Усиление светских элементов в русской культуре XVIIвв..

Во второй половине XVII века в культуре России протекают сложные процессы, обычно определяемые как переход от средневековой по преимуществу церковной по своим формам культуры к более светской культуре Нового времени. Изменения, связанные с этими процессами, проникают в различные сферы культуры. В первую очередь они касаются городской культуры. А в городах, и особенно в столице, проводниками новых идей по преимуществу выступают представители знати. Для них образцом служит, в первую очередь, жизнь кремлевского царского двора. Зачастую именно здесь появляются те нововведения, характерные для новой культуры, которые затем распространяются повсеместно. Поскольку западноевропейская культура немного ранее совершила такой же поворот в своем развитии, именно она рассматривается как желаемый образец. Процесс заимствования, поэтому, протекает практически непрерывно, но с разной степенью интенсивности. Ну а следующий этап развития русской культуры в начале XVIII века в период петровских реформ связан с еще более радикальной европеизацией.

Коллекции Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" позволяют достаточно полно проследить этот процесс. Светские элементы в русской культуре XVII века становятся заметными в церковном зодчестве, живописи и прикладном искусстве. Появляется стремление сделать церковные здания более нарядными, заметен интерес к передаче объема, как в иконописи, так и лицевом шитье. Иконописцы (и не только они) используют в качестве образца западноевропейскую гравюру. Нередко заимствуется целиком композиция или ее отдельные элементы. Предпринимаются попытки представить в иконе отражение реальной жизни: показать прямую перспективу, изобразить достаточно узнаваемо архитектуру, элементы пейзажа, передать живоподобность ликов и т.д. Появляются иконы, выполненные в необычной сложной технике аппликации. В храмах возводятся пластичные состоящие из многочисленных деталей высокие резные иконостасы, появляются более яркие и разнообразно украшенные, чем прежде церковная утварь, облачения священнослужителей, оклады икон и т.д. Среди зодчих, иконописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства того времени много выходцев много выходцев с западных окраин России, из Белоруссии и с Украины. Они привносят в русскую культуру того времени элементы западной культуры, влияние которой сами испытали.

Изменения претерпевает убранство жилищ русской знати. В интерьеры палат помещаются образцы западноевропейской мебели, выполненной как из дерева, так и из металла (в том числе серебра). На столах появляется посуда, привезенная из Европы; начинают использовать вилки. Постепенно распространяются одежды европейского покроя.

Повышается процент грамотных людей. Больше внимания уделяется процессу образования. Он становится по своему характеру все более светским. Развивается книгопечатание. Причем впервые издается так много учебных книг: азбук, букварей, грамматик. Книги, выполняемые по заказу царя и его ближайшего окружения, богато иллюстрируются. Иллюстрации подчас сопровождающие даже книги духовного содержания позволяют воочию представить жизнь того времени. Русская культура становится более открытой. Расширяется кругозор русских людей в области географии, истории, мифологии и т.д. Этому способствуют не только знания, полученные из книг, но и различные вещи, привозимые из Европы: шахматы, глобусы, предметы обихода украшенные сценами из греческой и римской мифологии.

Множество различных экспонатов в той или иной мере отражающих тему «Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.» представлено в музеях Кремля, в том числе в Государственной Оружейной палате. Но среди кремлевских музеев есть один, в котором данная тема раскрыта достаточно полно.

На втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия. Здесь наглядно показано, как накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII—XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов — Симона Ушакова и Федора Зубова.

Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени.

Если у Вас нет возможности приехать в Москву и посетить Кремль, то Вы можете, зайдя на сайт Музеев Московского Кремля (www.kreml.ru), и открыв раздел «Музеи в Кремле», познакомится с коллекциями расположенными в Патриарших палатах.