Ф.П.Толстой. Пир женихов Пенелопы. 1818

Один из самых известных представителей графского рода Толстых Федор Петрович (1783-1873) избрал в начале 19 века редкую для аристократа профессию: он решил стать художником. Для этого молодой человек оставил военную службу и стал вольнослушателем Академии художеств. Граф чувствовал влечение к скульптуре, его учителем стал известный скульптор профессор И.П. Прокофьев. Оставаясь преданным поклонником античного искусства, Толстой был приверженцем классических линий и пропорций, его искусство сдержанно, возвышенно и благородно. Наиболее ярко начинающий мастер проявил свой самобытный дар в медальерном искусстве и технике восковых рельефов, что требовало от автора прекрасного владения технологией, тщательности в исполнении, твердости руки, точности глаза и безупречного вкуса. Самые известные восковые рельефы Толстого начала века - "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон", "Купающиеся дети", "Душенька" - сделали графа заметной фигурой среди русских скульпторов.

Наибольшую известность Федору Толстому как мастеру рельефа принесли созданные им в 1816 году четыре композиции на сюжеты поэмы Гомера "Одиссея". В эпоху расцвета классицизма произведения древнегреческой литературы были настольной книгой в каждом дворянском доме, гомеровские герои были близки и понятны, они стали частью культурного контекста русского общества первой половины 19 века. В эти годы поэмы переводятся на русский язык, сначала Н.И. Гнедич перевел "Илиаду", позже В.А. Жуковский стал автором русского перевода "Одиссеи". Поэма о мудром царе Итаки, о его странствиях, о стремлении обрести утраченное счастье в родном доме, о верности его жены и сына волнует читателей всех эпох и народов до сих пор.

Федор Толстой был одним из самых преданных поклонников Гомера, тонкое понимание и знание античности, глубокое проникновение в мир пленившей его древнегреческой жизни помогли художнику воскресить страницы далекой истории во всем поэтическом очаровании и жизненной убедительности. Мастер, приступая к созданию барельефов, остановился на самых драматических эпизодах поэмы. Все произведения связаны между собой сюжетной канвой и представляют полный эмоционального накала рассказ о судьбе и поступках героев - Одиссея, Телемаха, Пенелопы.

В первом барельефе "Пир женихов Пенелопы" автор переносит нас в роскошный дворец, украшенный колоннами и вазами, драпировками и росписями. В центре просторного зала стоит заставленный угощениями стол, вокруг которого возлежат на ложах пирующие воины. Они прибыли на Итаку, чтобы в отсутствии Одиссея жениться на Пенелопе и завладеть всем островом. "Многобуйные мужи", как называет их Гомер, ведут себя вальяжно и непринужденно - кто-то просит наполнить его осушенный кубок, кто-то ведет неторопливую беседу. Хмель овладел героями, их жесты неуверенны, движения замедленны.

Ритмическими опорами в композиции барельефа являются вертикальные силуэты служанок, которые подают требовательным женихам блюда с яствами и кувшины с вином. Слева рядом с колонной, увенчанной шлемом Афины, изображен юный Телемах, который внимательно слушает тафийского царя Ментеса, в образе которого к нему прибыла Афина. Их сосредоточенная беседа контрастирует с настроением всеобщего веселья. Ментесу и Телемаху справа вторит певец Фемий, играющий на лире, и слушающий его юноша, облокотившийся на постамент вазы. Обе группы вместе с пьедесталами фланкируют композицию, придавая ей завершенность. Но излишней симметрии автор избегает, он приверженец синкопированного ритма: одиночные фигуры в рельефе чередуются с компактными группами, подвижные - с пребывающими в покое, вертикальные - с горизонтальными. Подобное намеренное неравномерное заполнение плоскости рельефа придает всей сцене живость и непосредственность.

У Гомера эта сцена описана так:


Там на дворе, у порога дверей Одиссеева дома,
Стала она с меднооострым копьем, облеченная в образ
Гостя, тафийцев властителя Ментеса; собранных вместе
Всех женихов, многобуйных мужей, там богиня узрела;
В кости играя, сидели они перед входом на кожах
Ими убитых быков; а глашатаи, стол учреждая,
Вместе с рабами проворными бегали: те наливали
Воду с вином в пировые кратеры; а те, ноздреватой
Губкой омывши столы, их сдвигали и, разного мяса
Много порезав, его разносили.
(Перевод В.А. Жуковского)

Барельефы Толстого к "Одиссеи" занимают особое место в истории русской скульптуры. Они являются самостоятельными произведениями, не связанными с архитектурой, подобно станковым живописным картинам. Они выполнены на грани законов скульптуры и живописи, автор создает в них ощущение глубины, разрушая плоскостность, свойственную рельефу. Для этого Толстой варьирует высоту рельефа в зависимости от членения на планы или от смысловых акцентов, расставленных в композиции произведения. К числу неоспоримых достоинств рельефов относятся умелое распределение фигур, их гармоничное соотношение, красота и выразительность линий, точность моделировки человеческих тел, движений, жестов, пластики, а также знание изображаемой эпохи.

Разнообразие талантов Федора Толстого удивительно: он был великолепным графиком, широко известны его иллюстрации к поэме И.Ф. Богдановича "Душенька", неизменной популярностью пользовались его тонкие акварели. Толстой стал автором нескольких живописных картин, граф также был увлечен театральным искусством и работал над декорациями к балетам "Эолова арфа" и "Эхо". Также он много времени уделял общественным обязанностям и государственной службе. Сначала граф служил в Эрмитаже, затем медальером на Монетном дворе, позже он стал преподавателем медальерного класса в Академии. В дальнейшем заслуги скульптора будут отражены в назначении вице-президентом Академии художеств, Толстой станет профессором скульптуры и получит чин тайного советника.

Справочная информация

Род Толстых - дворянский и графский род Толстых происходит от древней германской фамилии. Их предком был Индрис, который в середине XIV века покинул пределы Германии и вместе с двумя сыновьями поселился в Чернигове. Здесь он принял крещение и получил имя Леонтия. Родоначальником Толстых стал правнук Индриса, Андрей Харитонович, который переселился из Чернигова в Москву и здесь уже от Василия Темного получил прозвище Толстой, которое впоследствии стало передаваться и его потомкам. Первые из представителей этой фамилии были военными. Эта традиция сохранялась всеми поколениями Толстых, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы.

Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики.

Барельеф (фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность выпуклого рельефа является низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Гомер - первый из древних авторов, чьи произведения дошли до нас, и, по общему признанию, один из величайших европейских поэтов. О нем самом и о его жизни мы не имеем никаких достоверных сведений. Многие города притязали на право зваться родиной поэта, среди них Смирна и Хиос в Малой Азии. Точно так же античные хронографы расходятся и в датах жизни Гомера: некоторые делают его современником Троянской войны (начало 12 в. до н.э.), но Геродот полагал, что Гомер жил в середине 9 в. до н.э. Современные ученые склонны относить его деятельность к 8 или даже 7 в. до н.э., указывая в качестве основного места его пребывания Хиос или какой-либо другой регион Ионии на побережье Малой Азии.

Пир женихов Пенелопы. Женихи сидели в пиршественной зале и в ожидании пира, который готовили рабы и слуги, играли в кости. Первым увидал Афину в виде царя Ментеса сын Одиссея, Телемах. Приветливо встретил Телемах мнимого Ментеса. Он увел его в дом и усадил за отдельный стол в стороне от того, за которым сидели гости. Начался пир. Когда воины насытились, они призвали певца Фемия, чтобы он развлекал их своим пением. Во время пения Фемия наклонился Телемах к Ментесу и стал жаловаться, но так, чтобы не услыхали женихи, на те беды, которые терпит он от них. Женихи же, когда ушла Пенелопа, долго спорили, кто из них должен стать ее мужем. Их скоро прервал Телемах. Он сказал, что обратится за помощью к народному собранию, чтобы оно запретило им разорять его дом. Грозил им Телемах гневом богов. Но угрозы его мало действовали на женихов, они по-прежнему продолжали шуметь, петь и плясать, буйствуя до самой ночи.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева