений, интерактивные среды и виртуальные лаборатории, коллекции электронных наглядных пособий.

 

Лекция 7

Тема «Дизайн-эргономические требования к ЦОР»

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.     Классификация форматов ЦОР

2.     Программное обеспечение, необходимое для корректной работы с различными форматами.

3.     Авторские права и лицензионные соглашения.

4.     Метаописания ЦОР.

5.     Принципы траектории обзора учебной информации.

6.     Психофизиологические требования к ЦОР.

Краткое содержание лекционного материала

1.

Обзор форматов, принятых к использованию в программе ИСО:

­       текст (*.htm, *.rtf, *.txt, *.pdf, *.Djvu),

­       растровая графика (*.jpg, *.png, *.bmp, *.gif),

­       векторная графика и анимация (*.swf, *.emf, *.dcr),

­       динамический видеоряд (*.mpg, *.avi, *.wmv; *.asf),

­       звукоряд (*.wav, *.wma, *.asf, *.mp3, *.mid),

­       объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования (*.qt, Java applet, *.qtvr, *.vrml),

­       математические формулы (*.ТеХ *.dvi),

­       геометрические чертежи (*.gsp),

­       географические карты (geoTIFF, *.shp, *.mid/mif, *.sxf),

­       генеалогические деревья (*.gno),

­       презентации (*.pps, *.ppt),  электронные таблицы (*.xls),

­       исполняемые файлы (*.exe).

2.

Особенности различных Web-браузеров (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Netscape Navigator, Opera). Работа с активным содержимым и безопасность.

Поддержка растровой и векторной графики в браузерах.

Видео- и аудио-кодеки, поддержка различных форматов.

Plug-in для работы с форматом vrml.

Программы пакета MS Office и поддерживаемые ими форматы.

Программы, поддерживающие отображение математических формул.

Просмотр геометрических чертежей в программе Geometers Sketchpad.

Установка Java-машины для просмотра апплетов, написанных на языке Java.

3.

Основные российские и международные законодательные акты и соглашения, регулирующие отношения в области авторского права.

Лицензионное программное обеспечение, закупленное для российской системы общего образования в рамках программы ИСО.

Понятие о свободно распространяемых программных продуктах и границах их использования.

4.

Использование метаописаний в коллекциях ЦОР. Назначение метаописаний в поисковых системах. Обзор международных и российских стандартов метаописания ЦОР (SCORM, RUSLOM).

http://www.edu.ru/db/portal/e-library/00000046/00000046.htm

5.

При проектировании компьютерных обучающих программ необходимо придерживаться следующих принципов организации траектории обзора учебной информации в условиях интерактивного учебного диалога: управление траекторией обзора следует осуществлять путем выдачи сообщений обратной связи и использования специфических возможностей компьютера (цвет, звук, изменение яркости, размера, положения и др.); следует обеспечить возможность естественного перемещения взора учащегося между различными видами информации (идеографической и текстовой; идеографической, отражающей статику, и идеографической, отражающей динамику изучаемого технического объекта; идеографической, отражающей учебный материал низкой степени абстракции, и идеографической, отражающей учебный материал более высокой степени абстракции; текстовой, отражающей исходные данные, и текстовой, связанной с практическими действиями).

6.

Используя цвет в передаче информации на дисплее, следует учитывать:

I. Чувствительность глаза различна к разным участкам спектра. В условиях дневного освещения чувствительность глаза наиболее высока к желтым и зеленым лучам. По данным экспериментальных исследований, зеленый цвет на экране дает несколько лучшие результаты по скорости и точности чтения, чем оранжево-желтый.

2. При длительном цветовом воздействии на глаз снижается его чувствительность к данному цвету. Наибольшее падение чувствительности наблюдается для сине-фиолетового цвета, наименьшее - для зеленого и желтого, т.е. синий цвет наиболее утомляет глаз.

Необходимо рассмотреть психологические особенности восприятия цвета. Можно выделить несколько цветов, которые выражают наиболее важные и существенные потребности человеческого организма. Это красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный цвета.