БАСИН ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ. Биография

БАСИН ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ (1793 - 1877) - профессор Императорской Академии художеств религиозной, исторической и портретной живописи. Его творчество, характерно для художника русской академической школы середины XIX в.. С Петербургской Академией художеств Басин был связан почти всю жизнь. Рисовальные классы Академии он начал посещать восемнадцатилетним юношей в качестве постороннего ученика и завершил образование, занимаясь исторической живописью у В. К. Шебуева. Картина "Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих" принесла художнику Большую золотую медаль, известность и пенсион для поездки за границу. Очень плодотворным было 11-летнее пребывание художника в Риме, где им написана картина "Сократ спасает Алкивиада" (1826-1828), за которую художник получил звание академика. В 1836 году Басин получил звание профессора.

На родине Басин почти сразу же начал преподавать в Академии художеств и успешно занимался этой деятельностью почти сорок лет - с 1831 по 1869 год - регулярно получая ордена и чины. В отставку он вышел заслуженным профессором I степени по живописи исторической и портретной и действительным статским советником. Доминирующее положение в творчестве художника 1830-1850 гг. занимают монументальные работы как религиозного, так и светского содержания. В их числе плафон "Аполлон и музы" (1832-1833) для Академии художеств, росписи Помпейской галереи Зимнего дворца, "Благовещение" для царских врат собора Всех учебных заведений, "Введение во храм" для алтаря Казанского собора (1841 г.) и др. В 1837 г. Басин выполнил четыре образа больших размеров и плафон "Сошествие Святого Духа на апостолов" для академической церкви Святой Екатерины.

Самой же значительной, своего рода итоговой работой Басина стали росписи главного храма российской столицы - Исаакиевского собора, которыми он был занят в 1840-е и первую половину 1850-х гг. Из всех художников, принимавших участие в росписях, Басину выполнил наибольший объем работ. Он полностью расписал приделы святого Александра Невского и святой великомученицы Екатерины, а также выполнил огромную композицию "Нагорная проповедь" над южными дверями собора. Сверх этого, Басин завершил роспись плафона главного купола - самую большую по площади и числу фигур композицию, которую писал К. П. Брюллов и не окончил из-за болезни. По эскизам Брюллова Басин написал образы двенадцати апостолов в барабане главного купола, четырех евангелистов - в парусах и выполнил две композиции для аттика центральной части собора - "Лобзание Иуды" и "Несение креста" (две другие - "Се человек" и "Бичевание" - Басин писал по картонам Брюллова). Росписи Исаакиевского собора выполнены в традициях русской академической школы и в строгом соответствии с канонами Православной Церкви. Они принесли художнику славу. Завершающими работами Басина стали в 1860-х годах исполненные в натуральную величину картоны фигур, предназначавшиеся для росписей храма Христа Спасителя в Москве.

В последние годы жизни Басин почти ослеп и практически не работал, пожиная плоды своей славы и работоспособности и оставшись убежденным сторонником академической живописи.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева