Урок 59. Проект «Таблица для мешка»

Практическая цель проекта – выяснение содержимого мешка, сравнение содержимого различных мешков.
Методическая цель проекта – обучение основам классификации и именования классов объектов, обучение составлению таблицы для телесного мешка.

План проведения проекта:

1. Общее обсуждение практической задачи проекта.
2. Обсуждение принципа классификации.
3. Заполнение таблицы для телесного мешка.
4. Заключительное обсуждение, решение практической задачи.

Несколько вводных замечаний

Мы надеемся, что к концу года вы уже втянулись в проектную работу – не только поняли ее цели и научились организовывать деятельность ребят на проектных уроках, но и почувствовали сам дух проектной работы. Тогда вы, конечно, поняли, что организация проектов – творческий процесс, как со стороны учащихся, так и со стороны учителя. В рамках каждого проекта в классе разыгрывается некоторое действо, ход которого в большой степени зависит от его участников, подчас этот процесс бывает сложно четко регламентировать так, как мы можем регламентировать обычный урок. Кроме того, практика показывает, что у учителя, который почувствовал вкус к проектной работе, со временем возникает желание привнести в проект собственные детали, отвечающие его личностным особенностям и особенностям класса. Поэтому постепенно наши комментарии к проектам будут становиться не такими однозначными, как в начале года, когда мы пытались четко описать и регламентировать каждый этап проекта (чтобы облегчить работу учителя). Конечно, каждый проект имеет свою тематику, практическую и методическую цель, которым следовать обязательно. Но в пределах этих начальных условий существует много вариантов развития событий и сценарий для развития событий в своем классе вы можете выбрать сами. Мы, конечно, будем предлагать вам план и описание проекта, а также несколько вариантов развития событий там, где возможны альтернативные решения. Но мы рассчитываем на творческий подход со стороны учителя, тогда проекты будут проходить еще интересней.

Этап предварительной подготовки

Как и любая практическая задача, данный проект – отражение реальных задач, которые детям постоянно приходится решать в жизни. Одна из таких задач – навести порядок в куче предметов, например, у себя в портфеле. Примерно те же действия ребенку приходится выполнять, разбираясь на своем столе (в частности компьютерном) и убираясь в комнате. Разбирая кучку предметов, мы раскладываем сходные (по определенному признаку) предметы в одно место, различные – в разные. Но вначале надо уметь выделить группы предметов и распределить предметы по группам (классифицировать). Часто в процессе решения практических задач нам приходится выяснять, сколько предметов в каждой группе, чтобы ответить на некоторые актуальные вопросы. Например, раскладывая деньги разного достоинства по разным отделениям кошелька, человек в частности хочет сделать так, чтобы одного взгляда в кошелек хватило, чтобы сказать: может ли он расплатиться без сдачи, хватит ли денег на покупку, может ли он разменять крупную купюру более мелкими и т.д. Из этих рассуждений ясно, что для нас важно, чтобы в этом проекте дети поработали именно с телесными мешками и осуществили перенос знаний из темы «Таблица для мешка» на практические задачи. При таком варианте проведения проекта, от учителя требуется некоторая предварительная подготовка – нужно собрать телесные мешки. Для этого можно взять обычные полиэтиленовые пакеты и наполнить их всякими мелкими предметами. Выбор предметов мы оставляем на ваше усмотрение. Вот несколько вариантов:

  1. Мелкие канцелярские принадлежности – скрепки, кнопки, ластики, короткие карандаши. Можно взять каждый вид нескольких форм и цветов, например, скрепки разных цветов, мелки и большие, железные и пластмассовые.
  2. Детали конструктора Лего или любого другого детского конструктора. Детали должны быть примерно одинакового размера и такие, чтобы можно было выделить признак их деления на группы.
  3. Небольшие швейные принадлежности (но не колющие!). Например, хорошо подойдут наборы пуговиц, которые легко делить по цветам.
  4. Пищевые продукты, мелкие, но не слишком. Например, подойдут макароны разных форм и цветов.
  5. Мелкие картонные карточки с буквами или цифрами.

Наборы предметов должны быть такими, чтобы детям удобно было работать с таблицей, которую мы прилагаем в тетради проектов. Поэтому число групп предметов не должно быть больше 8, а число предметов в группе – больше 10. Лучше на каждый мешок сразу наклеить карточку с фамилией учащегося, чтобы потом не запутаться.

Общее обсуждение практической задачи проекта

Как обычно, в начале проекта необходимо обсудить с детьми практическую задачу проекта. Итак, есть набор мешков, необходимо ответить на некоторый практический вопрос актуальный для данного набора предметов. Практическую задачу проекта придумывает сам учитель, исходя из специфики предметов, которые лежат в мешках. Конечно, задача должна быть такой, чтобы для ее решения было нужно строить таблицу мешков. Желательно, чтобы вопрос был такой, ответ на который не требует координации работы с таблицами разных детей и сложных коммуникаций (это не входит в цели данного проекта). Например, можно было бы ставить задачу поиска в наборе двух одинаковых мешков, но тогда придется на каждом этапе стыковать работу детей с таблицами, а на последнем этапе это потребует сложной организации активности детей (к чему дети пока не готовы). В 3 классе у нас запланирован подобный проект, так что торопиться нам некуда. А сейчас пока нам нужно подобрать такой вопрос, чтобы каждый ребенок мог ответить на него по поводу своего мешка, а из ответов детей сразу вытекало решение проектной задачи. Например, вы выбрали в качестве элементов мешков детали Лего. Теперь объясните ребятам, сколько нужно деталей каждого вида, чтобы собрать из них, например, Робота (машину, самолет и т.д). Тогда практическая задача проекта в том, чтобы выделить те наборы деталей (мешки), из которых можно собрать Робота. Если вы выбрали в качестве элементов картонные карточки с буквами, задача проекта может быть в том, чтобы выделить те мешки, из букв которых можно будет потом составить некоторую фразу. Если вы не можете придумать интересного практического сюжета, в крайнем случае всегда можно придумать систему формальных условий, которая требует составление таблицы для мешка. Например, вы положили в мешок скрепки трех видов, ластики трех видов и короткие карандаши двух видов. Задача проекта может состоять в том, чтобы выбрать из данной совокупности все мешки, в которых есть 6 одинаковых скрепок, 5 одинаковых ластиков и 5 одинаковых карандашей.

После того как практическая задача вами поставлена, нужно обсудить с детьми пути ее решения. В ходе общего обсуждения должна прозвучать мысль, что для решения данной задачи нужно выяснить, сколько каких предметов лежит в каждом мешке, а для этого проще всего построить таблицу для мешка.

Обсуждение принципа классификации

После того как класс принял решение, что необходимо для каждого мешка построить таблицу, можно предложить каждому ребенку рассмотреть элементы своего мешка. Затем стоит вслух указать принцип классификации, то есть договориться с детьми, на какие группы нужно делить предметы, чтобы решить данную практическую задачу. Как видите, в отличие от всех задач, с которыми дети встречались в учебнике, здесь дети выбирают принцип классификации и выделяю группы предметов сами. Скорее всего, вы будете все одинаковые предметы относить в одну группу, а разные – в разные. Но специфика задачи может быть такой, что вам будет нужно разделить предметы по цвету, форме или практическому предназначению. В любом случае в ходе общего обсуждения должен быть только назван признак, а группы предметов ребенок выделяет сам.

Заполнение таблицы для телесного мешка

В этом проекте удобно работать в парах: один ребенок занимается с элементами мешка (вынимает, перекладывает, раскладывает по кучкам), другой – попутно заполняет таблицу. Поэтому на этом этапе каждая пара берет свой телесный мешок и заполняет таблицу со страниц 15 – 16 тетради проектов. Мы заготовили две такие таблицы на всякий случай. Например, если ребятам понравится этот проект, вы можете взять на него еще один урок (на других телесных мешках).

Как обычно, сначала заполняется рабочая таблица. Отличие данной рабочей таблицы в том, что здесь столбцы таблицы не названы и называть их приходится в процессе заполнения таблицы. Это будет выглядеть так. Участники пары вынимают первый предмет из мешка, называют его (кратко), записывают название в заголовок первого столбца таблицы (например, «скрепка») и помечают крестиком первую свободную клетку первого столбца. Затем ребята вынимают следующий предмет из мешка. Если предмет из той же группы, то дети просто ставят еще один крестик в первый столбец. В противном случае ребята организуют для нового предмета новую группу – называют предмет, записывают название в заголовок следующего столбца таблицы, ставят крестик. В процессе этой работы дети сталкиваются с тем, что некоторые названия столбцов приходится уточнять. Например, записав в первом столбце «скрепка» ребенок может затем вынуть из мешка другую скрепку. Тогда название первого столбца придется уточнить, например, «железная скрепка», а в новом столбце записать «пластмассовая скрепка». Конечно, найдутся пары, которые этого просто не заметят и будут считать в одном столбце все скрепки, хотя вы в ходе предварительного обсуждения договорились считать в одном столбце только одинаковые предметы. После того как вы укажите такой паре ребенку на ошибку, ребятам придется заполнять таблицу заново. Для таких случаев пригодится запасная таблица в тетради проектов.

Как только предметы в мешке закончились, рабочая таблица оказывается заполнена. Теперь дети заполняют основную таблицу. Сначала следует аккуратно переписать в шапку основной таблицы названия столбцов. Затем нужно посчитать число крестиков в каждом столбце и закончить заполнение основной таблицы.

Заключительное обсуждение, решение практической задачи

Заключительное обсуждение ребята проводят с опорой на заполненные основные таблицы. Сначала каждая пара отвечает на вопрос о своем мешке по его таблице. Затем ребята опрашиваются и класс в целом решает практическую задачу проекта.