Содержание

Раздел I. Что важно знать учителю о преподавании курса истории Древнего мира в современных условиях
1. Общая характеристика процесса обучения истории Древнего мира в современной школе
1.1. Задачи исторического образования на современном этапе
1.2. Особенности познавательного потенциала учащихся 5-х классов в обучении истории
1.3. Место курса истории Древнего мира в современном историческом образовании и особенности построения его содержания
2. Особенности освоения курса истории Древнего мира на основе УМК
2.1. Структура УМК и общая характеристика входящих в него средств обучения
2.1.1. Программа-презентация
2.1.2. Компьютерная обучающая программа (КОП)
2.1.3. Словари-справочники по истории Древнего мира
2.1.4. Тренинги
2.1.5. Тесты
2.1.6. Журнал учителя
2.1.7. Рабочая книга для учащихся «Я и история»
2.2. Цели и особенности отбора содержания для освоения курса истории Древнего мира на основе УМК
2.3. Общие особенности планирования и организации процесса обучения истории в 5-м классе
2.3.1. Особенности перспективного планирования учебного процесса
2.3.2. Особенности методики обучения истории при работе с УМК
Раздел II. Методические рекомендации к урокам по истории Древнего мира
Тема 1. Введение в историю
Урок 1. Что такое история (Мир истории)
Урок 2. Как изучать историю
Урок 3. **Счет лет в истории
Урок 4. Историческая карта
Урок 5. Исторические источники
Тема 2. Жизнь первобытных людей
Урок 6. Первые люди на Земле
Урок 7. Родовые общины
Урок 8. **Древние скотоводы и земледельцы
Урок 9. Возникновение религиозных верований и искусства
Тема 3. Древний Восток
Урок 10. Географическое положение и природа Египта.
Урок 11. Образование государства в Древнем Египте
Урок 12. Военные походы фараонов
Урок 13. Жители Древнего Египта
Урок 14. Религия Египта
Урок 15. **Культура Древнего Египта
Урок 16. Древнее Двуречье
Урок 17. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи
Урок 18. Ассирийская держава
Урок 19. Персидская держава
Урок 20. **Древняя Палестина
Урок 21. Древняя Индия
Урок 22. **Древний Китай
Урок 23. Урок проверки результатов обучения по теме «Древний Восток»
Тема 4. Древняя Греция
Урок 24. Географическое положение и занятия жителей Древней Греции
Урок 25. Крит и Микены – древнейшие государства Средиземноморья
Урок 26. Религия Древней Греции
Урок 27. **Троянская война и поэмы Гомера «Илиада и Одиссея»
Урок 28. Аттика. Реформы Солона
Урок 29. Древняя Спарта
Урок 30. Греческая колонизация
Урок 31. **Греко-персидские войны
Урок 32. Расцвет Демократии в Афинах
Урок 33. Жители Древней Греции
Урок 34. Олимпийские игры
Урок 35. Образование и наука в Греции
Урок 36. Греческий театр
Урок 37. **Искусство Древней Греции
Урок 38. **Возвышение Македонии. Походы Александра Македонского
Урок 39. **Эллинистическая культура
Урок 40. Урок проверки знаний
Тема 5. Древний Рим
Урок 41. Основание Рима
Урок 42. Установление республики в Риме
Урок 43. Завоевание Римом Италии
Урок 44. Пунические войны
Урок 45. Расцвет Римской республики
Урок 46. Рабство в Риме. Восстание Спартака
Урок 47. Гражданские войны Рима
Урок 48. Установление империи в Риме
Урок 49. Римская империя в I–II вв.
Урок 50. Возникновение христианства
Урок 51. Жители древнего Рима
Урок 52. Падение Западной Римской империи
Урок 53. Культура Рима
Урок 54. Итоговое тестирование

Раздел I. Что важно знать учителю о преподавании курса истории Древнего мира в современных условиях

1. Общая характеристика процесса обучения истории Древнего мира в современной школе

1.1. Задачи исторического образования на современном этапе

В историческом образовании происходит кардинальная перестройка системы обучения школьников. Раньше преобладала так называемая «знаниевая» модель обучения истории, когда усвоение исторических фактов и теоретических сведений было самоцелью образования.

В современном динамично меняющемся мире, в условиях стремительно расширяющегося информационного пространства необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы ученику успешно ориентироваться в сложной окружающей действительности. Ведущей становится цель формирования компетентной личности – личности, которая способна принимать жизненно важные для нее решения на основе самостоятельно приобретаемых и осмысляемых сведений о мире. Приоритетными становятся задачи развивающего обучения истории, освоения школьниками способов познавательной деятельности.

Вместе с тем история – наука по своей сущности описательная, «знаниевая». Познание конкретных фактов в истории самоценно. В курсах по деятельностным предметам предусмотрены уроки для практической работы (для отработки правил письма, для решения задач и т. д.). Особенность преподавания истории состоит в том, что на каждом уроке даются новые знания, на освоение которых требуется значительное время, и отказаться от этого невозможно. Прежде чем ученик получит возможность самостоятельно действовать в процессе изучения истории, ему необходимо первоначально дать совокупность исторических знаний, которыми он сможет оперировать в процессе своей работы.

Как же построить обучение истории таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить специфику познания предмета, а с другой – обеспечить возможность организации учебного процесса на основе осознанной деятельности самих учеников?

Учителя, пытающиеся решать эту проблему в условиях традиционного обучения, сталкиваются с тем, что организация самостоятельной работы школьников более трудозатратный процесс, требует большего количества времени, чем при преподавании прошлого привычным способом изложения материала учителем. Необходимо подготовить специальные задания и отобрать или даже создать дополнительные средства обучения (раздаточный материал, тексты, иллюстрации и т. д.), а также выделить время на разъяснение школьникам способов выполнения заданий, на освоение ими материала на основе разных источников знаний, а затем проверить и откорректировать работы и т. д.

Наши исследования по использованию в преподавании истории специальных компьютерных программ показывают, что организация обучения на основе сочетания традиционной и электронной образовательной среды открывает новые возможности для активизации познавательной деятельности школьников на уроках.

Важной задачей современного образования является создание условий для раскрытия индивидуальных способностей учеников в учебном процессе. Вместе с тем известно, сколь сложно выстроить в условиях массовой школы индивидуальную траекторию эффективного обучения каждого ученика. Высоким образовательным потенциалом для решения данной задачи обладают электронные средства обучения, ведь недаром полное название современной электронно-вычислительной машины – «персональный компьютер». Специальные образовательные программы способны вести обучение школьника в диалоговом режиме, гибко реагируя на то, как именно данный ученик справляется с предлагаемыми ему заданиями.

Использование интерактивных технологий обязательно должно строиться с учетом особенностей познавательного потенциала учащихся 5-х классов.

1.2. Особенности познавательного потенциала учащихся 5-х классов в обучении истории

Познавательный интерес к истории

Современные программы начальной школы ориентируют на создание у учащихся общей, интегративной картины окружающей действительности. Исследования показывают, что ученики, приходящие в 5-й класс и чей уровень соответствует требованиям стандартов начального образования, очень часто еще не умеют выделять область предметных знаний по истории. Они зачастую путают историю с литературой, с географией, природоведением. На начальном этапе обучения интерес к истории у пятиклассников еще не носит четко выраженной осознанной направленности на познание именно данного предмета, он связан с общей возрастной потребностью познавать мир в его многообразии.

Вместе с тем известно, что ученики 5-х классов проявляют интерес, желание и готовность к изучению прошлого. К концу учебного года история, как правило, начинает занимать одно из первых мест среди предметов, которые любят пятиклассники. Она привлекает учеников этого возраста в первую очередь:

  • яркостью и новизной самих сведений о прошлом;
  • занимательными историческими сюжетами, особенно своими тайнами и загадками;
  • образами исторических деятелей, поступки и свершения которых обладают особой силой воздействия в силу того, что они происходили в реальной действительности.

В целом ученики 5-х классов готовы изучать материал о прошлом любой тематики, но все же предпочтительны для них нравственная проблематика, история повседневности, соотносящаяся с их личным опытом познания мира.

Как показывают исследования, в последние годы под влиянием издаваемых компьютерных программ возрос интерес пятиклассников к вопросам военной истории. Одновременно наметилась тревожащая тенденция к снижению интереса к истории духовной культуры, к изобразительному искусству. Отчасти это можно объяснить тенденцией к прагматической направленности ценностных ориентаций у школьников, так как история быта все же продолжает интересовать учеников.

Естественно, в этом возрасте ученикам интереснее фактический материал, а не теоретическое содержание исторических курсов, ценятся способности удерживать в памяти большое количество сведений о прошлом, а не интеллектуальные возможности к осмыслению событий и явлений.

Следует помнить, что ведущим фактором, влияющим на становление познавательного интереса к предмету, было и остается осознание учеником своей успешности в обучении, способности к самоутверждению при изучении прошлого. Вместе с тем данные исследований показывают, что прослеживается тенденция к снижению уровня усвоения общеучебных умений в начальной школе – умений беглого чтения, развернутой речи, грамотного письма. В этих условиях достижение высоких результатов в обучении требует не только решения предусмотренных программой задач развивающего обучения, но и использования методик компенсации пробелов в развитии школьников.

Вторым важным фактором, развивающим мотивацию к учению, также остается характер взаимоотношений ученика с учителем истории. В этом возрасте у учеников очень часто любовь или нелюбовь к предмету определяется их отношением к учителю. Сами ученики указывают, что им важно, чтобы «учитель верил в них», «понимал трудности», «не бранил сгоряча».

Особенности познавательной деятельности при изучении истории

В силу возрастных особенностей психики (это время физической активности), пятиклассники еще только учатся удерживать внимание на протяжении целого урока. В современных условиях этот факт требуется учитывать особо: возросло количество подростков с подвижной психикой «непосед» (гиперактивных школьников). Важно направить потребность в активных действиях, присущую этому возрасту, в русло учебного труда.

Известно, что познание прошлого в этом возрасте базируется на образно-чувственном восприятии исторического материала. При этом современное поколение учеников пресыщено потоком всевозможной неупорядоченной яркой исторической информации, обрушивающейся на них отовсюду. По данным психолого-педагогических исследований (это подтверждается и нашими данными), у нового поколения школьников прослеживается тенденция перехода от книжной культуры познания (основанной на изучении текстов) к экранно-зрительной культуре отражения мира. Приступая к изучению истории, ученики готовы к отражению внешних, а не внутренних сторон прошлого.

Поэтому наиболее эффективным становится путь организации обучения, который предполагает восхождение ученика от зрительного восприятия прошлого при работе с наглядными источниками (с наиболее привычными средствами информации) к изучению учебных исторических текстов. Эта логика подачи учебного материала соответствует закономерностям исторического познания учениками: от создания конкретных, образных представлений о прошлом к формированию обобщенных знаний (понятий, выводов). Именно при такой последовательности обеспечивается не только запоминание исторических образов, но и осознанное присвоение пятиклассником знаний о прошлом.

При отсутствии образного восприятия исторических фактов у учеников проявляется эффект модернизации картин прошлого. При проведении исследований мы практически в каждой школе сталкивались с этим явлением: «на римских воинах был одет бронежилет», «актеры греческих театров ходили в туфлях на платформе» и т.д. Случаи модернизации исторических объектов участились в силу того, что телевидение демонстрирует порой псевдоисторические фильмы, а в игровых компьютерных программах зрительный ряд зачастую не соответствует историческим реалиям, иногда даже сознательно нарушается. Модернизация учениками прошлого связана не только с отсутствием четких исторических представлений, но и с недоразвитием мышления и речи (отсутствие словарного запаса, незнание историзмов).

Другая проблема в восприятии истории заключается в том, что ученики еще только оторвались от мира волшебных сказок, и они еще не отличают мифологического героя от реально существовавшего исторического лица, так же как не делают различий между художественным образом и его историческим прототипом. Поэтому в обучении истории, с одной стороны, важно опираться на интерес учеников к вымышленному миру (это зона из ближайших интересов), а с другой – неуклонно учить их различать исторические реалии и ошибки в их отражении, подлинные факты прошлого и мифы.

Восприятие прошлого в исторических образах, естественно, предполагает, что память ученика развивается с опорой не на абстракции, а на зримо воспринимаемые исторические факты и явления. Проведенными исследованиями установлено, что пятиклассники в состоянии непроизвольно удерживать после урока (или после чтения параграфа учебника) около 4–6 смысловых единиц знаний (дат, фактов, имен собственных, понятий и т.д.). У пятиклассников еще отсутствует способность самостоятельно отличать главный учебный материал от второстепенного, подростки могут запомнить второстепенные, но яркие детали и упустить важные для понимания курса сведения, особенно те, которые выражены в понятиях и обобщениях. Вместе с тем нам нельзя ограничиваться только созданием «живописного полотна» истории Древнего мира. Необходимо сделать первые шаги на пути приобщения школьников к языку нашей науки, а он выражен в исторических понятиях. Накопленный методический опыт свидетельствует о том, что эта задача уже разрешима в данном возрасте, естественно, на уровне, соответствующем познавательным возможностям учеников.

При воспроизведении учебного материала ученики этого возраста могут изложить несложное по своей структуре содержание, касающееся одного вопроса темы (подзаголовка параграфа). Пятиклассники, особенно в начале обучения, как правило, используют в ответе один источник информации (текст учебника, документа или изображение на картине). Это происходит потому, что при воспроизведении содержания ученики чаще всего придерживаются не своей логики, а последовательности изложения материала в избранном за основу источнике информации и не могут «встроить» в свой ответ сведения из нового источника.

В 5-м классе у учеников уже имеются представления об астрономическом времени и непосредственно окружающей их пространственной среде. Но у них еще не сформирована способность мыслить в историческом времени и историческом пространстве. Опыт упорядочивать информацию, сообразуясь с хронологией, у этих учеников весьма невелик, и уж тем более они не могут пока осознавать причинно-следственные связи исторических событий. Поэтому сведения о прошлом, которыми располагает будущий пятиклассник, предстают в его сознании как отдельные, разрозненные эпизоды того, что было до него и «очень давно».

У школьников этого возраста еще только идет процесс развития абстрактного мышления, что требует особого внимания к формированию обобщенных исторических понятий, умений исторического анализа и обобщений. В силу возрастных особенностей пятиклассники не осознают ценности теоретических знаний, личной значимости задач овладения эффективными способами учебных действий, сведениями о рациональных приемах работы, важности самоанализа не только при оценке правильности изучения исторических фактов, но и при осуществлении учебных действий по овладению содержанием.

1.3. Место курса истории Древнего мира в современном историческом образовании и особенности построения его содержания

Школьный курс истории Древнего мира занимает особое место в структуре школьного исторического образования. В начальной школе ученики, как правило, приобретают элементарные сведения по истории в рамках интегративного курса «Окружающий мир». Бόльшая часть учебных программ для этого курса предполагает знакомство учеников со страницами истории нашей страны.

При изучении истории Древнего мира закладываются основы для систематического изучения исторического опыта человечества в его хронологической последовательности, начинается приобщение учащихся к культуре исторического познания в рамках среднего образования, создаются условия для становления ценностного отношения учеников к изучению прошлого.

В начальной школе окружающий мир для большинства учеников – это местность, край, в котором они живут, их страна. Курс истории в 5-м классе расширяет пределы познания мира школьниками. С этого курса начинается изучение всеобщей истории в основной школе, знакомство с жизнью народов зарубежных стран, требующее от учеников осознания общности судеб всех народов мира и ценности культурного наследия каждого их них. Всеобщая история – материал, мало знакомый ученикам из личного опыта, он более сложен для восприятия пятиклассниками, чем сведения из истории Отечества по языку (терминам), историческим названиям, по возможности использовать жизненный опыт и уже имеющиеся знания.

На данном этапе начинается процесс систематического освоения учениками специальных, предметных умений, рациональных способов познавательной деятельности, необходимых для изучения прошлого, закладывается основа для самостоятельной работы ученика на всем протяжении его школьного исторического образования.

Особенности построения курса истории Древнего мира и отбора учебного содержания

Традиционно в рамках этого курса ученики прослеживают путь развития человечества от первобытного общества к древнейшим цивилизациям, изучают историю возникновения и развития первых государств Востока и античного мира. Курс истории Древнего мира строится по страноведческому принципу. Вместе с тем при изучении государств соблюдается и хронологическая последовательность: от более древних цивилизаций Востока – к тем, которые возникли позже.

В соответствии с требованиями большинства современных программ и учебников пятиклассники начинают изучать историю многомерно: они знакомятся с природными условиями и хозяйственной деятельностью, с политическим и социальным развитием древнего общества, с повседневной жизнью и духовной культурой.

Современная школа ориентирована на обобщенный характер познания мира. Важно к концу изучения курса подвести учеников к пониманию общих черт и значения отдельных этапов первобытного общества и древних цивилизаций для развития человечества, сформировать элементарные представления о характерных чертах древних восточных и античных государств.

В силу возрастных особенностей из научно-исторических знаний об этом периоде отбираются элементарные сведения, доступные восприятию учеников в данном возрасте. Опыт изучения данного курса показывает, что первые разделы курса (история первобытного общества и Древнего Востока) целесообразно строить по принципу «было – стало», не выделяя детально этапов в развитии первых людей Земли и первых цивилизаций в Египте, Междуречье и т.д. При этом в большинстве случаев дается описание не конкретных событий, а воссоздаются типологические факты (например, не описываются конкретные войны Древнего Египта, Ассирии в их неповторимом своеобразии, а создается типологический образ войны, характерный для истории данной страны).

Только при обращении к истории Древней Греции и Древнего Рима ученики уже будут подготовлены к тому, чтобы на элементарном уровне освоить этапы в развитии стран: возникновение государства – его расцвет – упадок. Возрастает степень конкретизации исторических объектов (Греко-персидские войны и их главные сражения, Пунические войны и т.д.).

Для изучения прошлого каждой страны отбираются сведения, позволяющие подвести учеников к главным обобщениям курса. Это факты, которые:

  • характеризуют общие черты в развитии народов в период Древнего мира;
  • раскрывают черты, свойственные развитию народов восточной или античной цивилизации;
  • позволяют создать представления о главных особенностях каждой страны, ее вкладе в развитие мировой цивилизации, о таких важнейших, ключевых событиях и явлениях ее истории, которые существенно повлияли на развитие данного государства.

Отбор собственно исторического содержания и форма его предъявления должны быть такими, чтобы ученики могли самостоятельно осваивать учебные материалы в соответствии с существующими у них в данный момент умениями учебной деятельности.

Обязательным содержанием исторического образования, помимо собственно исторических знаний, теперь становятся умения самостоятельной деятельности ученика и основанный на их освоении личный опыт исторического познания школьника. Для этого в структуре учебного содержания должны присутствовать, помимо исторических фактов и понятий, сведения о способах учебной деятельности, которые создают условия для осознанной самостоятельной работы учеников по освоению учебного материала.

2. Особенности освоения курса истории Древнего мира на основе УМК

2.1. Структура УМК и общая характеристика входящих в него средств обучения

Предлагаемый нами учебно-методический комплекс (УМК) для изучения истории Древнего мира учитывает требования государственных стандартов по освоению данного учебного курса. При построении содержания обучения авторы также ориентировались на те единицы учебных знаний по истории Древнего мира (факты, понятия и пр.), которые, как правило, входят в федеральные учебные программы по данному курсу и отражены в школьных учебниках федерального комплекта. В этом смысле данный учебный комплекс универсален.

УМК ориентирован на использование различных вариативных учебников по истории. В некоторых случаях невозможно было обеспечить единое планирование уроков, адекватное содержанию параграфов любого учебника. При использовании УМК предполагается внесение некоторых коррективов в тематическое планирование учителя.

УМК призван дать полное методическое сопровождение работы учителя и познавательной деятельности учащихся в процессе освоения курса истории Древнего мира на деятельностной развивающей основе.

УМК предполагает организацию процесса обучения в двух средах:

  • в традиционной образовательной среде с компьютерной поддержкой (в обычном кабинете истории, оcнащенном демонстрационными средствами для использования электронных учебных программ–презентаций, словарей1);
  • в электронной образовательной среде, в компьютерном классе, где у каждого ученика имеется персональный компьютер, для проведения уроков, целиком базирующихся на компьютерных обучающих программах, тестах, тренингах2, то есть на средствах обучения, имеющих обратную связь с учеником, как это свойственно программированному обучению.

В комплект УМК входят следующие электронные средства обучения:

  • программы-презентации для учителя и учащихся;
  • компьютерные обучающие программы для учащихся (далее КОП);
  • электронные словари-справочники;
  • электронные тренинги;
  • электронные тесты;
  • электронный журнал учителя.

Основными компьютерными средствами обучения на уроке являются программы-презентации и компьютерные обучающие программы. Они выстроены таким образом, чтобы обеспечить раскрытие нормативного содержания всех уроков курса истории и систематическое, поэтапное освоение учениками умений познавательной деятельности (см. Тематическое планирование уроков).

Электронные средства обучения, в зависимости от их предназначения, содержат различные виды цифровых образовательных ресурсов.

  1. Изобразительный ряд УМК представлен следующими компонентами:
    • репродукции учебных картин, художественных произведений исторического жанра, портретов;
    • фотографии, графические реконструкции памятников истории и культуры изучаемой эпохи;
    • видеофрагменты из исторических художественных и мультипликационных фильмов;
    • изображения виртуальных исторических и мифологических героев для игровых уроков (в том числе анимированные).
  2. Фрагменты этнической музыки (в основном в современной обработке) и классической музыки, преимущественно предназначенные для усиления эмоционального восприятия содержания. Также в КОП предусмотрено звуковое сопровождение программ (озвучивание ролей виртуальных героев).
  3. Условно-графическая наглядность представлена учебными историческими картами, картами-схемами, таблицами, аппликационными и текстовыми схемами, специально адаптированными и анимированными для решения познавательных задач.
  4. Исторические тексты:
    • адаптированные тексты различных видов первоисточников (памятников истории и культуры эпохи), в том числе фрагменты сочинений античных историков;
    • фрагменты научно-популярной исторической литературы (при необходимости адаптированные);
    • произведения детской и классической художественной литературы, исторической по содержанию;
    • словарные статьи, фрагменты исторических трудов ученых-историков и авторские учебные тексты методистов – создателей УМК.
  5. Тексты, обеспечивающие управление процессом познавательной деятельностью школьников:
    • проблемно-познавательные задания самых разнообразных видов;
    • методические рекомендации учащимся по выполнению заданий;
    • памятки для освоения учениками рациональных способов учебной деятельности;
    • анимированные тексты опорных понятий, выводов, дат и других видов учебных знаний, которые необходимо прочно усвоить;
    • тесты, обеспечивающие мотивацию учения, анализ учениками результатов своей деятельности.
  6. Электронный банк данных, собирающий из разных компьютерных программ результаты обучения школьников (см. об этом подробно в п. «Журнал учителя»).

Помимо блока электронных средств обучения, УМК содержит печатную рабочую книгу для школьников «Я и история» и настоящее методическое пособие учителю.


1 Для индивидуальной работы учеников со словарями необходимо предусмотреть доступ к компьютеру школьников во внеурочное время.

2Тренинги и тесты предназначены для работы в компьютерном классе во время проведения урока со всем классом, но они также могут использоваться на уроке, проводимом в обычном классном помещении, и во внеурочное время для индивидуальной дополнительной работы с учениками.


Рассмотрим компоненты УМК подробнее.

2.1.1. Программа-презентация

Это средство обучения создано для информационной (образной, текстовой) поддержки интерактивных технологий, реализуемых в традиционном режиме обучения. Они могут быть использованы в любом помещении, где есть условия для их демонстрации.

Представляемые в презентациях материалы в зависимости от учебных целей могут быть использованы на фронтальных занятиях, для работы по группам, а также для использования их учениками в индивидуальных сообщениях. Ряд презентаций содержит варианты проведения одного и того же урока на повышенном или базовом уровне (по выбору учителя).

Презентации предоставляют возможность изучать темы урока на основе управления познавательной деятельностью учеников с использованием различных развивающих технологий. В зависимости от характера активизации познавательной деятельности учеников используются два вида презентаций.

Первый вид – это презентации, раскрывающие основное содержание урока в соответствии с логикой построения курса истории и этапами формирования учебных умений школьников. В них, благодаря системе последовательно предъявляемых школьникам задач, осуществляется управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на активное освоение исторических знаний в процессе работы с разными видами источников исторической информации. При этом вводятся знания о способах учебной деятельности и на этой основе осуществляется развитие речи, мыслительных умений и умений работы с источниками. Такой, например, является презентация «Древнейшие на Земле люди». Задания, предлагаемые в презентациях, выполняются пятиклассниками устно или письменно в рабочей книге «Я и история».

В таких презентациях задается основа для освоения нового содержания урока. Опрос и домашнее задание учитель организует сам с учетом поурочных рекомендаций, содержания данной темы в учебнике истории, заданий для учеников в рабочей книге.

В соответствии с предлагаемой логикой урока учитель организует деятельность учеников по освоению нового содержания на основе предъявляемых в презентации источников учебных знаний. Деятельность учителя в основном связана:

  • с предварительным выявлением групп учеников, которые дифференцированно вовлекаются в познавательную деятельность на уроке в соответствии с задачами их индивидуального развития (большинство сведений о достижениях ученика содержится в журнале учителя);
  • с введением дополнительных исторических сведений, относящихся к рассматриваемой теме, в том числе тех, которые обеспечивают освоение соответствующего содержания учебника;
  • с постановкой дополнительных вопросов и заданий, когда это необходимо для решения школьниками поставленных в презентации познавательных задач;
  • с анализом и коррекцией индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учеников;
  • с дополнительным (при необходимости) закреплением планируемых результатов урока;
  • с поощрением учеников и оценкой результатов их деятельности.

Второй вид презентаций преследует цели информационной (текстовой, изобразительной) поддержки игровых интерактивных технологий. В этих презентациях предъявление исторического содержания строится в логике, позволяющей создавать и реализовывать игровую ситуацию урока.

Например, на уроке «Древнегреческий театр» одна часть школьников будет «представлять» в древнегреческом театре сцену из трагедии Эсхила, а другие ученики будут «зрителями» в театре. Презентация используется в начале урока, в ней содержатся вопросы о греческом театре, ответив на которые, «зрители» получают «билеты» на представление. Другим примером является урок «Образование в Древней Греции», где пятиклассники «учатся» в греческой школе: в презентации закладывается текстовая и иллюстративная информация для проведения «уроков».

При работе с такими презентациями учитель управляет игровой деятельностью школьников, он может включаться в игру, выполняя, к примеру, роль «учителя» в греческой школе, осуществляет после проведения игры анализ и коррекцию результатов деятельности учеников, проводит опрос (если он предусмотрен), задает домашнее задание.

В ряде случаев предусматривается комплексное использование презентаций и словарей-справочников, тестов или тренингов.

Вместе с тем учитель вправе создавать свои презентации к урокам, сообразуясь с особенностями познавательных возможностей школьников данного класса, используя по своему усмотрению банк иллюстративного материла УМК для учителя (см. Создание учителем своей презентации к урокам на основе ресурсов УМК).

2.1.2. Компьютерная обучающая программа (КОП)

Это средство обучения предназначено для проведения целого урока курса истории или его фрагмента в электронной среде. Ряд КОП могут использоваться также во внеклассной работе.

В УМК содержатся КОП следующих видов:

  • основные КОП для проведения уроков (их фрагментов) на базовом уровне (продолжительностью 15–25 мин.) ;
  • дополнительные программы (компенсирующие) для работы со школьниками, у которых существуют проблемы в обучении (занимают от 10 до 15 мин);
  • дополнительные программы (повышенного уровня сложности) для сильных учеников (занимают от 10 до 15 мин).

КОП предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учеников по освоению содержания уроков на основе программированного (управляемого компьютерными средствами) обучения. В этих программах действуют виртуальные герои (Хранитель древностей, Клио, Глобус и т.д.), ведущие диалог с учениками. Это, как правило, игровые программы, в которых создается условная ситуация, требующая от учеников принятия решений (например, предлагается отправиться вместе с жителями Милета основывать новую греческую колонию) или предполагающая выполнение всевозможных заданий виртуальных героев (пройти испытания в Хранилище древностей, восстановить по просьбе Аполлона Парфенон и т.д.). Выполняемые задания сразу автоматически фиксируются, и в случае ошибок в их выполнении, в зависимости от ситуации, либо вводится дополнительная информация, и ученики вновь выполняют задание, либо выводится правильный ответ. Сведения о результатах деятельности учеников поступают в электронный банк данных (см. Журнал учителя).

В конце программы ученики, успешно выполнившие задания, поощряются различным образом. Остальным пятиклассникам предъявляются итоговые результаты деятельности с их анализом, даются рекомендации по устранению возникших проблем при обучении.

КОП взаимодействует в компьютерной среде со словарями-справочниками, тестами и тренингами.

Работа учителя на этих уроках связана с консультацией учеников по техническим вопросам их взаимодействия с программами; с адресным предоставлением пятиклассникам новых КОП или тренингов в зависимости от полученных результатов освоения базовой программы; с проведением, при необходимости, дополнительного опроса и закрепления. После урока учитель на основе полученных диагностических данных намечает планы коррекции индивидуального развития школьников.

2.1.3. Словари-справочники по истории Древнего мира

Это систематизированный по учебным проблемам блок информации различного вида (в подавляющем большинстве случаев собственно исторического содержания), представляемых в виде различных текстов и иллюстративного материала (в том числе анимированного). Блок словарей-справочников предназначен для приобретения учениками опыта работы с данным видом источника, для осуществления самостоятельной (чаще всего индивидуальной) познавательной и исследовательской деятельности на уроке и вне урока, для углубления и расширения программных знаний по истории.

В блок входят словари-справочники:

  1. Хронологический словарь-справочник содержит соответствующие тематике термины (эра, хронология и т.д.), а также синхронистическую и хронологическую таблицы по истории Древнего мира. Помимо таблиц каждая дата представлена на отдельном кадре с иллюстрациями (для работы с ней на уроках).
  2. Словарь–справочник «Историческая география» содержит словарь историко-географических терминов, сведения об историко-географических объектах и народах Древнего мира, иллюстрируемые историческими картами.
  3. Словарь–справочник «Исторические личности» содержит справочные сведения об исторических деятелях, изучаемых в школьном курсе, а также иллюстративный материал, фрагменты из первоисточников, научно-популярной, художественной литературы, связанные с изучением их жизни и деятельности.
  4. Словарь–справочник «Культура Древнего мира» содержит искусствоведческие термины, справочные сведения о памятниках истории и культуры, которые изучаются в школьном курсе, дополнительный материал о них в виде фрагментов из художественной, научно-популярной, искусствоведческой литературы.
  5. Мифологический словарь содержит иллюстрированные справочные сведения о богах и мифологических героях, которые изучаются в школьном курсе истории Древнего мира, дополнительный материал о них в виде фрагментов из художественной, научно-популярной литературы.
  6. Военно-исторический словарь-справочник содержит словарь военно-исторических терминов, иллюстрированные справочные сведения о страницах военной истории Древнего мира, которые изучаются в школьном курсе, дополнительный материал о них в виде фрагментов из первоисточников, художественной, научно-популярной литературы.
  7. Словарь исторических терминов содержит социальные и историко-политические термины, используемые в процессе школьного обучения.
  8. Словарь-справочник «Учусь познавать историю» посвящен проблемам познания истории («Науки, изучающие прошлое», «Где можно узнавать о прошлом», «Исторические источники», «Секреты учения» – памятки как работать с учебником, с картой, картинами и т.д.).

В электронной среде словари взаимодействуют с КОП, презентациями и тренингами.

В рамках УМК работа учеников со словарями предопределяется предлагаемой в КОП и презентациях системой заданий. В рабочей книге учащегося содержится система индивидуальных и групповых заданий для организации различных видов учебной творческой, исследовательской внеурочной деятельности учащихся на основе содержащейся в словарях информации.

Словари-справочники могут использоваться самим учителем в целях получения адаптированной исторической информации при подготовке к занятию, для демонстрации на уроках изобразительного и текстового материала, когда педагог проводит занятие по своему плану. Например, для закрепления опорных дат урока прелагается использовать «Хронологический словарь», для работы с картами – «Историческую географию», для работы с документами – «Исторические личности» и т.д. Также учитель может разрабатывать на основе сведений словарей познавательные задания (в том числе индивидуальные), темы сообщений для учеников, привлекать материалы этого пособия для внеклассной работы.

2.1.4. Тренинги

Тренинги представляют собой систему дополнительных познавательных заданий разных видов, систематизированных по проблемам изучения школьного курса. Этот вид средств обучения предназначен для использования на уроках и во внеучебной работе в целях коррекции индивидуальной траектории процесса обучения школьника, для отработки умений и закрепления знаний, которые по разным причинам не были своевременно освоены в процессе изучения соответствующей темы школьного курса на уроке. Результаты выполнения заданий, так же как в КОП, анализируются компьютерными средствами, при затруднении в их выполнении ученикам вводится дополнительная информация (в том числе из словарей), обеспечивающая осознанную работу над решаемой проблемой. Некоторые тренинговые задания могут повторяться до получения положительного результата. Тренинги также выполняют функции дополнительного контроля за результатами обучения, так как данные о результатах их выполнения заносятся в Журнал учителя.

Тренинговые программы могут использоваться учениками в домашних условиях, в том числе выполняться под руководством родителей.

Ряд тренингов может быть использован во внеклассной работе для проведения соревновательных игр между учениками.

2.1.5 Тесты

Эти компьютерные средства предназначены для контроля и диагностики процесса и результатов обучения. Они могут использоваться на уроках и для самопроверки учеников.

В УМК предложены тестовые задания различных видов и предназначения:

  • для проверки и диагностики результатов обучения по разделам (большим темам) курса истории Древнего мира;
  • для текущей проверки результатов обучения и диагностики (для поверки освоения узловых вопросов содержания).

Результаты выполнения учащимися тестовых заданий подлежат компьютерной обработке. Сведения, полученные о достижениях ученика, заносятся в Журнал учителя. Все тестовые задания разрабатываются на основе единых параметров, позволяющих отслеживать динамику освоения учениками курса истории Древнего мира.

2.1.6. Журнал учителя

Журнал учителя (ЖУ) – это основная компьютерная программа учителя, призванная обеспечивать его текущей и итоговой информацией о процессе и результатах освоения учениками школьного курса истории.

ЖУ является банком данных, в который поступают результаты КОП, тестов и тренингов.

Эти сведения предоставляются учителю на экране в форме таблиц, которые позволяют получить общую картину о результатах выполнения КОП, тренингов, тестов, сведения о работе каждого ученика, а также данные о проблемных группах класса, например, данные, у каких учеников существуют проблемы с усвоением дат.

Подробно о работе с ЖУ см. в приложении.

2.1.7. Рабочая книга для учащихся «Я и история»

Это бумажное пособие для индивидуальной работы пятиклассников на уроке и в домашних условиях. Оно содержит:

  1. Общие познавательные задания ученикам для освоения материалов урока и в ряде случаев – рекомендации по их выполнению.
  2. Домашние задания:
    • обязательные для всех, ориентированные на закрепление учебного исторического содержания, умений познавательной деятельности;
    • задания для индивидуальной творческой деятельности, выполняемые по выбору ученика (художественное творчество, исследовательская работа).
  3. Темы и описание групповых проектов, задания для внеурочной групповой работы, связанной с подготовкой к интерактивным урокам, и рекомендации по их выполнению.
  4. Темы индивидуальных сообщений и рекомендации по их выполнению.

2.2. Цели и особенности отбора содержания для освоения курса истории Древнего мира на основе УМК

УМК призван обеспечить:

  • осознанное освоение и применение основных (узловых) знаний о важнейших событиях и явлениях истории Древнего мира в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными способами исторического познания (включая изучение истории с помощью компьютерных средств), нормативными умениями (для 5-го класса);
  • приобретение учениками опыта самостоятельной индивидуальной и коллективной познавательной, творческой деятельности в процессе обучения;
  • эмоционально-ценностное восприятие исторических традиций, духовного наследия народов Древнего мира;
  • становление ценностного отношения к изучению истории Древнего мира, к культуре исторического познания мира.

2.3. Общие особенности планирования и организации процесса обучения истории в 5-м классе

2.3.1. Особенности перспективного планирования учебного процесса.

Авторами УМК предложено свое тематическое планирование для 57 уроков из 68 по программе. Остальные часы – резерв, их учитель может использовать по своему усмотрению.

Планирование соотносится с требованиями ГОС по истории к изучению данного курса истории. В связи с этим в него включен раздел «Введение в историю», который преследует цель познакомить учеников с основами исторического познания (в учебных программах на эту тему отводится до 10 часов). В остальном разделы тематического планирования («Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим») адекватны общепринятой логике предъявления материала по этому курсу. Так как в ряде учебников отсутствует данный раздел, учебное содержание вводных уроков (как и в других случаях, когда вводимого в урок материала может не быть в учебнике) подкрепляется соответствующими сведениями словаря «Учусь познавать историю» и материалами в рабочей книге для школьников.

При планировании тематики уроков внутри разделов, естественно, не может быть полного их совпадения с тем, как обособляется материал в параграфы в разных учебниках. Например, в учебнике может отводиться на изучение темы Древний Китай два параграфа, а в планировании УМК дается одна презентация. В таких случаях учитель может взять резервные часы и использовать презентацию на двух занятиях.

В предлагаемом планировании отводится время на проведение повторительно-обобщающих уроков по основным разделам курса с целью обобщения, систематизации и закрепления основного содержания больших тем, а также предусмотрены после них уроки проверки знаний (компьютерное тестирование), которые позволяют систематически диагностировать уровень достижений школьников, а также использовать данные тестов для промежуточной и итоговой аттестации.

Помимо определения структуры изучения собственно исторического содержания, перспективно планируются этапы формирования умений, а также виды и тематика индивидуальной и групповой самостоятельной исследовательской и творческой деятельности учеников (см. Тематическое планирование).

2.3.2. Особенности методики обучения истории при работе с УМК

Ведущим способом обучения при работе с УМК становится технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников.

Эта технология предполагает, что постепенно (по мере освоения учениками способов учебной деятельности) учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они сами извлекали новые сведения из различных учебных источников исторических знаний.

Вместо вопросов и заданий на освоение собственно исторического содержания (например, как называется источник, из которого мы узнаем о битве? Кто руководил сражением? Почему одержали победу в битве? и т.д.) учитель будет ставить вопросы, связанные с управлением действиями учеников:

  • для выбора (поиск) учениками источников своей учебной познавательной деятельности (например: По какому источнику лучше всего изучать битву?);
  • для планирования, выбора или проговаривания способов своей деятельности (По какому плану следует изучать сражение? Как следует определять причины поражения в битве?);
  • для рецензирования результатов работы одноклассников или самоанализа школьниками результатов своей деятельности (Проанализируйте правильность выполнения задания и при необходимости объясните, какие ошибочные действия вы (одноклассники) совершили).

В итоге нужно стремиться к тому, чтобы к концу обучения логика освоения нового материала сводилась к следующему: – постановка учителем заданий на определение учениками целей, планов (а иногда и темы) своей учебной работы и их выполнение – постановка заданий на выбор источников для выполнения работы, их отбор и предъявление – постановка заданий на уяснение школьниками способов изучения материала на основе избранных источников и осуществление ими соответствующих приемов работы – постановка заданий на анализ школьниками результатов своей деятельности, их оценка – анализ и коррекция учителем результатов работы.

Типовые виды заданий на управление познавательной деятельностью учеников:

  • на планирование учеником логики освоения исторического содержания и последовательности учебных действий (см., например, презентацию «Основание Рима» и др.);
  • на выбор (поиск) учениками источников своей учебной познавательной деятельности (см., например, «Древнейшие люди на Земле», « Географическое положение Египта»);
  • на анализ учениками результатов своей познавательной деятельности или выполнения заданий одноклассниками (например, какие ошибки в подготовке домашнего задания привели к недостаткам в ответе на уроке).

В УМК также рекомендуется использование технологий, связанных с поэтапным освоением учащимися новых умений. Шаг за шагом ученики осваивают правила (или памятки) выполнения тех или иных учебных действий, учитель показывает им образцы правильного осуществления действий (например, как делать сравнение исторических объектов), далее ученики выполняют учебные действия с опорой на правило, а затем учатся использовать осваиваемые умения в нестандартных ситуациях.

При освоении сложных умений, состоящих из нескольких операций (например, умения работать с источником), используется прием пошагового освоения способов учебной деятельности (см. этот прием в презентации «Походы египетских фараонов», а также примеры в словаре «Учусь познавать историю»).

При освоении несложных умений используется прием подведения учащихся к самостоятельному определению правил выполнения учебных действий, когда сначала школьники под руководством учителя интуитивно выполняют действия, затем анализируют свои операции и формулируют правило их рационального выполнения (например, правила счета лет в истории в соответствующей КОП).

Для развития мыслительных умений предлагается широкий круг проблемно-познавательных заданий: на самостоятельное определение понятий по изученным признакам, на анализ, сравнение, обобщение, на критический анализ источников информации, версий событий, на умение различать мифологические и исторические факты, на выявление оценочных суждений и т. д.

Особое место в обучении истории на основе данного УМК отводится развитию познавательного интереса учащихся к истории. Помимо традиционных приемов и форм обучения (введение в урок специального модуля для мотивации учения) для этого задействованы возможности компьютерных программ. Перечислим аудиовизуальные приемы, используемые при разработке уроков на электронных носителях:

  • приемы эмоционально-образного воздействия (использование музыкальных фрагментов, фрагментов научно-популярных и художественных видеофильмов);
  • приемы пропаганды произведений художественной литературы и изобразительного искусства;
  • приемы анимации изобразительной наглядности, мультипликации, декламации поэтических произведений;
  • общение с виртуальными героями (мультипликация, озвучивание голосов, диалог с ними) и др.

Большинство виртуальных героев программ несут дидактическую нагрузку, с ними связано решение задач развивающего обучения. Хранитель древности – герой, который появляется в программах, когда речь идет об общих проблемах работы с источниками. Сова Соня вводится в программы, когда ученикам предстоит осваивать новые умения. Археолог ведает сюжетами, связанными с археологическими открытиями, Библиотекарь пропагандирует художественную историческую литературу, Глобус появляется там, где нужна работа с картой и т. д.

Помимо этого, в программах появляются исторические и мифические герои: Геродот, Тит Ливий, Клио, Аполлон и т.д. Они ведут отдельные уроки и раздают вместе с Хранителем призы.

В УМК содержатся рекомендации и необходимые средства обучения для широкого использования игровых технологий. Предполагается на их основе проведение уроков или их фрагментов как в компьютерной, так и в традиционной среде. Практически сразу с начала года можно использовать соревновательные приемы (кто лучше, кто быстрее и т.д.), задания на разгадывание и составление учениками кроссвордов, придумывание загадок, ребусов.

Для развития умений работать с источниками предлагаются, к примеру, такие дидактические игры: «Реставратор» предполагает реконструкцию исторических объектов на основе вещественных или изобразительных источников (примеры в КОП «Исторические источники» и «Искусство Древней Греции»); «Вотум доверия к источнику» преследует цель развития умений критики источника (пример в презентации «Основание Рима»).

«Пишем историю сами» проводится с целью создания учениками своей интерпретации исторического события, явления на основе учебных источников знаний (например, написание страницы для учебника, статьи об археологической находке и т. д.)

Наиболее сложными видами игр являются ролевые, развивающие способность учеников к диалогу прошлое – настоящее, прошлое – прошлое. Среди них самая сложная – «Погружение в историю»: согласно правилам этой игры, ученики должны пребывать в исторической ситуации и принимать решения от лица исторического героя. Чтобы провести эту игру в конце года, школьники от урока к уроку будут накапливать опыт диалога с прошлым. Использование исторических инсценировок, приемов «оживления» картин, игр «Говорят исторические герои», «Пресс-конференция с людьми из прошлого» будет развивать у пятиклассников умение вживаться в образы исторических героев, говорить от их лица. Игры «Ставим трагедию Эсхила», «Один день в греческой школе» (проводятся в традиционном режиме и поддерживаются презентациями) преследуют цель научить школьников «пребыванию в прошлом». Работа школьников с КОП, созданных по типу игр «Цивилизация», «Стратегия», позволит пятиклассникам приобрести опыт принятия решений в виртуальных исторических ситуациях (см. КОП «Города-государства. Греческая колонизация», «Установление республики в Риме»).

При условии проведения вышеназванных игр школьники смогут подготовиться к игре «Погружение в прошлое» с помощью игры «В древнем Риме», где им предстоит провести один день в Вечном городе эпохи империи (игра проводится в традиционном режиме с компьютерной поддержкой).

Игры обладают самым высоким потенциалом для развития у пятиклассников мотивации к изучению истории.

В УМК предусмотрено использование исследовательских технологий, связанных с приобщением пятиклассников к элементам научного творчества, и предложены задания на развитие способности школьников к художественному творчеству. Задания этих видов не являются обязательными для учащихся, они выполняются на добровольной основе, вместе с тем именно они позволяют дифференцированно подходить к удовлетворению личностно значимых интересов пятиклассников при познании прошлого, раскрывать их индивидуальные возможности. Задача учителя заключается в том, чтобы каждый ученик нашел те темы и виды деятельности, которые позволят ему реализовать свой потенциал наилучшим образом. При этом в равной степени следует поощрять тех, кто уже приобретает вкус к научной деятельности (пишет сообщения), и тех, кто успешно проявляет себя в художественном или техническом творчестве (напишет стихотворение, создаст модель оружия воина).

Для организации исследований предлагается использование групповых проектных технологий и индивидуальных сообщений. Для работы над проектами, которые выполняются на протяжении учебного года, ученикам предлагается по группам, в зависимости от индивидуальных интересов, приступить к работе по расширенному изучению одной из тем: «Мифы народов мира», «Семь чудес света», «Книга битв и воинских подвигов» «Музей искусства Древнего мира», «Великие люди», «Наследие Древнего мира в памятниках истории и культуры нашего края» (подробное описание возможных проектов дается в рабочей книге для учеников).

Совсем не обязательно создавать группы для работы с каждым из указанных проектов, кроме того, учитель может придумать другую тематику проектной деятельности, желательно поддерживаемую информационными ресурсами УМК (например, «История Древнего мира в произведениях искусства и литературы»). В рамках каждого проекта ученик выбирает узкую тему для собственного исследования, которую он будет изучать на основе компьютерных источников и, если есть возможность, детских исторических книг, например «Александрийский маяк – одно из семи чудес света» (проект «Семь чудес света»). В каждой проектной группе выбирается руководитель, который отвечает за работу своего коллектива.

Группы определяют, где и как (в какой форме) они будут публично представлять свою работу. В первую очередь, школьники могут по результатам своей работы систематически готовить сообщения, которые органично войдут в соответствующий их теме урок. Возможная тематика сообщений заложена в Тематическое планирование, кроме того, ученики могут придумать свою тему.

Во-вторых, после изучения раздела курса можно выделять специальный урок «Наши достижения» (за счет резервного времени), где ученики будут знакомить всех со своими достижениями в работе над проектами: делать сообщения, проводить заочные экскурсии по памятникам искусства; устраивать «пресс конференции с людьми из пошлого», делать инсценировки мифов, демонстрировать модели-реконструкции одежды, памятников искусства, вооружения, проводить виртуальные экскурсии по Хранилищу древностей на основе презентации, подготовленной учениками и т. д.

В-третьих, результаты работы над проектом могут быть представлены во внеурочной деятельности, в форме устного (или письменного) журнала (например, «Военные подвиги древних», «выставки» репродукций произведений искусства Древнего мира), экскурсии по городу к объектам, имеющим отношение к истории Древнего мира (например, «Античные темы в памятниках архитектуры и искусства нашего города») и т. д.

От учителя в этом случае требуется помочь в организации групп по интересам, ознакомить учеников с возможными темами их индивидуальной работы, провести консультации по вопросам работы в рамках проекта, а также обязательно спланировать и обеспечить публичное представление результатов исследовательской деятельности.

Помимо групповых форм работы можно предложить ученикам (в первую очередь, не нашедших себя в проектной деятельности) подготовку индивидуальных сообщений по тематике, не входящей в указанный перечень проектов, например «Библейский миф о всемирном потопе в живописи», «Изображение прошлого в компьютерной игре» и др.

На грани исследовательских работ и художественного творчества находится моделирование учениками памятников истории и культуры – воссоздание достоверных моделей вооружения (их дерева, жести и т.д.), предметов быта (например, лепка керамики), костюмов (пошив одежды и изготовление украшений для куклы) и т.д. Творчество может проявляться также в создании стилизаций на историческую тему (например, в рисунках, стилизующих петроглифы первобытных людей, в написании от имени египтянина «поучения»). В этом случае в первую очередь в работах оценивается точность реконструкции объектов прошлого.

В УМК предусмотрены темы для художественного творчества учеников, для их работы в «историческом жанре». Примером таких заданий является написание персонифицированного (от лица исторического героя) рассказа (« В гостях у Нефертити», «В армии Цезаря»), зарисовки (иллюстрации к мифологическим сюжетам) и т.д. При оценке результатов этого творчества внимание уделяется художественным достоинствам выполненных работ, проявлению индивидуальности авторов, их суждений о прошлом.

В течение года целесообразна также организация работы ассистентов учителя. К примеру, есть смысл ввести ответственного за информацию о фондах школьной библиотеки и перед изучением каждого нового раздела заслушивать, какие книги могут прочитать школьники по данной тематике истории Древнего мира.

Раздел II. Методические рекомендации к урокам по истории древнего мира.

Напоминаем, что:

Тема 1. Введение в историю.

На этом этапе обучения ведущими являются задачи:

Урок 1. Что такое история (Мир истории)

Урок 2. Как изучать историю

Урок 3. **Счет лет в истории

Урок 4. Историческая карта

Урок 5. Исторические источники

Тема 2. Жизнь первобытных людей

На этом этапе обучения ведущими являются задачи:

Коррекция планирования: в ИУМК предложено на изучение темы 2 четыре 4 урока, в учебниках на нее отводится до 5 параграфов. В этом случае учитель вносит коррективы в планирование, как правило, отдельно выделяется урок «Появление неравенства и знати». В этом случае можно использовать презентацию к уроку 8 на двух уроках (см. об этом урок 8). Урок о возникновении искусства и религиозных верований проводится иногда до темы о возникновении скотоводства и земледелия, но в таком случае он не охватывает всех культурных достижений людей первобытного общества. В ИУМК вопрос о возникновении религии и искусства изучается последним.

Урок 6. Первые люди на Земле

Урок 7. Родовые общины

Урок 8. **Древние скотоводы и земледельцы

Урок 9. Возникновение религиозных верований и искусства

Тема 3. Древний Восток

На этом этапе обучения ведущими являются задачи:

Коррекция планирования: в ИУМК выделяется специальный урок для изучения географического положения и природы Египта в силу сложности для пятиклассников (не имеющих уроков географии) освоения данных вопросов. В связи с этим в некоторых случаях нарушается соответствие между тематикой презентаций и содержанием уроков в учебниках. От учителя требуется точное, постраничное указание школьникам, где в учебниках им следует изучать материал урока. В ряде случаев целесообразно организовывать работу с текстами учебников, если логика изложения в них материала существенно отличается от того, как эти вопросы раскрываются в ИУМК. В ряде учебников выделяется два урока на изучение темы «Культура Древнего Египта». Содержание презентации учитывает возможность такого планирования. Изучение истории Финикии не поддерживается средствами ИУМК. На проведении этого урока целесообразно провести контрольную работу по самостоятельному освоению учениками материала учебника.

Урок 10. Географическое положение и природа Египта.

Урок 11. Образование государства в Древнем Египте

Урок 12. Военные походы фараонов

Урок 13. Жители Древнего Египта

Урок 14. Религия Египта

Урок 15. **Культура Древнего Египта

Урок 16. Древнее Двуречье

Урок 17. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи

Урок 18. Ассирийская держава

Урок 19. Персидская держава

Урок 20. **Древняя Палестина

Урок 21. Древняя Индия

Урок 22. **Древний Китай

Урок 23. Урок проверки результатов обучения по теме «Древний Восток»

Тема 4. Древняя Греция

На этом этапе обучения ведущими являются задачи:

Урок 24. Географическое положение и занятия жителей Древней Греции

Урок 25. Крит и Микены – древнейшие государства Средиземноморья

Урок 26. Религия Древней Греции

Урок 27. **Троянская война и поэмы Гомера «Илиада и Одиссея»

Урок 28. Аттика. Реформы Солона

Урок 29. Древняя Спарта

Урок 30. Греческая колонизация

Урок 31. **Греко-персидские войны

Урок 32. Расцвет Демократии в Афинах

Урок 33. Жители Древней Греции

Урок 34. Олимпийские игры

Урок 35. Образование и наука в Греции

Урок 36. Греческий театр

Урок 37. **Искусство Древней Греции

Урок 38. **Возвышение Македонии. Походы Александра Македонского

Урок 39. **Эллинистическая культура

Урок 40. Урок проверки знаний

Тема 5. Древний Рим

На этом этапе обучения ведущими являются задачи:

Урок 41. Основание Рима

Урок 42. Установление республики в Риме

Урок 43. Завоевание Римом Италии

Урок 44. Пунические войны

Урок 45. Расцвет Римской республики

Урок 46. Рабство в Риме. Восстание Спартака

Урок 47. Гражданские войны Рима

Урок 48. Установление империи в Риме

Урок 49. Римская империя в I–II вв.

Урок 50. Возникновение христианства

Урок 51. Жители древнего Рима

Урок 52. Падение Западной Римской империи

Урок 53. Культура Рима

Урок 54. Итоговое тестирование