Римский мастер начала I века н.э. Вакх и Ариадна. I век н.э.

Фрагмент античной фрески - уникальный экспонат коллекции Радищевского музея. В центре композиции в длинных белых одеждах изображён Вакх, бог вина и виноделия. Его фигура крупнее всех остальных. В древности значительность фигуры передавали увеличением её размеров. Вакха часто изображали в женской одежде и служительницами вакхического культа были в основном женщины. В поднятой руке Вакха - жезл, увенчанный сосновой шишкой, древним символом плодородия. Рядом с Вакхом - его супруга Ариадна. Перед её ложем лежит пояс, символ супружеской верности. Справа - женщина в свободно ниспадающих одеждах, возможно, - богиня Венера, покровительница любовных уз и плодоносящих сил природы. Жертвенный треножник напоминает о том, что главный смысл изображённой сцены - поклонение Вакху. Рядом с треножником - вакханка, играющая на флейте, в глубине - девушки, с любопытством выглядывающие из-за занавеси.

Известно, что в античности искусство живописи достигло высочайшего расцвета. Существовали целые пинакотеки, представлявшие собрания картин знаменитых художников. Остались их имена, но сама живопись исчезла без следа с гибелью античной культуры. Только города Помпеи и Геркуланум, засыпанные толстым слоем вулканического пепла, сохранили свои настенные росписи, нередко представлявшие хорошие копии с греческих оригиналов. Когда в ХVIII-ХIХ веках начались раскопки, фрески снимались вместе со штукатуркой, и попадали в частные и государственные коллекции. Такова, видимо, история и нашего фрагмента.

Росписи исполнялись в технике фрески. По штукатурке очерчивался контур будущей композиции. Для росписи брали минеральные краски: киноварь разных оттенков, охру. Связующим веществом служила известь самой штукатурки. Сюжеты росписей, преимущественно, брались из арсенала мифологии. Часто копировались греческие оригиналы. Копиист не был обязан точно следовать оригиналу, напротив, было в моде менять краски, детали изображения. Близкий сюжет помпейской росписи находился в доме Веттиев: "Вакх посещает жилище Ариадны"

Справочная информация

Пинакотека - (греч. Pinax - картина, Theka вместилище) хранилище произведений живописи.

Фреска - (ит. Fresco - свежий) Стенная живопись земляными красками, стойкими к извести и воде. В качестве основы используется известковый раствор из песка и гашёной извести. Под воздействием воздуха на поверхности фрески образуется прозрачная корочка нерастворимого известкового карбоната, который закрепляет и сохраняет краски.

Помпеи - один из самых старых городов неаполитанского побережья, он существовал уже в VI веке до нашей эры. В I в. новой эры неаполитанское побережье стало модным местом отдыха для римской знати, строящей в этой благодатной местности свои виллы. Везувий, совершенно спокойный в течение нескольких столетий, был заселен до самой вершины. 24 августа 79 года первого века нашей эры началось извержение вулкана. О его силе говорят последствия разрушений. Над Помпеями, расположенными в нескольких километрах от Везувия, слой пепла достигал 8 метров, а над Геркуланумом, у самой подошвы Везувия, - до 30 метров.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева