Гайдар Аркадий Петрович – писатель.

 

 

Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941)Гайдар Аркадий Петрович (настоящая фамилия Голиков) (1904, Льгов, ныне Курской области, – 1941, близ г. Канева Черкасской области, Украина), писатель. Сын учителя. С 1918 г. доброволец Красной Армии, окончил Киевские пехотные курсы, в 1919 г. учился на военных курсах в Москве на Пятницкой улице; в 1924 г. выбыл по контузии (до конца жизни дававшей о себе знать тяжёлыми мозговыми расстройствами) из армии, с этого же года жил постоянно в Москве. С 1927 г. литературный сотрудник редакции газеты «Красный воин» (улица Пречистенка, 7). В 1932-1937 гг. жил в д. 22 по улице Большая Дмитровка; в соседнем д. 20 на вечерах у писателя Р. И. Фраермана читал свои произведения. В 1937-1941 гг. жил в д. 8 по Большому Казённому переулку, откуда в первые дни Великой Отечественной войны ушёл на фронт спецкором «Комсомольской правды», попал в окружение и погиб.

Автор произведений для детей (повести «На графских развалинах», «Школа», рассказ «Голубая чашка», сказка «Горячий камень» и др.; по многим из них поставлены кинофильмы). Гайдар не раз избирал Москву местом действия своих героев (повесть «Судьба барабанщика») или вводил тему столицы как символа государственного величия (в рассказе «Чук и Гек» о Москве – «огромный город, лучше которого и нет на свете»). В Подмосковье разворачиваются события повести «Тимур и его команда» (1940 г.; инициировала движение «тимуровцев», начавшееся в Москве и Московской области).

Имя Гайдара было присвоено Дворцу школьников Люблинского района (в октябре 1989 г. перед Дворцом открыт памятник Гайдару, скульптор А. П. Шлыков, архитектор Ю. А. Мовчан), Центральной городской детской библиотеке и читальне, ряду столичных детских клубов и летних оздоровительных лагерей. Памятник герою повести Гайдара «Военная тайна» Мальчишу-Кибальчишу – первый в столице памятник литературному персонажу – установлен в 1972 г. на Воробьёвском шоссе у Городского дворца творчества детей и юношества (скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов).

 

Литература: Аркадий Гайдар. Жизнь и творчество. М., 1991.

 

К. В. Стародуб.

 

Энциклопедия «Москва»

 

***

 

Гайдар (псевдоним; настоящая фамилия Голиков) Аркадий Петрович [9(22). 1.1904, Льгов, ныне Курской обл., – 26.10.1941], русский советский писатель. Родился в семье учителя. Детские годы провёл в Арзамасе. В 1918 г. пошёл добровольцем в Красную Армию. Окончил Киевские пехотные курсы. В 16 лет командовал полком. Был несколько раз ранен. Вследствие контузии ушёл из армии в 1924 г. Начал печататься в 1925 г. Рассказ «РВС» (1926 г.) во многом определил дальнейший путь Гайдара: истинное своё призвание он нашёл в детской литературе, сумев по-своему поведать детям о фронтовом товариществе и высокой романтике революционной борьбы. В полуавтобиографической повести «Школа» (1930 г.) Гайдар рассказал о суровой героической школе, через которую прошло молодое поколение революции. В повести «Дальние страны» (1932 г.) гул большого строительства вторгается на тихую захолустную станцию, где мальчишки мечтают о «дальних странах». В повести «Военная тайна» (1935 г.) рассказывается о высоких идеях революционного интернационализма и низменной жестокости его врагов. Гайдар умел говорить с детьми и о трудных сторонах жизни: рассказ «Голубая чашка» (1936 г.), повесть «Судьба барабанщика» (1939 г.). Подлинную славу приобрела его повесть «Тимур и его команда» (1940 г.). Увлекательная пионерская затея Гайдара породила по всей стране массовое движение «тимуровцев». В первые дни Великой Отечественной войны 1941-1945 Гайдар был послан на фронт спецкором «Комсомольской правды». Осенью 1941 г., попав в окружение, оказался в тылу врага, стал пулемётчиком партизанского отряда. Пал смертью героя. Похоронен в Каневе, где установлен памятник писателю. По основным произведениям Гайдара созданы кинофильмы. Книги Гайдара переведены во многих странах мира. Награжден 2 орденами, а также медалями.

 

Сочинения: Собрание сочинений. [Вступительная статья Л. Кассиля]. Т. 1-4. М., 1959-1960; Собрание сочинений. [Вступительная статья Л. Кассиля]. Т. 1-4. М., 1964-1965.

 

Литература: Емельянов Б. Рассказы о Гайдаре. М., 1958; Путилова Е. О. О творчестве А. П. Гайдара. Л., 1960; Смирнова В. Аркадий Гайдар. Критико-биографический очерк. М., 1961; Камов Б. Аркадий Гайдар. Биография. Л., 1963; его ж е. Партизанской тропой Гайдара. М., 1968; Жизнь и творчество Гайдара. Сборник статей о Гайдаре. 3 изд. М., 1964; Малюгин В. Повесть о Гайдаре. Горький, 1964; Котов М., Лясковский В. Всадник, скачущий впереди. М., 1967; Гинц С., Назаровский Б. Аркадий Гайдар на Урале. Пермь, 1968.

 

Л. А. Кассиль.

 

Большая советская энциклопедия

 

***

 

Гайдар Аркадий Петрович (1904-1941), настоящая фамилия Голиков, русский писатель. Родился 9 (22) января 1904 г. в Льгове Курской губернии. Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905 г. Опасаясь ареста, в 1909 г. Голиковы оставили Льгов, с 1912 г. жили в Арзамасе. Работал в местной газете «Молот», где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б).

С 1918 г. – в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 г. учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 г. – командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии – против «императора тайги» И. Н. Соловьева, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего «светлого царства социализма», отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы «РВС», 1925 г., «Сережка Чубатов», «Левка Демченко», «Конец Левки Демченко», «Бандитское гнездо», все 1926-1927 гг., «Дым в лесу», 1935 г.; повести «Школа», первоначальное название «Обыкновенная биография», 1930 г., «Дальние страны», 1932 г., «Военная тайна», 1935 г., включающая хрестоматийную в советское время «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», 1935 г., «Бумбараш», неоконченное, 1937 г.), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника («Снились люди, убитые в детстве»).

Псевдонимом (тюркское слово - «всадник, скачущий впереди») впервые подписал новеллу «Угловой дом», созданную в 1925 г. в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием – «Жизнь ни во что» (другое название «Лбовщина», 1926 г.). В пермской газете «Звезда» и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ «Тайна горы», отрывок из повести «Рыцари неприступных гор» (другое название «Всадники неприступных гор», 1927 г.), поэму «Пулеметная пурга». С 1927 г. жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть «Лесные братья» (другое название «Давыдовщина» – продолжение повести «Жизнь ни во что»).

Летом 1927 г., уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть «На графских развалинах» (1928 г., экранизирована в 1958 г., режиссер В. Н. Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л. Кассилем, Р. Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы XX в. (в т. ч. рассказы «Голубая чашка», 1936 г., «Чук и Гек», повесть «Судьба барабанщика», оба 1938 г., рассказ для радио «Четвертый блиндаж»; вторая, незавершенная часть повести «Школа», оба 1930 г.).

Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных, а порой трагических событий («Судьба барабанщика», где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая «аура», доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской» чести товарищества и взаимопомощи – все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару – официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришелся на 1940 г. – время создания повести и одноименного киносценария (кинофильм режиссера А. Е. Разумного) «Тимур и его команда», рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого «тимуровского» движения по всей стране, особенно актуального в 1940-1950-е годы. В 1940 г. Гайдар пишет продолжение Тимура – «Комендант снежной крепости», в начале 1941 г. – киносценарий продолжения и сценарий фильма «Клятва Тимура» (постановка 1942 г., режиссер Л. В. Кулешов).

В июле 1941 г. писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда», где публикует очерки «Мост», «У переправы» и др. В августе – сентябре 1941 г. в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей «Горячий камень» – о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.

Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из «Тимура» и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников («Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть», 1939-1940 гг.). Автор киносценария «Прохожий» (1939 г.), посвященного Гражданской войне. Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы «Чук и Гек», 1953 г., режиссер И. В. Лукинский; «Школа мужества», 1954 г., режиссер В.П. Басов и М. В. Корчагин; «Судьба барабанщика», 1956 г., режиссер В. В. Эйсымонт, и др.).

Гайдар погиб в бою около деревни Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941 г.

 

Литература: Гайдар А. Собрание сочинений. Т. 1-4. М., 1978-1982; Гайдар Т. А. Голиков Аркадий из Арзамаса: Документы. Воспоминания. Размышления. М., 1988; Гольдин А.М. Невыдуманная жизнь: Из биографии А. П. Гайдара. 2-е изд. М., 1979; Жизнь и творчество А. П. Гайдара. Составители: Р. И. и В. С. Фраерман. 3-е изд. М., 1964; Камов Б. Н. А. П. Гайдар. Грани личности. Принципы творчества. М., 1979; Камов Б. Н. Рывок в неведомое. М., 1991; Смирнова В. В. Аркадий Гайдар: Очерк жизни и творчества. 2-е изд. М., 1972.

 

Энциклопедия «Кругосвет»