Комментарий заведующей

 кабинетом изобразительного

 искусства Брянского ИПКРО

 В.Д.Зайцевой

 к уроку учителя

 изобразительного искусства

 и информатики М.П.Хлопуновой

 

Тема урока «Осенний пейзаж»

Тип урока: комбинированный. Организационный момент. Постановка цели и художественно-творческих задач урока (развивающих, образовательных, воспитательных), понятий и навыков. Актуализация знаний и практических умений. Изложение  нового материала. Проверка знаний и умений через индивидуальную и коллективную формы работы учащихся. Подведение итогов урока. Обобщение и закрепление изученного материала.

Место урока в программе: 4 четверть 6 класса.

Тема четверти «Человек и пространство в изобразительном искусстве».

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека» по программе Б.М.Неменского.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Знакомство с жанром пейзажа происходит в течение всей четверти. При изложении учебного материала на уроке используются методы, побуждающие к активной познавательной деятельности: диалогу, постановке проблемных вопросов, интенсивному опросу, актуализации и новизне темы, эмоциональности подачи, сравнении и аналогии и другим эстетическим средствам художественного воздействия.

Данная тема имеет большое значение для освоения начальных основ грамоты изображения. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом познания мира и выражения отношения к нему как особой и необходимой формой духовной культуры общества. Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык.

 

Ход урока:

1. Подготовка к восприятию нового материала. Формулирование цели и задач урока.

Урок начинается с чтения стихотворения И. Бунина о пейзаже. Создавая эмоциональный тон занятию, учитель фокусирует внимание учащихся на теме. Во вступительной беседе он подводит их к пониманию темы и цели урока. Учащиеся уже знакомы с жанром пейзажа, а также с передачей пространства в пейзаже на предыдущих уроках. Обобщая ответы учащихся, учитель формулирует цели и задачи урока.

Учитель предлагает создать пейзаж при помощи различных художественных техник и компьютерных технологий. Работа будет выполняться в микрогруппах: одна группа работает в графическом редакторе, другая работает гуашью, третья группа создает коллективную работу, группа «Всезнаек» отгадывает кроссворды, оценивает свои знания при помощи компьютера и выполняет презентацию.

2. Актуализация знаний.

Сначала учитель выясняет у школьников, какой жанр изобразительного искусства называется пейзажем, предлагает назвать художников-пейзажистов. Учащиеся опираются на знания, приобретенные в начальной школе, и на свой жизненный опыт, а  также опыт из окружающей жизни на основе наблюдений и эстетического переживания окружающей реальности.

Актуализация знаний по изобразительному искусству, полученных в начальной школе, актуализация жизненного опыта учащихся организуется как диалоговая форма общения. В диалоговой форме дети учатся отстаивать свое мнение и соглашаться или не соглашаться с мнением другого человека, учатся культуре спора, мыслить, поскольку мышление начинается там, где есть противоречие и неопределенность, где нет готовых ответов, где есть условия для фантазии и воображения.

3. Основная часть урока. Сообщение новых знаний.

Учитель знакомит учащихся с правилами изображения пространства на плоскости листа, с видом перспективы как средства выражения, вызванного определенными задачами. Используя слайды, учитель дает понятие линейной и воздушной перспективы, а также объясняет термин «перспектива».

Изучение нового материала происходит с использованием информационных технологий. Учитель демонстрирует слайды с изображением пейзажей в разной колористической гамме. Во время беседы учащиеся рассматривают слайды с изображением пейзажей. Учитель рассказывает о творчестве художника Васильева, показывая слайд «Болото в лесу», акцентируя внимание школьников на колористической гамме, которую художник передает в своей картине.

Усиливая эмоциональный характер переживания, под звуки музыки Вивальди «Времена года» (осень) учащийся читает стихотворение.

4. Практическая работа. Привитие навыков работы художественными материалами.

Учитель напоминает задание урока. Каждая микрогруппа имеет конкретное задание: учащиеся, работающие за компьютером, выполняют пейзаж в виде витража. Группа «Всезнаек» работает за компьютером, отвечает на вопросы теста и отгадывает кроссворды, создает презентацию по теме «Цветоведение» (инструкции по выполнению работы лежат перед учащимися). Третья группа выполняет коллаж. Группы живописцев и графиков работают гуашью и цветными карандашами.

Учитель напоминает учащимся последовательность работы над пейзажем в технике гуаши и цветных карандашей. Кроме того, он сообщает, что каждая группа к концу урока должна защитить свой проект.

5. Самостоятельная творческая деятельность учащихся.

Под музыку Вивальди «Времена года» учащиеся выполняют задание. Учащимся, которые  раньше справятся с работой, предлагается дополнительный вариант.

На уроке учитель использует различные формы работы: индивидуальную (для создания графических и живописных композиций, работ, выполненных в компьютерной графике), коллективную (для создания декоративного панно).

Индивидуальная работа учителя на уроке.

В ходе практической работы  учитель следит за выполнением задания, помогает учащимся советом и практическим действием, напоминает законы перспективы, активизирует учащихся на поиски эффектных цветовых отношений.

6. Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний.

В конце урока учитель вместе с учащимися организует выставку. Каждая группа показывает свои работы и рассказывает о своем проекте. На экране демонстрируются работы, выполненные на компьютере. Момент любования. Учитель вместе с учащимися определяет наиболее удачные работы в соответствии с поставленными задачами. Затем вывешиваются на доску живописные и графические работы, а также панно, выполненное в совместной коллективной деятельности. Анализ работ проходит по той же схеме. В диалоговой форме школьники рассказывают, чему они научились на уроке. Таким образом, школьники продемонстрировали умения работать в выбранной технике с учетом выразительных возможностей и закрепили знания о жанре пейзажа, цветоведении, композиции.

Оценка результатов работы учащихся.

Учитель проводит анализ работ учащихся по следующим критериям — выразительность, творчество, навык. Первый отражает уровень умений школьников во владении художественным материалом. Второй — уровень индивидуального творческого подхода к использованию цвета в композиции. Третий уровень носит обобщающий характер. Он показывает, в какой степени цвет является средством выражения чувств и мыслей ребенка, отражает попытку ученика использовать выразительные возможности цветового решения для отражения своего отношения к изображаемому.

В завершении педагог сообщает домашнее задание и предлагает учащимся выбрать вырезанные из бумаги листья по цвету в соответствии со своим настроением и украсить «волшебное дерево», а также дает эмоционально-эстетическую оценку уроку (благодарит за отзывчивость, эстетическое отношение, творчество).