Неизвестный художник XVII века. Святой Франциск. XVII век

Святой Франциск Ассизский (ок.1183-1226) - один из самых почитаемых в католицизме святых, основатель монашеского ордена францисканцев. Согласно традиции, он одет в коричневую рясу, на поясе которой три узла, символизирующие три религиозных обета - бедности, целомудрия и послушания, на его руках и ногах видны стигмы.

В эпоху Возрождения были популярны повествовательные сцены из жизни Святого Франциска, тогда как во времена Контрреформации он чаще всего изображался молящимся. В картине из Радищевского музея соединены обе традиции: слева крупным планом изображен молящийся Святой Франциск, а в глубине картины, на втором и третьем планах показаны сцены, повествующие об его жизни и деяниях. Фигура Св. Франциска повторяется здесь еще два раза - в центре, у двери своей хижины, и в правом углу картины, видимо, проповедующего невидимым животным. В небе можно увидеть птиц, летящих в направлении его хижины. Истории общения Святого Франциска с животными и птицами были популярны в изобразительном искусстве. Художник показывает мир, окружающий Святого - хижина в лесу, деревянный крест, скамья для уединения. Крест - символ жертвы Христа и христианской религии - является одним из постоянных атрибутов Святого Франциска. На втором плане справа виднеется церковь - также атрибут этого святого. Он собственными руками начал восстанавливать церковь Св. Дамиана, а затем капеллу Св. Марии Ангельской близ Ассизи, которая позже стала той церковью, от которой пошли другие церкви ордена.

Картина написана на медной пластинке. Медь - очень прочная, но в то же время очень сложная живописная основа. С течением времени металл окисляется, и общий колорит картины может измениться. Это, в некоторой степени, произошло с картиной из Радищевского музея - кое-где на поверхности картины выступили медные органические соединения зеленого цвета, способствующие прочному сцеплению красочного слоя с медной основой. Однако в целом колорит картины, построенный методом многослойной живописи - многократным нанесением тонких лессировочных и полукроющих слоев краски - сохранил богатство цветовых и светотеневых переходов.

Справочная информация

Ассизи (итал. Assisi) - город в итальянском регионе Умбрия, в провинции Перуджия, у южного склона горы Монте-Субазио, расположенный высоко и живописно над притоком Тибра - Киашо. Родина св. Франциска, который здесь построил первый монастырь своего ордена.

Возрождение (или Ренессанс) - термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи Возрождения - XIV-XVI вв.

Колорит (от лат. color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер колорита. связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Контрреформация - католическая реакция, церковно-политическое движение в Европе середина XVI-XVII вв., возглавленное папством и направленное против Реформации с целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в ряде стран в 1-й половине XVI в. По существу Контрреформация была одним из проявлений феодальной реакции (охватившей не только экономическую и политическую, но и идеологическую сферу), религиозной формой "контрнаступления" феодальных сил, пытавшихся упрочить феодальный строй в эпоху его начавшегося разложения.

Кроющие красочные слои - плотные, непросвечивающие слои красок, чаще в масляной живописи. Так как большинство масляных красок при относительно небольшом количестве связующего вещества обладают необходимой вязкостью, густотой. Такое качество называют кроющей способностью. Самой высокой кроющей способностью обладают белила. Лессировочные красочные слои - (от нем. Lasierung), тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или просыхающие краски картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии. Лессировкой обычно заканчивалось исполнение картины живописцами XVI- начала XIX вв.

Многослойная живопись - разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов: подмалевок (подготовительная стадия работы над картиной), прописи (основной этап), лессировки (нанесение очень тонкого слоя прозрачной и полупрозрачной краски поверх плотного красочного слоя). Эти этапы разделяются перерывами для полного просыхания краски. Стигмы - отметины, соответствующие ранам Христа, которые порой можно видеть проявившимися на теле особо верующих как следствие религиозного экстаза. Францисканцы - монахи католического нищенствующего ордена, основанного в Италии в 1207-09 гг. Франциском Ассизским. Организация францисканцев выросла из религиозного братства (миноритов), созданного с целью проповеди в народе евангельских истин (бедность, аскетизм, любовь к ближнему и др.). В 1223 г. папа Гонорий III утвердил устав ордена. Основание этого ордена положило начало нищенствующим орденам. Францисканцы, одетые в коричневую шерстяную тунику, перепоясанные верёвкой, в сандалиях на босу ногу, странствовали по стране с проповедями. Наряду с доминиканцами участвовали в инквизиции. В 1525 г. как ответвление ордена францисканцев возник орден капуцинов. Францисканцы подверглись гонениям во время революций в Европе XVIII- XIX вв. К концу XIX в. орден был восстановлен. Занимается миссионерской деятельностью в странах Азии и Африки. Орден францисканцев со своими ответвлениями насчитывает около 50 тыс. членов, в том числе в Европе более 28 тыс. чел.

Фламандская школа - после поражения Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 в исторических областях Бельгии их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названной фламандской. Во Фландрии в это время возникает особый, уникальный стиль, названный впоследствии "фламандским стилем" или "фламандским барокко", в котором парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и природной жизнерадостностью фламандцев, а также пробужденными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями. Главные черты фламандского барокко: жизнелюбие, эмоциональная приподнятость, материализм, пышность, изобилие форм. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Его влияние было так велико, что XVII век во Фландрии иногда называют веком Рубенса.

Франциск Ассизский (1182-1226) - святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена. Он знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества и римской курии. Старое монашество в своем отречении от мира возлагало на отдельного монаха обет бедности, но это не помешало монастырям сделаться крупными поземельными собственниками, а аббатам - соперничать в богатстве и роскоши с епископами и князьями. Св. Франциск углубил идею бедности: из отрицательного признака отречения от мира он возвел её в положительный, жизненный идеал, который вытекал из идеи следования примеру бедного Христа. Вместе с этим Св. Франциск преобразил и самое назначение монашества, заменив монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, отрекшись внутренне от мира, остается в мире, чтобы среди него призывать людей к миру и покаянию.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева