Урок 66-67. Проект «Мое дерево»

Практическая цель проекта – продолжение наблюдения за растением в весенне-летний период, подведение итогов изучения растения, оформление итогов исследования в виде презентации.

Методическая цель проекта – выделение наиболее существенных признаков объекта, поиск и преобразование информации, обобщение результатов исследования.

О проекте

Как говорилось выше, данный проект является интегрирующим и обобщающим. Его цель – подведение итогов исследования растения, включающего разнообразные формы работы. Так в проекте «Определение дерева по веточкам и почкам» дети в основном занимались выделением признаков объекта по заданному образцу, в ходе идентификации объекта. В проекте «Дневник наблюдения за растением» учащиеся занимались в основном наблюдением за изменениями объекта, представляя непрерывный процесс в виде дискретного. В данном проекте ребятам предстоит снова заниматься выделением существенных признаков растения, а также наблюдением за растением в весенне-летний период. В результате выполнения трех данных проектов, у каждого ученика должна получиться целостная работа, отражающая всесторонние исследования выбранного растения. Оформление всех итогов этой работы должно производиться в форме итогового отчета (презентации). При этом по итоговому отчету должно быть видно, что проведена достаточно серьезная исследовательская работа и объект изучался всесторонне. Во-первых, итоговый отчет должен отражать изменения дерева (куста) в течение года (сезонные изменения), поскольку наблюдения велись в разные периоды развития растения. Во-вторых, итоговый отчет должен давать информацию о разных частях растения: побегах, почках, листьях, соцветиях и т. д. В-третьих, отчет должен давать информацию о растении разных видов – визуальную (в виде фото) и словесные описания. Таким образом, итоговый отчет должен представлять собой довольно серьезную работу, посвященную конкретному дереву (кусту), изучив которую сторонний человек может создать вполне конкретное и целостное представление о данном дереве.

План проекта

Первый урок

  1. Общее обсуждение.
  2. Поиск дополнительной информации о данном растении.
  3. Оформление страницы презентации «Рост и развитие листьев дерева».

Второй урок

  1. Оформление страницы «Дерево в весенне-летний период».
  2. Выступления ребят.

Общее обсуждение

На данный урок дети получают домашнее задание – сфотографировать свое дерево и все то новое на нем, что не было отражено в рамках двух предыдущих проектов. Мы не случайно предлагаем вам проводить этот проект в конце мая. В это время большинство деревьев уже имеют развитые листья и сформировавшуюся лиственную крону. Также к этому моменту у большинства деревьев уже сформировались соцветия, которые дети также должны сфотографировать.

Как обычно в начале нужно объяснить ребятам практическую цель проекта. Подробно стоит остановиться на подготовке итогового отчета в виде презентации. Итак, первая часть итогового отчета уже выполнена в проекте «Определение дерева по веточкам и почкам». Она отражает информацию о растении, которую можно получить о нем в зимний период (а также поздней осенью или ранней весной). Эта информация в основном относится к побегам (веткам, стволу) и почкам. Чтобы сделать исследование всесторонним, детям нужно отразить в своей работе также информацию о растении в весенне-летний период. Она в основном будет относиться к листьям, соцветиям, а также общему виду лиственной кроны дерева. Ясно, что эта информация должна быть как визуальная (изображения), так и словесная (текст). Что касается визуальной информации, то ее дети частично получают из материалов проекта «Дневник наблюдения за растением», а частично в ходе выполнения данного проекта. Текстовую информацию (словесные описания), которая сделает работу более содержательной, дети будут искать и преобразовывать в рамках данного урока. 

Поиск дополнительной информации о данном растении

Итак, дети уже поняли, что визуальную информацию к итоговому отчету они будут готовить сами. Чтобы сделать к своим фотографиям содержательные пояснения, а также глубже разобраться в биологической сути обсуждаемого вопроса, мы предлагаем детям использовать в этом проекте дополнительную текстовую информацию. В основном поиском и преобразованием информации ребята будут заниматься в проектах 4 класса. Работа в этом проекте, по сути, имеет пропедевтическое значение, поэтому просим максимально помогать учащимся, по возможности привлекая к работе учителя биологии. Для работы на этом этапе можно использовать как бумажные, так и электронные источники. Что касается бумажных источников, можно взять энциклопедии, лучше специальные, относящиеся к растительному миру. В таких энциклопедиях наверняка найдутся все растения, которые есть в нашем электронном определителе. Конечно, можно поручить детям найти нужную информацию в качестве домашнего задания, но лучше помочь им с этим. Например, можно принести нужную энциклопедию на урок, а ребята по очереди будут искать в ней необходимые сведения. Чтобы не переписывать текст от руки, лучше отсканировать найденные описания и отдать детям для дальнейшей работы.

Кроме бумажных, можно использовать различные компьютерные источники информации. К ним относятся как электронные энциклопедии, так и различные поисковые системы, с использованием Интернет. Опять-таки подробно поиском в сети Интернет детям предстоит заниматься в наших проектах в 4 классе, поэтому если вы выбрали такой путь, стоит его максимально упростить. Например, попросить детей сразу выйти на один из поисковых серверов, например Яндекс (yandex.ru), открыть на главной странице вкладку «Словари» и в строке поиска напечатать название своего дерева. После этого на странице появится сразу несколько (скорее всего, довольно много) ссылок. На этом этапе ребенку придется помочь открыть именно ту ссылку, которая содержит описание, которое пригодится в данном проекте, а не просто некоторое упоминание данного названия. После того как нужное описание найдено, его также лучше распечатать, чтобы ребенок мог с ним работать дальше.
После того как все ребята нашли некоторый текст, который напоминает описание данного дерева, они выбирают из него информацию, которую могут использовать в своем итоговом отчете. При этом ваша задача – правильно сориентировать ребят в начале их работы. Во-первых, надо обязательно попросить ребят использовать в своем отчете только ту информацию, которая им понятна. Это условие оказывается очень важным, поскольку, скорее всего, любой текст, из какого бы источника он не был взят, не будет полностью понятен ребенку 3 класса. Адаптированный текст вам с ребятами будет найти довольно сложно. А в любом другом наверняка встретятся биологические понятия, которые детям еще не знакомы. Конечно, если кому-то из ребят интересно, что они обозначают, вы или учитель биологии можете объяснить их смысл. Но вообще ребенок может просто пока не использовать те предложения, которые он не понимает. Поскольку дети уже знакомы с описываемым деревом, то многие предложения (даже включающие незнакомые слова) станут им понятны по собственным фото. В этом случае ребенок может попытаться перевести непонятные термины и описать то же самое своими словами.

Во-вторых, напомните ребятам, что информации не должно быть много. Так на каждой странице презентации не стоит помещать больше 4–7 предложений. В первую очередь следует искать в тесте информацию, которая иллюстрирует сделанные ребенком фото, которые он поместил в презентацию. Так стоит использовать описания листьев растения, соцветий и кроны. Если они кажутся слишком сложными и неудобными, надо попытаться переформулировать их своими словами. Кроме того, можно взять в отчет некоторые общие сведенья о дереве: где произрастает, какой высоты достигает, когда цветет и плодоносит. Таким образом, общее количество ориентировочно отобранной на этом уроке информации не должно превышать 10–15 предложений.

Оформление страницы презентации «Рост и развитие листьев дерева»

Вторая часть итогового отчета должна быть посвящена листьям растения, в частности процессу развития и роста листьев. Для этой части отчета удобно использовать фото, сделанные в проекте «Дневник наблюдения за растением». Достаточно будет 2–3 изображений. Обязательно нужно поместить фото в момент появления листьев из почки и последнее фото, где отчетливо видна форма, размеры и структура листа. Также можно поместить фото в промежуточный момент, если оно фиксирует некоторое важное изменение. Как обычно, если ребенок помещает в эту часть отчета больше двух фото, мы советуем выделить под нее не одну, а две страницы презентации.

Что касается текста к этой части отчета, то он может быть из двух источников. Первый – текст на страницах презентации «Дневник наблюдения за растением». Это могут быть любые интересные наблюдения, касающиеся листьев растения, в частности:

Кроме того, желательно описать форму и членение листьев. В этом могут помочь тексты, которые дети привлекали в качестве дополнительной информации. Конечно, лучше если дети опишут листья своими словами,  а не биологическими терминами, которые не будут понятны ни самому ребенку, ни остальным ребятам. Достаточно будет отразить в описании листьев 3 момента:

Домашнее задание

В качестве домашнего задания на следующий урок детям предлагается поработать с найденным текстом, выбрав из него наиболее подходящую к фотографиям и по содержанию информацию. В процессе этой работы у кого-то из детей может возникнуть желание сделать новые фото. Текстовая информация может помочь ребенку понять, что именно на фото должно быть видно наиболее отчетливо.

Оформление страницы «Дерево с весенне-летний период»

На данную страницу ребенок помещает фото дерева целиком, сделанное в мае. На нем хорошо должно быть видна форма кроны дерева. Также на эту страницу ребенок должен поместить соцветия (сережки, цветки и т. д.).  Если в дереве в мае ребенок наблюдает некоторое новое явление, которое не отражено на предыдущих страницах презентации, то он делает еще одну фотографию. Кроме того, на страницу (или две страницы) помещается текстовая информация, которая может включать: общую информацию о дереве и конкретные описания частей дерева, которые отражены на фото. В частности, здесь могут быть приведены описание ствола, кроны, соцветий, а также описания плодов данного дерева, которых на фото у ребенка скорее всего нет. Из общих сведений о дереве здесь могут быть приведены: места произрастания данного дерева, максимальная высота и толщина ствола,где и как использует это дерево человек, а также любые другие сведения, которые кажутся ребенку интересными.

Выступления ребят

В конце урока стоит заслушать 3–4 наиболее интересных и содержательных итоговых отчета. Критерии оценивания примерно такие же, как в проекте «Дневник наблюдения за растением». В процессе этой работы все критерии оценивания должны быть сформулированы учителем предельно явно, чтобы остальным детям (которые не выступали), было впоследствии понятно, как учитель оценивал их работу.