И.В. Ческий. Вид крепости города Павловска со стороны озера. 1800

Среди многочисленных техник гравирования гравюра резцом на меди, называемая также классической, является одной из основных. Она появилась в Западной Европе примерно в середине XV века первой среди других видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла функции как оригинальной, так и репродукционной техники. В последнем качестве она оказалась самой востребованной из тиражных техник благодаря строгой объективности по отношению к воспроизводимому оригиналу. К XVIII веку это ее назначение окончательно стало ведущим, позволив ей сыграть заметную роль в решении просветительских задач.

В России подлинное развитие гравюры на меди началось с конца XVII века. В русле петровских преобразований гравюра начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. Можно сказать, что XVIII век стал временем расцвета русской гравюры на металле, сумевшей за короткий срок освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень.

Укрепление этих позиций на рубеже XVIII - XIX веков и в последующие десятилетия во многом было связано с личностью И.-С. Клаубера (1754-1817), тонкого мастера и прекрасного педагога, приехавшего в Россию из Германии и возглавлявшего гравировальный класс Академии художеств с 1796 по 1817. Для школы Клаубера (С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья К.В. и И.В. Ческие, Е.О. Скотников) характерны верность строгим традициям классической гравюры и высокое техническое мастерство.

Ярким доказательством успехов русской гравюры в начале XIX века стала большая серия видов императорских дворцов и парков в окрестностях Санкт-Петербурга.

Она создавалась по высочайшему заказу Павла I. Руководителем работ был назначен Сем. Ф. Щедрин (1745-1804), возглавлявший с 1776 пейзажный класс Академии художеств. Именно по его инициативе и по указу императора для выполнения этой серии в конце 1799 был создан специальный гравировально- ландшафтный класс. Сам Щедрин выбрал исполнителей гравюр из числа недавних выпускников гравировального класса Академии. Ими стали 5 мастеров: С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья К.В.и И.В. Ческие и И.Д. Телегин. Наблюдение за гравированием осуществлял их учитель по Академии И.-С. Клаубер. Хронологически серия охватывает период с 1800 по 1813, при этом большая часть листов была издана с 1802 по 1807. Серия включает 23 листа. Оригиналами для 21 из них послужили живописные или акварельные пейзажи Сем. Ф. Щедрина. На них запечатлены виды Гатчины, Павловска, Петергофа, а также Каменного острова и Старой Деревни.

Прославленные дворцово-парковые ансамбли, окружающие Санкт-Петербург, основанный Петром I как новая российская столица в 1703, справедливо называют драгоценным ожерельем "Северной Пальмиры". Они расположены главным образом с южной его стороны на расстоянии 25-45 километров. Это Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум.

Ансамбль в Павловске, знаменитый своим уникальным дворцом и живописнейшим парком, недалеко от любимой резиденции Екатерины Великой Царского Села, возник позднее других пригородных ансамблей. В 1777 Екатерина II подарила "село Павловское", включавшее охотничьи угодья на реке Славянке, имение с двумя деревушками, наследнику престола великому князю Павлу Петровичу. Усадьба, подаренная спустя десять лет Павлом своей супруге великой княгине Марии Федоровне, стала ее любимой резиденцией. К 1779 на высоком берегу реки для наследной четы были выстроены два небольших дворца. Первому из них дали название "Паульлюст" ("Павлова утеха"), а второму - "Мариенталь" ("Долина Марии"). Вокруг были разбиты небольшие садики с цветниками, проложены первые дорожки будущего парка.

За четыре года (1782-1786) архитектор Ч. Камерон возводит на месте разобранного дворца "Паульлюст" новый обширный дворец. А в 1795 на месте "Мариенталя" В. Бренна, главный зодчий Павла I, начинает возведение крепости "Мариенталь" (позднее - Бип). Ее отделочные работы были завершены в 1798 году. Согласно императорскому указу крепость вошла в состав штатных крепостей и до 1811 находилась в ведении военного ведомства. На ее первом этаже был размещен гарнизон, а второй предназначался для проживания высоких гостей.

Крепость окружали валы и рвы, через которые были перекинуты подъемные мосты, с бастионов грозно смотрели пушки, возвышались башни. И все же она воспринималась скорее как эффектная декорация, а не как реальное укрепление.

Павловская крепость повторяла формы средневековых крепостей, и это было своеобразной данью романтическим настроениям, распространявшимся в искусстве конца XVIII века под влиянием эстетики сентиментализма. Главную часть крепости составляла круглая башня с коническим куполом, соединенная наружным ходом с другой башней, ощетинившейся зубцами. Еще одна башня с большими часами, бой которых слышался далеко вокруг, поднималась над главными, так называемыми Никольскими воротами. На валу была укреплена доска с надписью, напоминающей о том, что при Петре I здесь находились шведские укрепления, разбитые русскими войсками.

Подобная романтическому замку потешная крепость, запечатленная сначала Сем. Ф. Щедриным, а вслед за ним А.Г. Ухтомским, была сильно повреждена во время Великой Отечественной войны, и ей еще предстоит вернуть первоначальный облик.

Гравюры описываемой серии выполнялись на медных досках резцом по офортной подготовке; в некоторых использовалась акватинта. Работа мастера над одной доской длилась от 1 до 2 лет. Отпечатки с готовых досок рассматривались Советом Академии художеств, который давал им оценку и назначал их продажную стоимость. Тираж каждого эстампа был не очень велик - до 100 экземпляров.

Некоторые экземпляры, предназначенные для подарков, раскрашивались.

