И.А. Иванов. Вид Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. 1818

Среди многочисленных техник гравирования гравюра резцом на меди, называемая также классической, является одной из основных. Она появилась в Западной Европе примерно в середине XV века первой среди других видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла функции как оригинальной, так и репродукционной техники. В последнем качестве она оказалась самой востребованной из тиражных техник благодаря строгой объективности по отношению к воспроизводимому оригиналу. К XVIII веку это ее назначение окончательно стало ведущим, позволив ей сыграть заметную роль в решении просветительских задач.

В России подлинное развитие гравюры на меди началось с конца XVII века. В русле петровских преобразований гравюра начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. Можно сказать, что XVIII век стал временем расцвета русской гравюры на металле, сумевшей за короткий срок освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень.

Укрепление позиций резцовой гравюры продолжается на рубеже XVIII - XIX веков и в первые десятилетия нового столетия. Большие успехи в этот период были связаны с видовой гравюрой, берущей свое начало от видовой пейзажной живописи, одним из проявлений которой была пейзажная перспективная живопись. К такому типу изображений относится гравюра резцом "Вид Саратовского Спасо-Преображенского монастыря", выполненная по собственному оригиналу Иваном Алексеевичем Ивановым (1779-1848). На ней изображен Спасо-Преображенский мужской монастырь в Саратове. Основанный в 1680, в 1811 он полностью сгорел от опустошительного пожара.

В том же году настоятель монастыря игумен Савва лично обратился в столицу к главе Святейшего синода (высшего органа церковного управления с 1721) князю А.Н. Голицыну с просьбой о выделении императором необходимых средств на восстановление монастыря на новом месте, отдаленном от города. По распоряжению государя были составлены планы и сметы на возобновление монастыря без всякой роскоши и излишних затрат, за счет государственного капитала.

Отечественная война 1812 и ее разорительные для России последствия отдалили приведение в исполнение высочайшего повеления. Только в 1814 началась постройка монастыря по фасадам и планам, одобренным императором. Новое место для монастыря было отведено вне города по Московскому тракту при подошве горы. Проект был составлен архитектором Луиджи Руска. В 1820 монастырь был построен, а 18 мая 1822 освящен. Спасо-Преображенский мужской монастырь был частично разобран в начале 1930-х. В Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева хранятся проектные чертежи Л. Руска, а также гравированная медная доска этой гравюры.

Справочная информация

Иванов Иван Алексеевич (1779 - 1848, Санкт-Петербург.) - акварелист и гравер. Гравировал резцом, в технике гравюры очерком, а также пунктиром и черной манерой. Племянник архитектора И. Е. Старова. Учился в Академии художеств (1789-1798), там же преподавал (в 1817-1840). Академик перспективной живописи (1830). Автор видов Санкт-Петербурга, выполненных в технике гравюры ("Вид Сенной площади", "Вид Царицына луга из Верхнего сада", обе 1814; "Вид Невского монастыря", "Вид набережной Невы в день преполовения", обе 1815, "Вид Владимирской церкви в Санкт-Петербурге", "Вид Александро-Свирского монастыря").

В 1812 награвировал несколько карикатур на французов. Исполнил иллюстрации и книжные украшения для изданий: "Басни" И. А. Крылова (1815, 1825), "Опыты в стихах и прозе" К. Н. Батюшкова (1817), "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина (1820), альманахов "Полярная звезда" (1824) и "Северные цветы" (1826). Создавал рисунки для мундиров разных ведомств (1840-е), модели изделий для Стеклянного (1806-1816) и Императорского фарфорового (1830-1842) заводов.

Перспективная живопись - род живописи, художественная выразительность которой основана на использовании эффектов линейной перспективы; декоративная живопись, иллюзионистически расширяющая реальное архитектурное пространство и характерная преимущественно для эпохи Возрождения и в особенности для стиля барокко, или перспективная декорация. К перспективной живописи иногда условно относят архитектурный видовой пейзаж ("ведута"), наиболее развитый в Италии XVII - XVIII вв. (Каналетто, Б. Беллотто и др.), а также живопись интерьеров, особенно распространённую в Голландии XVII в. В русском искусстве в этой области наиболее известны работы мастеров венециановской школы.

Перспектива (франц. perspective - вид от лат. perspicere - ясно видеть, познавать взором, постигать, проникать внутрь) - в широком смысле слова - обзор, то же, что панорама; ясный вид, взгляд вдаль. Отсюда специальное значение термина: наука видения пространства, а также система практических способов и приемов изображения пространства на плоскости. В различные периоды развития изобразительного искусства существовали самые разные перспективные системы.

Теория прямой центральной перспективы с одной неподвижной точкой схода на горизонте для всех линий, идущих в глубину, была разработана художниками эпохи Возрождения и канонизирована академизмом.

Монастырь (лат. от греч. monasterion) - в архитектуре комплекс церковных, жилых и хозяйственных, построек, окруженных крепостной стеной для уединенной жизни христианских отшельников - монахов. Первые монастыри начали строиться в Европе в IV веке.

Преображение - это евангельское событие, при котором Христос явил свою божественную природу своим ученикам Петру, Иакову и Иоанну. Он "возвел их на гору высокую" (традиционно считается, что это гора Фавор в Галилее) и в их присутствии преобразился: "и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как снег". По обе стороны от Него явились Моисей и Илия и беседовали с ним. "Облако светлое осенило их; и ее, глас из облака глаголющий: сей есть Сын Мой Возлюбленный". Апостолы пали ниц перед этим видением.

Гравёр (от франц. graveur - от graver - вырезать) - мастер гравирования, то есть вырезания изображений на твердых материалах, а также мастер изготовления гравюры - художественной печатной формы из дерева, металла, линолеума и других материалов.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра высокой печати (ксилография или гравюра на дереве и линогравюра или гравюра на линолеуме), плоской печати (литография или гравюра на камне) и. глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности).

Глубокая (или углубленная) печать - это печать, при которой краска находится в углублениях печатной формы, а пробельные места выше (их перед печатью очищают). Печать осуществляется под большим давлением на специальном станке. Принцип изготовления печатной формы в глубокой печати заключается в том, чтобы изображение нанести на поверхность в виде углубленных линий, точек, других неровностей, способных удержать печатную краску. Гравюры глубокой печати разделяются на две группы: механические (резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная манера, меццо-тинто или черная манера) и химические или травление (офорт и его разновидности - акватинта, лавис, мягкий лак, резерваж).

В резцовой гравюре изображение создается с помощью специальных резцов (штихелей) из комбинации параллельных и перекрещивающихся штрихов и точек, врезанных в толщу металла. Медная печатная форма, награвированная резцом, дает около 1000 полноценных оттисков.

Оригинал (лат. originalis - первоначальный) - в искусстве подлинник, подлинно авторское художественное произведение, в отличие от копии, слепка, репродукции. В отдельных случаях, например в печатной графике, оригиналом считается каждый отпечаток (оттиск), так как сама форма, с которой делаются оттиски, зрительно не выявляет задуманного автором художественного образа. Также для гравюры под оригиналом подразумевают то произведение, чаще всего живописное, которое воспроизводится в печатной форме и изготовленных с нее оттисках.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева