А.К. САВРАСОВ. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ. 1871

Над этюдами к самой известной своей картине А.К. Саврасов работал в селе Молвитино Костромской губернии во время путешествия по Волге, а саму картину, следуя своему обычному методу, писал в мастерской.

Картина стала событием в художественной жизни. И.Н. Крамской в своем письме к художнику Ф.А. Васильеву писал о своих впечатлениях от пейзажа: "«Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный … Душа есть только в «Грачах»". Позже знатоки русского искусства А.Н. Бенуа и И.Э. Грабарь связывали с этим произведением начало нового этапа в развитии русского пейзажа.

Картина "Грачи прилетели" была куплена П.М. Третьяковым, показана москвичам на выставке Общества любителей художеств и лишь после этого отправлена в Петербург на выставку передвижников, с которой и началась ее настоящая слава. Сразу после выставки Саврасову было заказано повторение картины для императорского двора. Это было первое из бесчисленных авторских повторений, которые художник сделал в разные годы с самой известной своей работы.

Трепетное чувство ожидания перемен, обаяние первых дней весны пронизывают картину. Она звучит как элегия об извечном и непрестанном обновлении жизни. Впечатления просветленности, тишины и особенной чистоты чувств мастер добивается мягкостью живописного строя картины, тонким равновесием холодноватых тонов. Светлая радость наполняет пейзаж. Это состояние передается зрителю, чувства которого вторят настроению, царящему в картине.