M.И. Доливо-Добровольский. Волга у Саратова. 1877

Изображен небольшой отрезок волжского берега с несколькими строениями. Среди них самым заметным является арка - так называемые Царские или Триумфальные ворота. Саратов во второй половине XIX в. был крупным торговым и перевалочным пунктом на Волге. Через его пристани проходил многомиллионный груз, поэтому у берега изображены многочисленные лодки, баржи и другие суда. На переднем плане работы выделяются два самых крупных судна, на флажках которых стоят буквы "ПК". Это обозначает их принадлежность собственности П. И. Кокуева, известного саратовского купца. Его же инициал и фамилию - "П. Какуевъ" - можно заметить на носу обеих лодок. Они гружены лесом, что подтверждает одно из направлений саратовской торговли. Немного далее стоит пароход, из трубы которого валит дым. Вдоль берега тянется широкая полоса песка, что объясняется начавшимся в 1869 г. обмелением Волги. Справа от центра автор запечатлел паровоз, едущий вдоль береговой полосы.

Работа принадлежит пейзажному жанру, хотя в правой стороне холста изображено несколько бытовых сценок: купание коней, водовоз, набирающий воду в бочку, полоскание белья и т. п.

Композиция проста и линейна. Центр произведения составляют лодки, стоящие у берега. Заслуживает внимания колористический строй работы. Первый план преимущественно определяется розовато-коричневой теплой гаммой. С этим спорят холодные краски неба, состоящие из серых оттенков облачной массы и проблесков ярко-голубого цвета. Зеленой ватерлинии судов вторит зеленая полоса берега. Прозрачность речной глади нарушают небольшие бурунчики волн, пастозно написанные художником.

Австрийский поэт Р. М. Рильке писал о Поволжье так: здесь "все видишь в новом измерении. И понимаешь: земля велика, вода есть нечто более великое, но особенно велико небо. Все, что я видел до этого, было лишь представлением о стране, реке и мире. Здесь же все в натуральную величину. У меня такое ощущение, как будто я увидел работу творца". "Волга у Саратова" как будто откликается на эти слова. Об этом говорит довольно большой формат работы и пространство неба, которое занимает большую часть полотна. Горизонтальный формат подчеркивает широту волжских далей и повествовательный характер работы, которую хочется рассмотреть во всех деталях слева направо. Историческая точность, свойственная работам художника, позволяет увидеть реалии жизни приволжских городов второй половины XIX в., найти подтверждения многим историческим фактам. Из-за этой особенности пейзажи Доливо-Добровольского можно определить как исторические.

Род Доливо-Добровольских имеет многовековую историю. В России он появился из Польши, а в Польше - из Италии. Михаил Иванович Доливо-Добровольский (1841-1881) в 1860-1866 гг. учился в Императорской Академии художеств, после окончания которой получил звание классного художника III степени. Пользовался советами Л. Ф. Лагорио и А. П. Боголюбова. Совершил вместе с Л.Ф. Лагорио путешествие по Кавказу, в 1870-х гг. побывал в Италии и Франции. В конце своей жизни жил и работал в Саратове около четырех лет. Путешествовал по Волге с целью зарисовок. Произведения М.И.Доливо-Добровольского находились во многих домах Саратова (у Кокуевых, Мордвинкиных). Михаил Иванович являлся художником пейзажного и анималистического жанров. О нем мало что известно доподлинно, хотя упоминания о Доливо-Добровольском есть в переписке К.А.Савицкого, И.Е.Репина, В.М.Васнецова, И.Н.Крамского. Алексей Петрович Боголюбов говорит о нем в своих "Записках моряка-художника": "В Париже собралась целая плеяда молодых русских художников: Васнецов, Антокольский, Ковалевский, Добровольский, Егоров, Ропет, В.Верещагин" (1874); "Частенько у меня были музыка и пение. Душою этого был художник Доливо-Добровольский - милый тенор. Он мне приводил своих знакомых".

Пейзаж (от фр. - страна, местность) - жанр живописи или отдельное произведение, в котором основной предмет изображения - природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марина). Лишь в XVII веке пейзаж стал самостоятельным объектом художественного творчества. В России его элементы активно использовались еще иконописцами, однако самостоятельное развитие жанра началось в первой половине XIX в. и связано с именами В. Венецианова, С. Щедрина, А. Иванова.

Временем подлинного расцвета пейзажной живописи становится вторая половина века. Период резкого увеличения интереса к русской действительности и природе совпал со временем учебы и становления М. И. Доливо-Добровольского как художника. Развитие пленэрной живописи и стремление к правдивой передаче окружающего мира определяли тогда главные пути русского пейзажа.

Реалистичность и достоверность изображения волжских берегов соседствует в произведениях Доливо-Добровольского с простотой и душевностью. Внимание к мелким деталям, желание перенести на полотно все, что видел, ничего не убавляя и не прибавляя, роднит художника с Л. Ф. Лагорио, определенное влияние которого Доливо-Добровольский испытал во время совместных заграничных поездок. Довольно ранняя смерть, в 40 лет, не дала полностью раскрыться таланту художника. Хотя целая серия его работ, разбросанная по музеям Поволжья (Самара, Саратов, Астрахань, Пенза, Вольск) и посвященная красоте волжских просторов, уже дает представление о нем, как об авторе реалистического направления в рамках русского пейзажа.

Изображенный отрезок берега относится к Никольской (ныне Радищева) улице, одной из старинных в Саратове. На протяжении своей истории ее название много раз менялось - она была Губернаторской, Соборной, Николаевской. Улица начиналась у Волги и была застроена по обе стороны амбарами для хранения зерна и муки. Сегодня это одна из центральных улиц Саратова.

Царские или Триумфальные ворота располагались на пересечении улиц Никольской (ул. Радищева) и Большой Сергиевской (ул. Чернышевского) и до сегодняшних дней не сохранились. Они были сооружены специально к приезду путешествующего по Волге в августе 1871 г. российского императора Александра II с сыновьями Владимиром и Александром. Город тщательно готовился к встрече: многие пристани и здания были украшены флагами, весь Никольский взвоз до Царских ворот был устлан коврами, тысячи саратовцев стояли с цветами вдоль Никольской улицы. Император сошел на берег, поднялся до ворот, прошел под ними и сел в подготовленный конный экипаж. Впоследствии Царские ворота служили приезжающим по реке гостям города своеобразным приглашением, означающим торжественный вход в Саратов.

В 1869 г. началось обмеление Волги. Русло реки отклонилось к левому берегу, а вдоль правого образовались пески на протяжении 9 верст. Этот факт и зафиксировал художник. Принимаемые меры "возвращения" Волги к Саратову не давали видимых результатов. И только начавшиеся в 1904 г. работы по углублению дна позволили сделать у города канал и восстановить судоходство в прежнем объеме.

В Саратове во второй половине XIX в. по берегу Волги была проложена товарная ветка железной дороги. Здесь получали и отправляли грузы, доставляемые по Волге. Рязано-Уральская (на тот момент Рязано-Козловская) железная дорога, подведенная к Саратову в 1871 г., очень тесно была связана с речным транспортом. Большая часть железнодорожных грузов приходилась на станции, которые являлись крупными пристанями. К ним относился и Саратов.

В это время пароходы стали привычным видом транспорта для любого волжского города. Пароходные общества "На Волге", "Кавказ и Меркурий", "Самолет" и др. осуществляли практически любые перевозки по линии Нижний Новгород - Астрахань. Свои пристани они имели и в Саратове. Кроме крупных пароходных обществ действовали и частные судовладельцы, создавая объединения, гремевшие по всему Поволжью.

Павел Иванович Кокуев был одним из них. Он пользовался в городе заслуженным уважением и авторитетом, а в 1880 г. был избран председателем Саратовского Биржевого комитета. Кокуев имел чин "коммерции советник", аналогичный дворянскому званию. Его присваивали купцам, чья коммерческая деятельность имела особое значение для государства или он имел заслуги еще и на государственном поприще. В 1860-х гг. Кокуев завел в Саратове собственное пароходство, имевшее несколько судов для перевозки грузов и пассажиров. В 1870-е гг. купец владел двумя буксирными пароходами: "Земляк" и "Павел Кокуев". Представители купечества в то время любили называть пароходы своими именами: престижно и служило рекламе дела. Возможно, на холсте мы видим эти суда, а работа была заказана автору их владельцем.

Пакалина Е. Н.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева