К.С. МАЛЕВИЧ. Портрет Матюшина

К.С. Малевич – один из самых ярких представителей русского авангарда 1910–1920-х годов. Для этого движения характерна установка на сотворение принципиально новых выразительных средств, которые в корне меняли язык искусства. Подходы к проблеме формы и понимание задач творчества были разнообразны внутри авангардистского движения. Общим для всех стало изменение точки зрения на натуру в самом широком смысле слова. Натура как объект изображения перестала интересовать художников, она являлась лишь важным импульсом для создания произведения. Подобные процессы переживали поэзия, музыка, театр.

В 1913 году организация левых художников «Союз молодежи» объединилась с поэтами-футуристами группы «Гилея». С деятельностью этого объединения связано понятие «кубофутуризм».

В изобразительном искусстве это выразилось в сочетании принципов разложения формы в кубизме с концепцией движения, воспринятой от футуризма. Суть такой стилистики в том, что художник воспринимает пространственные формы одновременно изнутри и снаружи, стремясь построить композицию с движущейся точки зрения. «Портрет Матюшина» относится к кубофутуристическому периоду Малевича.

Михаил Матюшин был другом и соратником Малевича. Глубоко одаренный и образованный человек, Матюшин был художником и музыкантом (с 1881 по 1913 год он «первая скрипка» императорского оркестра в Петербурге). Именно Матюшин в 1913 году перевел на русский язык книгу французских кубистов А. Глеза и Ж. Метценже «О кубизме». Вместе с Малевичем и поэтом Алексеем Крученых Матюшин создал оперу «Победа над солнцем» (1913), в которой воплотилась идея так называемого заумного языка, возникшая среди поэтов-футуристов (В.Хлебников, А.Крученых и другие).

«Портрет Матюшина» выполнен согласно идей кубофутуризма. Изображение строится из разнообразных геометрических форм. Словно развернутые в разных пространственных зонах, они составляют сложную композицию, в которой узнаются отдельные фрагменты предметов. Более того, есть фрагменты, красноречиво «рассказывающие» о портретируемом. Так, изображение клавиатуры делит полотно по горизонтали на две части. Как говорилось, Матюшин был музыкантом и художником. Характерен и фрагмент ящика с замочной скважиной, но без ключа – Матюшин был закрытый человек. Наконец, фрагмент головы с прической на косой пробор, как носил Матюшин.

Художники авангарда не желали более стоять лицом к лицу с теми явлениями действительности, которые возбуждали в них художественный отклик. Они словно входили внутрь своих произведений, выступая одновременно как зрители своей картины. Раскручивая и развинчивая натурную предметную форму и творя новые формы, они чувствовали себя созидателями.