Полька

 

Жанр: фортепианная миниатюра ре минор.

Время создания: 1830-е годы.

           

            На протяжении всей своей творческой жизни М. Глинка очень тесно  был  связан  с фортепиано. Он много и охотно музицировал на этом инструменте – и в качестве  солиста, и как аккомпаниатор. С огромным успехом выступал он в музыкальных кружках и  салонах в России и за границей, блестяще играл  в ансамбле. 

            Сам композитор не придавал работе над фортепианной музыкой такого большого  значения, как своим достижениям в области оперы и симфонизма. Но в общем процессе  исторического развития русского фортепианного искусства творчество Глинки сыграло очень важную, можно сказать, первостепенную роль: в нем завершилась стадия художественного переосмысления бытовых жанров, к которой последовательно  шли его даровитые предшественники и современники, начиная от Д. Бортнянского и кончая Алябьевым, А. Гурилевым, А. Даргомыжским.

            Крохотная Полька ре минор, состоящая всего из шестнадцати тактов - пример домашней бытовой музыки. В ней М. Глинка еще не выходит за рамки жанра, и она вполне вписывается в традиционный музыкальный материал того времени. Ее стиль очень близок фортепианным пьесам других композиторов того времени, например, Александра Алябьева (1787 - 1851) или  Алексея Жилина (ок. 1766 - 1851).

            Как в литературе есть разные жанры – от эпиграммы в две стоки или лирического  четверостишья до романа, так и в музыке есть и миниатюры и оперы. Эта маленькая полька М. Глинки сродни какому-нибудь лирическому четверостишию.

            По форме Полька представляет собой так называемый период – музыкальное построение, меньше которого, по крайней мере, в сфере классической музыки, не может мыслиться законченное музыкальное произведение. Трудность этой формы заключается в том, что она настолько мала, что огромное мастерство требуется, чтобы создать нечто такое, что не требует продолжение развития. Структуру периода можно найти едва ли не в каждом произведении классического репертуара, но это всегда будет построение, за которым естественно следует второй, третий и следующие периоды. Наиболее лаконичным жанром классической музыки является прелюдия, и многие прелюдии используют для построения своей формы период. Однако и в этом жанре не часто встречается художественно значимые произведения, состоящие всего лишь из одного периода.1Музыкальные произведения, состоящие из одного периода, стали появляться лишь в начале XIX века, когда в лоне нарождающегося романтизма стала культивироваться «эстетика фрагмента». В музыке эти художественные идеи воплотились в Прелюдиях Шопен.2

            Таким образом, можно констатировать, что Полька М. Глинки при всей своей простоте3 занимает довольно  важное место в истории фортепианного искусства.

Примечания:

1 Примечательно, что большинство учебников музыкальной формы рассматривает период как часть более крупной формы.

2 Позже они получили развитие в Прелюдиях ор. 11 Скрябин (см. нашу Коллекцию).

3  Она под силу самым юным пианистам, и вполне может исполняться примерно на втором году обучения.

 

 

© Александр МАЙКАПАР