Эта видовая сюита, сыграла исключительную роль в дальнейшем развитии русской пейзажной гравюры. Следует отметить, что исходные работы Сем. Ф. Щедрина, призванные широко показать выдающиеся творения зодчих, были выдержаны в эстетике XVIII века. Утвердившийся к началу нового века классицизм требовал иной стилистической трактовки. В русской классической гравюре тех лет нет другого примера творчески более смелой переработки оригинала, столь удачного перевода на язык графики произведений другой изобразительной системы.

Справочная информация

Ческий Иван Васильевич (1777 - 1848) - гравер резцом и рисовальщик. Пейзажист, портретист и иллюстратор.

С 1791 учился в Академии художеств у И.-С. Клаубера и Сем. Ф. Щедрина. В 1799-1803 состоял в гравировально-ландшафтном классе. В 1800 получил звание "назначенного" за гравюру "Вид дворца в городе Гатчине со стороны сада" с оригинала Сем. Ф. Щедрина из серии "Виды окрестностей Петербурга". В 1807 получил звание академика. Гравировал портреты, иллюстрации к сочинениям Г.Р. Державина, И.И. Дмитриева, И.А. Крылова и других авторов. Особенно известны его пять листов из серии "Виды окрестностей Петербурга" с оригиналов Сем. Ф. Щедрина, выполненной в 1800-х.

Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге - высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитектуры, а также высшая художественная школа. Учреждена в 1757 по проекту графа И. И. Шувалова (в домах которого первоначально располагалась) как "Академия трех знатнейших художеств", закрытое учебное заведение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры. Классы открылись в 1758, первый выпуск состоялся в 1762. По уставу 1764 преобразована в Императорскую Академию художеств - государственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь России, распределявшее официальные заказы и присуждавшее академические звания. При ней было открыто Воспитательное училище, в которое для художественной подготовки принимались дети 5-6-лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов: историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и других, при выпуске исполняя произведение на заданную тему ("программу"). С 1767 награжденные золотой медалью выпускники направлялись совершенствоваться за границу как пенсионеры Академии. С 1770-х в Академии проводились художественные выставки. В 1802 при президенте А. С. Строганове устав Академии художеств дополнен новыми статьями, повысившими роль Академии во всех сферах художественной жизни. Расцвет Академии пришелся на 1-ю треть XIX века, период зрелого русского классицизма. Во 2-й половине XIX века Академия сохраняла свое значение как главная в России школа художественного образования. За 1758-1918 в ней получили образование около. 3800 живописцев, 990 скульпторов и 2150 архитекторов. Здание Академии, построенное в 1764-1788 по проектам архитекторов А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Вален-Деламота - выдающийся памятник архитектуры классицизма, один из архитектурных символов Санкт-Петербурга.

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный, образцовый) - художественный стиль, ориентированный на формы античности, прежде всего, греческой классики, как на норму и образец. Для классицизма свойственно стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм. Для него характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических идеалов. Главная тема в искусстве классицизма - торжество общественного над личным, долга над чувством. Классицизм не связан с какой-либо одной исторической эпохой или географическим регионом. Классицистические черты проявились и в искусстве эпохи Возрождения, и в искусстве Франции XVII века, и в большинстве стран в XVIII - XIX веках.

Гравёр (от франц. graveur - от graver - вырезать) - мастер гравирования, то есть вырезания изображений на твердых материалах, а также мастер изготовления гравюры - художественной печатной формы из дерева, металла, линолеума и других материалов.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра высокой печати (ксилография или гравюра на дереве и линогравюра или гравюра на линолеуме), плоской печати (литография или гравюра на камне) и. глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности).

Глубокая (или углубленная) печать - это печать, при которой краска находится в углублениях печатной формы, а пробельные места выше (их перед печатью очищают). Печать осуществляется под большим давлением на специальном станке. Принцип изготовления печатной формы в глубокой печати заключается в том, чтобы изображение нанести на поверхность в виде углубленных линий, точек, других неровностей, способных удержать печатную краску. Гравюры глубокой печати разделяются на две группы: механические (резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная манера, меццо-тинто или черная манера) и химические или травление (офорт и его разновидности - акватинта, лавис, мягкий лак, резерваж).

В резцовой гравюре изображение создается с помощью специальных резцов (штихелей) из комбинации параллельных и перекрещивающихся штрихов и точек, врезанных в толщу металла. Медная печатная форма, награвированная резцом, дает около 1000 полноценных оттисков.

Офорт (франц. eau-forte - "крепкая водка", азотная кислота) - название самой распространенной техники углубленной гравюры на металле, в которой подготовительный рисунок наносится процарапыванием на загрунтованную доску из меди латуни, цинка или стали, а углубление рисунка достигается путем травления доски кислотой. Временем травления обуславливается глубина и "сочность" штрихов при печати на бумаге. Техника офорта появилась на рубеже XV - XVI в.в., но своего расцвета достигла в XVII в. В отличие от штриховой гравюры на металле без травления (резец, сухая игла) позволяет более свободно компоновать линии будущей композиции. Тираж может достигать от нескольких сотен до 1 000 качественных оттисков. В более широком значении офортом называют все его разновидности, основанные на травлении (акватинту, лавис, мягкий лак, резерваж).

Оригинал (лат. originalis - первоначальный) - в искусстве подлинник, подлинно авторское художественное произведение, в отличие от копии, слепка, репродукции. В отдельных случаях, например в печатной графике, оригиналом считается каждый отпечаток (оттиск), так как сама форма, с которой делаются оттиски, зрительно не выявляет задуманного автором художественного образа. Также для гравюры под оригиналом подразумевают то произведение, чаще всего живописное, которое воспроизводится в печатной форме и изготовленных с нее оттисках.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева