Урок 62. Обобщающее повторение, решение задач

План урока

  1. Решение электронных задач 275–279.
  2. Решение обязательных бумажных задач 101–108.
  3. Решение необязательных бумажных задач 103, 104, 107, 109, 110.

Конечно, вам прекрасно известно, какие цели обычно преследует урок обобщающего повторения. Основная его цель – подготовка класса к успешному написанию контрольной работы. Поэтому на него обычно выносятся все вопросы и типы задач, которые будут предлагаться на контрольной работе. На таких уроках работа обычно четко регламентирована и структурирована. Поэтому мы предлагаем основной массе детей решать определенный список задач (обязательных бумажных  и электронных). Исключения могут составлять слабые дети (для них из списка обязательных задач мы предлагаем вам выбрать наиболее простые) и самые сильные дети (для которых такие задачи покажутся слишком простыми). Для сильных детей можно взять больше необязательных задач.

Решение электронных задач

Задача 275. Усложненная задача на расстановку слов в словарном порядке. Большая часть класса теперь должна справляться и с такими задачами. Самым слабым детям можно разрешить пропустить эту задачу. Сложность этой задачи в том, что у всех слов в мешке начальная часть (состоящая из трех букв) одинаковая. Дополнительную сложность представляют слова с дефисом. Поэтому здесь дети должны помнить, что дефис при расстановке слов в словарном порядке не учитывается.
Ответ: ПОЛДЕНЬ
            ПОЛЕ
            ПОЛЕЗНЫЙ
            ПОЛЗУНКИ
            ПОЛИВ
            ПОЛ-ИГРЫ
            ПОЛ-ЛИМОНА
            ПОЛ-ЛОЖКИ
            ПОЛОСА

Задача 276. Знакомая детям задача на построение цепочки по описанию, содержащему лексику частичного порядка. В силу первого утверждения первая бусина в цепочке – красная круглая, а последняя – синяя квадратная. В силу последнего утверждения вторая бусина в цепочке – оранжевая круглая, а предпоследняя – зеленая треугольная. Наконец, учитывая второе утверждение на третье место в цепочке нужно поставить фиолетовую бусину (любой формы), а на четвертое – голубую (также любой формы).

Задача 277. В отличие от аналогичной электронной задачи 270, здесь не все даты относятся к разным месяцам. Тем не менее, начинать решать данную задачу можно похожим образом – перебирая месяцы с января. Так мы находим первую дату в цепочке – 30 января. Февральских дат у нас нет, поэтому вторая дата будет мартовская (17 марта). Следующая дата – в августе (21 августа). Ищем даты следующих месяцев и видим, что на сентябрь приходится две даты – 11 сентября и 30 сентября. Их мы упорядочиваем в порядке возрастания чисел. Так продолжаем расставлять даты в цепочку до тех пор, пока они не закончатся.

Задача 278. Несложная задача на построение мешка по описанию. В нашем мешке все фигурки должны быть разные и не должно быть рыб. Поэтому решение состоит в том, чтобы выбрать из библиотеки все разные фигурки, которые не являются рыбами и положить их в мешок. Эту задачу лучше не предлагать сильным детям, она для них покажется слишком простой (и заменить ее какой-то необязательной бумажной задачей).

Задача 279. Необязательная. В настоящий момент эта задача для детей в основном развлекательная. Ее можно предложить слабым детям для отдыха, а всем остальным по желанию. Наверняка, ее выберут дети, которые любят рисовать и раскрашивать.

Решение обязательных бумажных задач

Задача 101. Эта задача очень похожа на электронную задачу 275, но несколько проще, поскольку здесь не используется правило расстановки слов с дефисом. Слабым детям, которые пропустили электронную задачу 275, эту задачу необходимо предложить обязательно. Сильным детям, наоборот, эту задачу можно пропустить.
Ответ:  РАЗБИТЬ
              РАЗГОН
              РАЗЛАД
              РАЗМЕР
              РАЗМЕТКА
              РАЗНЫЙ
              РАЗРЕЗ
              РАЗУМ
              РАЗЪЁМ

Задача 102. Знакомая детям задача на лексику, связанную с частичным порядком фигурок в цепочке. Как видите, решение здесь не одно. Так, серая змейка может быть первой или второй фигуркой цепочки (а голубая ящерица соответственно предпоследней или последней). В каждом из этих вариантов голубая ящерица может идти следующей после серой змейки или через одну. Положение голубой ящерицы однозначно определяет положение желтой ящерицы. Что касается оставшихся двух фигурок, они однозначно устанавливаются теперь на оставшиеся два места (зеленая змея – раньше, коричневая черепаха – позже). Таким образом, получаем, что эта задача имеет ровно 4 решения.

Задача 105. Задача на повторение темы «Словарь». Ответ: ФИАЛКА.

Задача 106. Задача на повторение листа определений «Мешок бусин цепочки». Нужную цепочку здесь можно искать по-разному. Мы видим, что в каждой цепочке ровно столько же бусин, сколько и в мешке А. Значит, один из вариантов решения – отмечать по очереди в цепочках все бусины из мешка А. Если в какой-то момент одна из бусин в цепочке не нашлась, то эта цепочка искомая. Так видим, что в третьей цепочке нет фиолетовой круглой бусины, значит эта цепочка нам подходит. Конечно, дети будут изобретать самые разные способы, и советы следует давать только тем детям, которые не могут сдвинуться в решении или совсем запутались. 

Задача 108. Знакомая детям задача на определение истинности утверждений, относящихся к календарному порядку. Отличие этой задачи от аналогичных в том, что мы здесь предлагаем не заглядывать в календарь из задачи 82. Мы надеемся, что к настоящему моменту дети уже хорошо ориентируются в календарных датах и такое задание им по плечу. Тем не менее, вы можете разрешить слабым детям по-прежнему пользоваться календарем (если уверены, что они без него не справятся). Проконтролируйте, что все дети здесь выполнили проверку (последнее задание задачи).

Решение необязательных бумажных задач

Конечно, разделение между необязательными задачами этого урока и урока выравнивания достаточно условно. Если часть необязательных задач дети на этом уроке не успеют, их можно вполне дорешать на уроке выравнивания. И наоборот, при необходимости вы можете на этом уроке использовать часть необязательных задач из урока выравнивания, чтобы занять наиболее быстрых детей.

Задача 103. Задача аналогична бумажной задаче 78 и решается в точности так же (см. комментарий к задаче 78). Ответ: ЧЕТВЕРГ.

Задача 104. Здесь используется вся известная детям цепочечная лексика. Вообще задача сложная – окон много, а информации в обрез; кроме того, есть несколько ловушек. Это достаточно серьезная задача на построение объекта по описанию, которая требует внимательного прочтения и анализа всех утверждений. В частности, нужно выделить утверждения, которые можно использовать сразу (то есть те, в которых речь идет о станциях, уже помеченных на схеме). Здесь ребята сталкиваются с первой интересной особенностью задачи – в условии есть утверждения, которые уже истинны, поэтому их нужно сразу пометить (они нам не пригодятся) – это четвертое и седьмое утверждения. Теперь найдем условия, которые можно использовать сразу – это третье, предпоследнее и последнее утверждения. В результате мы поместили в схему станции: Тверская, Театральная и Коломенская (заметим, что шестое утверждение при этом становится истинным автоматически). Теперь прочтем первое, второе и пятое утверждения. Конструкции «вторая после» и «вторая перед» говорят о том, что станции: Аэропорт, Сокол, Войковская и Динамо, мы должны поставить в 4 подряд идущих пустых окна. Правильную последовательность учащийся может получить в ходе проб и ошибок, в ходе сопоставления двух фрагментов (Войковская – Аэропорт, Сокол – Динамо)  или в ходе одновременного анализа трех утверждений. Главное, чтобы обнаружив ошибку, ребенок терпеливо вернулся к началу этого фрагмента и попробовал другой вариант. Наконец, у нас осталось одно пустое окно и одно утверждение, которое дает нам название недостающей станции. Несмотря на то, что решение этой задачи вы, наверняка доверите сильным ученикам, они вряд ли будут рассуждать столь четко, да и не надо этого от них требовать. Однако, приведенные здесь рассуждения помогут вам сдвинуть учащегося с мертвой точки, не подсказывая ему решения. Посоветуйте детям сначала писать простым карандашом. И конечно, недопустимо, чтобы дети просто списывали решение со схемы линий метро.

Задача 107. Не слишком сложная задача на словарик, поскольку здесь известна первая буква слова. Интересно, что здесь при анализе не только первого, но и второго утверждения пригодится знание словарного порядка. Действительно, найдем в словаре все слова на «С». Они упорядочены уже по второй букве. Поэтому слова, для которых истинно второе утверждение идут от первого слова на «С» и до некоторого слова, которое нужно обязательно найти и отметить. В данном случае это слово «СИНЕЕ». Теперь проверяем для всех слов от САПОГИ до СИНЕЕ третье утверждение и находим полный список искомых слов: САПОГИ, СЕГОДНЯ, СЕМЬ, СЕНТЯБРЬ.

Задача 109. Здесь работа пойдет значительно быстрее, если ребенок заметит, что в цепочке S слова идут в словарном порядке. После этого в цепочке S можно ориентироваться гораздо быстрее. Поскольку у многих слов в цепочке Q известна первая буква, такие слова можно найти в цепочке S достаточно быстро. Хорошо, если ребенок будет соединять пары одинаковых слов по ходу, тогда круг слов цепочки S среди которых он выбирает будет постепенно сужаться.

Задача 110. Несложная задача на повторение темы «Словарь», предназначенная в основном для средних и слабых детей. Сильным ученикам такую задачу будет решать скорее всего уже не интересно.