М. Балакирев. «Русь», вторая симфоническая увертюра 1862-64 (1 ред.), 1887 (2 ред.)

 

В творчестве Балакирева 60-х годов ярче всего выступает русская национальная тема, жизнь русского народа. У представителей искусства и культуры этого времени была искренняя потребность сблизиться с народом, лучше узнать его жизнь, понять его стремления – как путем непосредственного общения, так и через народное творчество.

Русская патриотическая тема была искренне важной не только для композиторов, членов балакиревского кружка, известного еще как «Могучая кучка», но и для писателей, поэтов, мыслителей и художников (Добролюбов, Стасов, Васнецов). Создавалась целая галерея положительных образов, в том числе народных героев, носителей лучших черт его ума, характера, душевного склада.

Патриотизм выражался еще и в теме самой Родины, ее истории, красоте природы, общенародных достижениях. В одном из писем Балакирева к Стасову можно найти такие строки: «Вечером  мы с необыкновенным удовольствием гуляли в Кремле, который, как всегда, привел меня в восторг... В душе у меня родилось много прекрасных чувств, которых не умею пересказать Вам. Тут я почувствовал с гордостью, что я – Русский. – Я в своих немногих произведениях выразил некоторые частички Кремля... но теперь вижу, что дело не обойдется без Симфонии в честь Кремля».

Балакирев был очень яркой личностью и имел большое влияние на своих коллег и друзей. Известна его огромная роль в появлении первых симфонических произведений Римского-Корсакова и Бородина. Не без влияния Балакирева видное место в симфонии Римского-Корсакова заняли народные темы «Вниз по матушке по Волге» и «Про татарский полон» - мелодии сурового склада. А во Второй симфонии Бородина рельефно выразились черты богатырской эпики.

Эпичность характерна и для самого Балакирева. Повествовательный тон и картинность без подчеркивания социальных конфликтов и драматических сторон жизни народа  - вот типичные черты мышления композитора этих лет. Источником возникновения подобных сочинений служили представления  Балакирева о могучих стихийных силах, таящихся в народе; представления, которые сложились в результате наблюдения и осмысления композитором фактов общественной жизни России, чтения современной публицистики.

Так же возникло сочинение «1000 лет», которое было переименовано во вторую симфоническую увертюру или симфоническую поэму «Русь». Произведение посвящено историческому прошлому русского народа. Интересен подход Балакирева к этому вопросу. Для сравнения вспомним Бородина с его «Богатырской симфонией». Несмотря на то, что Бородин не использовал цитат из народных песен, в его музыке все пронизано «русским духом и Русью пахнет». Балакирев напротив, пошел по пути цитирования и через это выражал свое отношение к истории и русскому духу в целом. Кажется, что это очень просто – процитировал, инструментовал – и все. Но ведь вопрос еще в том, КАК это сделано и для чего, как происходит развитие тем, каково отношение к ним автора.

Большой интерес представляют слова Н.В.Гоголя о народной песне, которые практически объясняют метод работы Балакирева с фольклором, кстати, не только русским, но и кавказским, татарским, испанским, английским и другими.

Итак, Гоголь «О малороссийских песнях» из собрания сочинений в 6 томах, т 6, стр. 67-68: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа... весь пыл, все сильное юное бытие его выливается в народных песнях... Историк не должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места... Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет выпытать дух минувшего века, общий характер всего целого и порознь каждого частного, тогда он будет удовлетворен вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии...»

В симфонической поэме «Русь» Балакирев использовал три цитаты народных песен. В предисловии ко второй редакции сочинения  он писал: «Открытие в 1862 году в Новгороде памятника тысячелетия России было поводом к сочинению симфонической поэмы «Русь», которая была первоначально издана под названием «1000 лет». В основание сочинения взяты мною три темы народных песен из моего сборника, которыми я желал охарактеризовать три элемента нашей истории: язычество, московский уклад и удельно-вечевой элемент, переродившийся в казачество. Борьба их, выраженная в симфоническом развитии этих тем, и сделалась содержанием предлагаемой инструментальной драмы... автор не имел намерения изобразить картину нашей тысячелетней истории, а только желал охарактеризовать некоторые ее стороны».

Вступление к поэме создает величавый образ эпического певца Бояна, неторопливо ведущего свою песню-рассказ под тихий перезвон гуслей.  Звучит напев старинной свадебной песни «Не было ветру». Он же будет и заключением всего произведения, как рамка огромной картины, написанной маслом. Вторая цитата народной песни -  хороводная «Подойду, подойду во Царь-город» (4 минута, 10 секунд). В этой мелодии, начинающейся у кларнета, подвижной по темпу, прослушиваются черты достоинства и благородства. Мы не будем описывать жизнь в красном «Царь-городе», вы услышите это сами. Тема развивается путем варьирования основного мотива (как и все темы произведения) и вскоре (на 6  минуте 05 секунд) мы слышим третью тему: «Катенька веселая» - бойкая плясовая мелодия с характерными волевыми акцентами в окончаниях фраз. По замыслу композитора она служит олицетворением «удельно-вечевого элемента, переродившегося в казачество». Напомним, что в балакиревском кружке вечевые города оценивались как оплоты вольнолюбия и народоправства в древней Руси. Можно предположить, что аналогичный взгляд был у Балакирева и на казачество, из среды которого вышли Степан Разин и Емельян Пугачев.

Далее, вплоть до заключения, музыкальное развитие делается весьма текучим, непрерывным. Все темы подвергаются разнообразным изменениям, проводятся по отдельности и в различных сочетаниях друг с другом. Кульминационный момент поэмы -  полнозвучное проведение темы «Катенька веселая». Может быть этим автор хотел подчеркнуть неутомимый дух русского народа, его вольнолюбие и широту души.

 

Инна АСТАХОВА

по статье А.Кандинского

«Симфонические произведения Балакирева».

ГМИ, Москва, 1960