А.Е.Егоров. Апостолы.

Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, Алексей Егорович Егоров (1776-1851), всю свою жизнь был связан с Императорской Академией художеств. Он поступил учиться живописи в юном возрасте, затем в качестве пенсионера ездил в Италию, по возвращении он был определен на должность адъюнкт-профессора Академии, а уже в сентябре признан академиком за эскиз композиции "Положение во гроб" для Казанского собора. Современники ценили Егорова за то, что "он умел создавать сложную и в то же время ясную, уравновешенную композицию с разнообразными и умело комбинированными группировками действующих лиц в соответствии с содержанием картины; красота и благородство форм сочетались с приятным колоритом". В то же время некоторые исследователи еще при жизни автора замечали наряду с превосходным рисунком и возвышенным стилем "недостаток силы в красках и в выражении лиц, им изображаемых".

В творчестве Егорова встречается небольшое количество портретов, большинство его творений были созданы на библейские сюжеты. Это станковые картины на темы из Священного Писания: "Мадонна с Христом и Иоанном", "Явление Христа Марии Магдалине", "Отдых на пути в Египет", самым знаменитым произведением из них стала композиция "Истязание Спасителя", а также иконы для многих петербургских церквей. Произведение "Апостолы", вероятнее всего, также предназначалось для храма, оно могло быть написано Егоровым как подготовительный вариант для большого полотна. Об этом свидетельствует особое композиционное построение, характерное для монументальной живописи: крупные фигуры апостолов, занимающие почти все пространство, нейтральный фон, лишенный мелких деталей.

Работа "Апостолы" состоит из трех частей, в каждую из них вписана арка. В центральной арке находятся апостолы Иоанн и Фома, в боковых арках два раза изображены святые Петр и Павел. Повторение персонажей свидетельствует о том, что перед нами эскиз, созданный для отдельных алтарных образов, имеющих часто подобный арочный формат. Скорее всего, автор использовал общую основу для различных изображений, и боковые части с Петром и Павлом являются вариантами одной композиции. Оба варианта имеют много общего: слева изображена фигура апостола Петра почти в анфас, с поворотом головы в право, справа стоит апостол Павел, развернувшийся к Петру. Схожи не только расположение и позы персонажей, их облачение и внешний вид повторяется без изменений, так как это жестко определено каноном. Петр и Павел выглядят у Егорова очень узнаваемо: Петр с короткой седой бородой и кудрявыми волосами, он одет в синий хитон и желтый плащ; Павел с темными волосами и длинной бородой в красном плаще и зеленом хитоне. Столь же обязательными были атрибуты, с которыми обычно изображали учеников Христа. Общий для всех и наиболее ранний атрибут - это книга или свиток как образ христианского учения, позже появились отдельные эмблемы для каждого апостола: для Петра - это ключи от рая, которые вручил ему Господь, для Павла - меч, которым он был обезглавлен. Егоров в поисках нужной композиции в первом и во втором случае меняет атрибуты, их расположение и жесты апостолов.

В центральную арку помещены апостолы Иоанн и Фома, это изображение выстроено иначе, фигуры святых смотрятся меньше, так как они более отдалены от края картины. Оба героя развернуты лицом к зрителю. Святой Фома и святой Иоанн представлены молодыми людьми с небольшими бородками, их одеяния состоят их плащей, длинных рубах и штанов, а также передников. В руке Иоанн держит чашу с крышкой, из-под которой едва видна голова змеи, эта эмблема призвана напомнить о легенде, будто апостолу был подан отравленный напиток, но тот не причинил ему вреда, поскольку Иоанн осенил чашу крестным знамением. Фома, как покровитель каменщиков и архитекторов, изображен с угломером, на который он опирается.

Произведение А.Е. Егорова "Апостолы" может служить ярким примером чистого классицизма, где главными выразительными средствами являются строгий рисунок, тщательная моделировка и стройная композиция.

Справочная информация

Апостолы [от греч. apostolos - "посланник, вестник"], ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви.

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. Он первый решительно уверовал в Иисуса Христа как Мессию, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют. К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Апостол Павел (Савл) не был уроженцем Иудеи. Он вырос в диаспоре, в столичном киликийском г. Тарсе, на стыке культур Востока и Запада. Семья Савла имела потомственное римское гражданство, о чем напоминало его второе, латинское имя - Paulus, Павел. Когда убийцы расправлялись с христианским первомучеником святым Стефаном, они сложили свои одежды именно к ногам Савла. В самой казни юноша участия не принимал, но хотел показать им свое одобрение и для этого вызвался сторожить их одежды. Вскоре Савл отправился в Дамаск для расправы над христианами, но внезапно ослеп по пути в этот город, а затем последовало чудесное прозрение, - и… он стал единоверцем тех, кого еще недавно собирался гнать. Ученики Христа сначала не поверили Савлу, подозревая в нем лазутчика. Однако Иосиф Варнава, попечитель Иерусалимской церкви пришел ему на помощь и почти насильно привел к апостолу Петру. Как и апостол Петр, Павел в дальнейшем сыграл огромную роль в распространении христианства. Как гласит церковная традиция, апостол Павел был казнен во время гонений на христиан при императоре Нероне после пожара Рима в 64 г. н. э. По словам блаженного Августина, апостол Павел - один из столпов христианства.

Апостол Иоанн - автор одного из Евангелий Иисуса Христа и Откровения. Он был сыном Зеведея и Соломии - дочери святого Обручника Иосифа. Он был призван Иисусом Христом в число своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом. Апостол Иоанн был особенно любим Господом за совершенное незлобие и девственную чистоту. После своего призвания святой Иоанн не расставался со Спасителем и был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе. На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Деве Марии. В Откровении Иоанна Богослова написано о четырех животных, которые находятся у трона Бога на небесах и беспрестанно восхваляют Господа. Эти животные похожи на льва, быка, орла, а у четвертого лицо как у человека. В соответствии с этим каждый из четырех Евангелистов получил в христианской традиции свой символ, который часто изображают на картинах. Символом евангелиста Иоанна является орел. День этого Евангелиста, также как и трех других авторов Евангелий отмечается в Православных и Римско-Католических, а также в некоторых протестантских Церквях.

Апостол Фома Дидим был восьмым апостолом, и он был избран Филиппом. В последующие времена он стал известен как "Фома неверующий". Действительно, он обладал логическим и скептическим складом ума. Когда Фома присоединился к апостолам, ему было двадцать девять лет. Он был женат и имел четырех детей. Поначалу он работал плотником и каменщиком, но впоследствии стал рыбаком и поселился в Тарихее. В организации двенадцати апостолов в обязанности Фомы входило составление маршрутов и руководство путешествиями учеников Христа. По воскресении же Господа святой Фома своим недоверием к словам других апостолов еще более усилил веру Церкви Христовой. Ибо в то время как прочие ученики Христовы говорили: "видели Господа" он не хотел им поверить, пока сам не увидит Христа и не прикоснется к Его язвам. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой. После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них идти для проповедования Слова Божия. Фоме выпал жребий идти в Индию, чтобы просветить помраченные язычеством страны и научить истинной вере различные обитавшие там народы - парфян и мидян, персов и гиркан, бактрийцев и брахманов и всех самых дальних обитателей Индии.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева