Бюст Марии Фёдоровны. 1896. По модели 1780-х гг. (?)

Францию мода на фарфор захлестнула в 18 веке. Сначала при поддержке короля было налажено производство мягкого фарфора в Севре. Севр - это небольшой городок рядом с Парижем. Он расположен в одном из самых живописных уголков Франции - неподалёку от знаменитого парка Сен-Клу, на полпути от Парижа к Версалю. После того как в Лиможе были обнаружены залежи каолина (фарфоровой глины), в Севре с 1769 г. начали производить твёрдый фарфор.

Фарфор - очень подходящий материал для создания мелкой декоративной пластики и скульптуры. На Севре выпускать скульптуру и мелкую пластику начали с середины 18 в. Изготавливались также скульптурные портреты французских королей и королев, а также правителей других держав. В частности, известны портреты Екатерины II, Павла I, Марии Фёдоровны и др., работы Севрских мастеров.

Бюст Марии Фёдоровны изготовлен на Севрской мануфактуре в 1896 г. Видимо, сама модель, с которой отлит бюст, появилась в 1780-е гг. Изображение Марии Фёдоровны поясное, изготовлено из белого бисквита твёрдого фарфора. Бисквит - материал, прекрасно подходящий для небольших скульптурных изображений. Он имеет нежную матовую поверхность, все детали на бисквите отчётливо видны. На Марии Фёдоровне парадное платье, украшенное бантом, на груди слева у неё звезда, а через правое плечо лента ордена Св. Екатерины. Волосы собраны в высокую причёску, украшенную шляпкой с перьями и венком из роз.

Справочная информация

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В 17 в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в 1709 г. Иоганном Беттгером в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена). После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Мягкий фарфор - ранняя разновидность европейского фарфора, представляла собой смесь толчёного стекла или фритты (для придания полупрозрачности) с белой глиной, мыльным камнем, известью и т.д. Обжигался при относительно низкой температуре и покрывался свинцовой глазурью. Мягким фарфор назван за то, что его масса не выдерживает сильного обжига, начинает деформироваться. К тому же такой фарфор поддаётся обработке напильником.

Бисквит - /франц. biscuit - сухарь/, изделие из обожжённой фарфоровой массы, не покрытое глазурью, вследствие чего имеет матовую поверхность. Бисквит чаще всего используется для создания фарфоровой мелкой пластики. Наиболее известные изделия такого рода изготавливались на Севрской мануфактуре во Франции с 18 в.

Мария Фёдоровна (1759-1828) - российская императрица, вторая жена императора Павла I, дочь Фридриха Евгения, принца (затем герцога) Вюртембергского. Она родилась 14 октября 1759 г. и получила имя София-Доротея-Августа-Луиза. Обвенчалась с великим князем Павлом 26 сентября 1776 г. По воцарении Павла I получила главное начальство над Воспитательным обществом благородных девиц (Смольный монастырь) 12 ноября 1796 г. Коронована с супругом 5 апреля 1797 г. и призвана им к главному заведованию Санкт-Петербургским и Московским воспитательными домами. Мария Федоровна стала основательницей нескольких институтов (Екатерининского и Коммерческого в Петербурге, Повивального и Екатерининского в Москве), училищ, больниц, домов призрения, вдовьих и сиротских домов. Она основала первое училище для глухонемых в Павловске, Дом призрения инвалидных офицеров в Москве; открыла типографию при Петербургском воспитательном доме. Во всех заведениях Марии Федоровны было введено предохранительное прививание оспы. Умерла Мария Федоровна в Петербурге 24 октября 1828 г. 13 ноября того же года ее тело было погребено в Петропавловском соборе.

Орден Св. Екатерины - учрежден 24 ноября 1714 г. в честь св. великомученицы Екатерины - небесной покровительницы Екатерины Алексеевны Царем Петром I в память о заслугах Царицы Екатерины Алексеевны, сопровождавшей Августейшего Супруга во время Прутского похода против Турции. Орден св. Екатерины предназначался для награждения знатных представительниц прекрасного пола и имел две степени - большого креста и меньшего креста, или кавалерственного. Награжденные им и именовались либо дамами большого креста, либо кавалерственными дамами. Члены Российского Императорского Дома имеют наследственное право на этот орден и получают его большой крест. Кроме особ царской крови, большой крест могли иметь лишь двенадцать русских дам из ближайшего о кружения императрицы, а меньший крест - девяносто четыре кавалерственные дамы (включая иностранок). По этой причине орден св. Екатерины жаловался редко и знаков его до нашего времени дошло немного.

К орденским регалиям относятся также звезда и лента. Звезда восьмиугольная, усыпанная драгоценными камнями, в центральном круге по красному полю нанесен орденский девиз "За любовь и Отечество". Лента ордена первоначально была белого цвета с золотой каймой, затем стала красной с серебряной каймой. Большой крест прикреплялся к банту из ленты, на котором вышивался орденский девиз. Саму ленту носили через правое плечо. Звезду прикрепляли слева. Знак второй степени носили на левой стороне груди.

Петрова В.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева