«Евпатий Коловрат»

В центральный фрагменте «Повести о разорении Рязани Батыем» повествуется о подвиге Евпатия Коловрата. Он – рязанский воевода. Во время нападения Батыя на Рязань Евпатий был в Чернигове.

Услышав о беде, он «с малою дружиною» поспешил к Рязани, но опоздал – «виде град разорен, государи побиты». Догнав Батыевы полки, воины Евпатия «начаша сечи без милости и сметоша» вражеское войско. Враги подумали, что восстали из гробов мертвые рязанцы. Батый посылает против Евпатия «силныа полкы» во главе с шурином своим Хостоврулом. Евпатий в поединке рассекает Хостоврула «на полы [пополам] до седла». Когда врагам удалось убить Евпатия, сам Батый восклицает: «Аще бы у меня такий служил, – держал бых его против сердца своего».

Многие исследователи считают фрагмент повести, связанный с Евпатием Коловратом, пересказом старинной былины о борьбе богатыря с захватчиками земли Русской. Это доказывают элементы устного народного творчества, которые присутствуют в повествовании: гиперболизация подвигов, анафора1. Есть в былинах и беседы богатырей с врагами родной земли, такую же беседу мы находим и в «Повести». Когда Батыю удается захватить пятерых воинов, «изнемогших от великих ран», он спрашивает пленных, кто они. Те отвечают, что они «от полку Еупатиева Коловрата», «посланы... тебя силна царя почтити и честна проводити и честь тебе воздати. Да не подиви, царю, не успевали наливати чаш на великую силу – рать татарскую. Царь же подивися ответу их мудрому».

Автор «Повести о разорении Рязани Батыем» неизвестен. Но его мастерство донесло до нас и страшные картины уничтожения Рязани, и скорбь по погибшим, и веру в великое будущее Русской земли. Литературные достоинства произведения заслужили похвалу многих исследователей и поэтов. Д. С. Лихачев назвал это произведение образцовым. Автор повести в немногих словах передал высокий накал страстей («распалися в серце своем») и гордость «узорочьем рязанским» – рязанскими людьми. Эта сжатость, точный подбор слов, ораторское мастерство, сравнения, эпитеты и метафоры («сии бо люди крылати и не имеюще смерти»), гиперболы («един бьяшеся с тысящей, а два со тмою») позволяют нам не только узнать о событиях тех лет, но и почувствовать дух времени.

Читатель повести с напряженным вниманием следит за ходом событий, сопереживает трагичности происходящего и героической самоотверженности рязанских защитников. В этом – высокая художественная сила «Повести о разорении Рязани Батыем».

  

1. Анафора – единоначатие – стилистический прием, заключающийся в повторении сходных звуков, слов, ритмических построений в начале стихотворных строк, строф или предложений