М.И. Поляков. О Шаляпине. 1973

Имя Михаила Ивановича Полякова (1903-1978) - мастера графического искусства, быть может, не так широко известно, как того заслуживает. Он - представитель московской школы ксилографии, с ярко выраженной творческой индивидуальностью и по-настоящему высоким уровнем профессионального мастерства.

М.И. Поляков - автор интереснейших станковых композиций, посвященных отечественной истории, деятелям русской культуры. Многие его листы созданы как изобразительные мемуары. Он - автор экслибрисов (книжных знаков). Работая в разных техниках (живопись масляными красками, акварель, гуашь, гравюра на линолеуме), Поляков отдавал предпочтение ксилографии или гравюре на дереве, которой владел в совершенстве. Несмотря на широту его профессиональных увлечений, в первую очередь, он - книжный график, в круг художественных интересов которого входили произведения русской и европейской классической литературы - А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И.-В. Гете, В. Гюго, Г. Гейне, Ф. Вийона, А. Белого.

Еще в 1950-х - начале 1960-х Поляков оформлял для Музыкального издательства монографии о творчестве ряда великих композиторов. Но эта серия предполагала лишь скромное участие художника. В конце 1960-х - начале 1970-х годов Поляков начал работать над своей "музыкальной" сюитой. В тот период в нее вошли семь станковых произведений, посвященных русским и европейским композиторам - С.В. Рахманинову, Ф. Шуберту, П.И. Чайковскому, Л. ван Бетховену, В.-А. Моцарту, М.И. Глинке, Ф. Шопену и одно - певцу и музыкальному деятелю Ф.И. Шаляпину (1973). В последние годы жизни (1976-1978) эта тема была продолжена в еще нескольких композициях, посвященных М.П. Мусоргскому, Л. Ван Бетховену, Й. Гайдну, П.И. Чайковскому.

Эти листы не были предназначены для какого-либо издательства. Они возникли из внутренней потребности художника выразить средствами изобразительного искусства свое понимание музыки, отношение к творческой индивидуальности каждого из "героев" серии. Все эти гравюры объединяет общий композиционный прием, неоднократно успешно использованный Поляковым в своей работе. Это многосюжетность композиции, как бы смонтированной из отдельных разновременных и разнохарактерных эпизодов: крупнопланового портрета "героя" листа, сцен из его наиболее известных произведений, а также тех мест, в которых он бывал.

Так, в гравюре, посвященной Шаляпину, великий музыкант предстает в своих прославленных сценических образах Мефистофеля, Дон Кихота, Олоферна, Бориса Годунова, Дон Базилио. Возникают образы шаляпинских мест: Москвы, Казани, Парижа, Нью-Иорка, Милана. Присутствуют портреты шаляпинских друзей и коллег: М. Горького, композиторов С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, художников К.А. Коровина, В.А. Серова. Вместе все эти сюжеты позволяют глубже, чем в традиционном портрете, раскрыть человеческий облик и масштаб творческой личности, а сложная компоновка придает листу особую емкость и остроту.

Справочная информация

Поляков Михаил Иванович (1903-1978) - книжный график, ксилограф, автор станковых композиций, мастер экслибриса.

Родился на станции Платоновка близ Тамбова. Вырос и сформировался как художник в Саратове, где жил с 1906 по 1926. Там в 1916 он поступил в Боголюбовское рисовальное училище, преобразованное позднее в Свободные художественные мастерские, где его учителями были М.В. Кузнецов-Волжский, А.И. Савинов, К.Г. Поляков. В 1926 окончил Саратовский художественно-практический техникум. В том же году поступил в Московский ВХУТЕИН, где учился до 1930. Там его педагогами были В.А. Фаворский, Н.Н. Купреянов, Л.А. Бруни, П.Я.Павлинов. Первые гравюры создает в 1924. С конца 1920-х начал сотрудничать с издательством "Молодая гвардия", где оформил ряд книг. С 1931 по 1936 жил под Москвой в Кашире, в дальнейшем - в Москве. Оформлял книги издательств "Советский писатель" (Ю.Н. Тынянов "Рассказы"), "Художественная литература" (А. Белый "Петербург"), "Советская литература", "Akademia". С 1936 по 1940 чаще всего иллюстрировал для "Детиздата". В годы Великой Отечественной войны работал в мастерских военного плаката "Окна ТАСС", выезжал на Сталинградский фронт, создал серию гравюр "Фашистские оккупанты в России". В 1948 работал над альбомом "Пушкинские образы". После войны создал ряд линогравюр, много работал в области детской книги. 1950-е - время широкого творческого диапазона: от иллюстраций к Э.-Т.-А. Гофману, "Фаусту" И.-В. Гете до А.И. Куприна и "Поздней греческой прозы". Наиболее значительная иллюстративная работа 1960-х - "Пиковая дама" А.С. Пушкина. Поляковым разработаны оригинальные формы станковых гравюр (серия "Воспоминаний") и новая форма книжной графики - рукописных книжечек. Персональные выставки состоялись в Саратове в 1971, 1978 и 1993.

Шаляпин Федор Иванович (1873 - 1938) - оперный и концертный певец, бас. Родился в Казани в бедной семье. Первым природную музыкальную одаренность Шаляпина заметил регент церковного хора и научил его петь по нотам. Все систематическое образование Шаляпина - несколько классов в городском училище, которое он окончил с похвальным листом. Служил писцом, работал грузчиком, хористом, бродяжничал. В 1894 был принят в труппу Мариинского театра в Санкт-Петербурге. С 1896 Шаляпин перешел в частную оперу С. И. Мамонтова, где и приобрел славу певца, обладающего выдающимися вокальными данными. В 1899 перешел в Большой театр. Участвовал в спектаклях "Русских сезонов" С.П. Дягилева. Обладая широкими дарованиями, Шаляпин занимался оперной режиссурой, снимался в кино, был художником и скульптором. После октября 1917 выступал с концертами, пытаясь продолжить работу на родине. В 1918 ему было присвоено звание народного артиста Республики, но невозможность нормально жить и работать при новом режиме заставила его остаться за границей, куда он выехал на гастроли в 1922. В 1928 Советское правительство лишило Шаляпина звания народного артиста (звание восстановлено в 1991) и запретило ему въезд в СССР. В 1984 прах Шаляпина был привезен из Парижа и перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности) плоской печати (литография или гравюра на камне) и высокой печати.

Основными техниками высокой печати являются ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме). Принцип изготовления печатной формы в высокой печати заключается в том, чтобы углубить те места, которые при печати должны остаться белыми. Таким образом, это печать с рельефа, печатающие элементы которого выше пробельных мест.

Ксилография (от греч. xylon - дерево и grapho - пишу, черчу) - вид графики, гравюра на дереве или оттиск на бумаге с такой гравюры. Ксилография бывает двух видов: продольная (обрезная) - когда резец движется вдоль волокон продольной доски дерева, и поперечная (торцовая) - когда резец движется во всех направлениях по торцовому срезу дерева. Поперечная или торцовая- наиболее современная техника ксилографии, изобретенная английским художником Томасом Бьюиком в конце XVIII века. В современной ксилографии используются специальные породы дерева высокой твердости (груша, бук, самшит), что делает эту технику наилучшей в тиражировании миниатюрных изображений в книжной графике.

Сюжет (франц. sujet от лат. subjectum - представление, изложение) - в искусстве связная последовательность событий, через которую раскрывается тема произведения и заложенная в ее основе определенная идея. В изобразительном искусстве сюжет следует отличать как от темы и идеи, так и от конкретных объектов, посредством которых он изображается.

Композиция (лат. composition - соединение, составление, сочетание) - искусство составления, соединения различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-нибудь идее. Композиция предполагает целостность, означающую, что не один ее элемент не может быть изменен без ущерба для целого. В изобразительном искусстве композиция создается с помощью изобразительных средств: линии, плоскости, цвета, объема, пространства. Они организуются в композицию с помощью симметрии, ритма, масштабности, контраста и других средств художественной выразительности. Композицией называется сам процесс создания художественного произведения, его конечный результат и дисциплина, изучающая закономерности этого процесса.

Станковое искусство - общее название произведений живописи, графики, скульптуры, не связанных, в отличие от декоративного искусства, с конкретным местом, средой, декорируемой поверхностью или утилитарными функциями. Такие произведения выполняются в мастерской на станке, то есть приспособлении для работы (например, мольберте) и могут переноситься с места на место, выставляться в различных залах и т.д.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева