Тема урока «Технология художественной обработки металла»

 

Тип урока: традиционное занятие по технологии с повторением знаний, получением новых сведений и практической работой в слесарной мастерской.

 

Ход урока:

Теоретическая часть.

Сообщение темы урока и постановка вопроса для включения учащихся в обсуждение проблемы.

Повторение сведений о металлах.

С помощью диалога с преподавателем учащиеся повторяют сведения о металлах: называют металлы, вспоминают деление металлов на группы черных и цветных, на сплавы черных и цветных металлов, деление на стали и чугуны и их свойства. Учитель задает вопрос и уточняет процентное соотношение углерода в сталях и чугунах.

В процессе повторения используются межпредметные связи с химией (названия металлов и их обозначение).

Для определения вида металла учащиеся вспоминают их физические и механические свойства (цвет, блеск, вес, упругость, пластичность). При затруднении ответа педагог показывает пример с пластилином.

Учитель показывает пример с пластилином и на основе его объясняет два способа обработки металла: резание и деформация, которые и будут применяться на занятии.

Учащиеся вспоминают виды обработки металлов. Идет обсуждение слесарных операций по обработке резанием. Учитель уточняет характеристику процесса резания по внешним признакам. Учащиеся приводят примеры слесарных операций резанием (рубка, опиливание, разрезание). Даются сведения из технологии обработки конструкционных материалов, что основа всех режущих инструментов — клин.

Далее обсуждаются слесарные операции по обработке давлением. Для объяснения снова применяется пластилин.

Педагог задает вопрос по другим способам обработки металлов и объясняет операцию литья на жизненном примере (литье свинца).

В конце обсуждения учитель делает вывод, что выбор операции обработки будет зависеть от свойств металла, удобства применения того или иного инструмента, экономии сил и времени на обработку.

Объяснение задания практической работы и правил поведения в мастерской.

Практическая часть занятия.

Уточнение задания и демонстрация приемов работы по основным операциям.

Выполнение работы учащимися.

Практическая работа организуется конвейерным способом.

Учитель обращает внимание на организацию рабочего места (для правшей и левшей), постоянно наблюдает за работой, помогает в некоторых случаях. Осуществляет текущий контроль и поправляет учащихся. Дополнительно на рабочих местах показывает операцию по изготовлению лепестков изделия с помощью деформации, пробиванию отверстия, сворачиванию лепестков розы, сборке розы.

Инструктаж.

Учитель останавливает работу. Обращает внимание на организацию труда конвейерным способом и организацию труда на верстаке учащегося.

Постоянный контроль и помощь учащимся.

Окончание работы.

Учитель останавливает работу, обращает внимание на наведение рабочего порядка на верстаке, анализирует результаты работы.

Подведение итогов занятия.

Окончательная отделка производится учителем. По требованиям техники безопасности данная операция проводится на улице. Учащиеся смотрят на приемы работы. В конце занятия подводятся итоги.