Неизвестный иконописец XVII века. Богоматерь. Из Деисусного чина иконостаса. XVII век

Высокий русский иконостас - стена из икон, отделяющая алтарь от остального пространства храма. Представляет историю человечества от сотворения мира - и вневременную сущность христианской церкви. Начиная с XV века иконостас становится обязательной частью внутреннего убранства каждого храма. Иконы, вставленные в деревянные тябла, располагались строгом порядке. Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. В Деисусном чине из церкви Михаила Архангела и Богоматери Владимирской восседающему на Небесном Престоле Вседержителю наряду с Пресвятой Богородицей, Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом, святителем Николаем, митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, предстоят муромские чудотворцы князья Константин, Федор и Михаил, а также и Петр и Феврония Муромские.

Иконостас к сожалению сохранился не полностью. До нашего времени дошли лишь только деисусный, праотеческий и пророческий чины. Иконы Богоматери и муромского чудотворца князя Константина из Деисусного чина были утрачены. А икона с образом Февронии Муромской также входящей в Деисусный чин в настоящее время находится в Третьяковской галерее.

В соответствии со строгой иерархической последовательностью расположения икон в Деисусном чине иконостаса, первой слева от изображения Христа Вседержителя - в знак предельной близости Спасителю представлен образ Девы Марии, матери Иисуса Христа. Размещение образов Богоматери и Иоанна Предтечи рядом со Спасителем символизируют особую духовную близость Они первые и неизменные заступники за всех людей и символизируют на Страшном Суде милосердие ( Богоматерь) и истину (Иоанн Предтеча). Икона с образом Богоматери из иконостаса церкви Михаила Архангела и Богоматери Владимирской, к сожалению не сохранилась. Данная икона была написана в более позднее время в XVII веке предположительно для иконостаса из храма, который находился в костромской губернии. Ее цвета более насыщенные, яркие, но по своему размеру и типу изображения она близка к иконам из муромского иконостаса, что позволило включить ее при создании экспозиции в состав данного иконостаса.

Богоматерь изображена в полный рост, в длинном пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи) и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий богоматери украшают три звезды - на голове и плечах. Ее фигура повернута налево к Христу, помещенному в центре иконостаса, голова склонена, Мария просит Своего Сына и Бога за род человеческий. Она Заступница Мать, принимающая людскую молитву и с умноженной силой в своем молении передающая Ее Иисусу Христу. Правая рука Богоматери простерта в молении, а в левой руке она держит развернутый свиток с начальными строками молитвы. Смуглый лик Богоматери с миндалевидными глазами и тонким длинным носом, небольшим ртом напоминает византийские иконы. Ее фигура задрапирована складками мафория. Темно-зеленым цветом написана земля - "позем", ее темный цвет символизирует, что здесь остается все печальное и временное. Желтый фон символизирует мир "горний", что означает "небесный, вышний". По обе стороны от нимба надпись на греческом языке "Матерь Божия".

Иконе свойственен строгий и напряженный колорит, который строиться на сочетании плотного желто-коричневого фона с сочным малиновым цветом мафория, сине-зелеными тонами туники и темно-зеленым цветом "позема".

Справочная информация.

Икона (от греч. Eikon - изображение). Икона - в истории искусства - станковое произведение религиозной живописи, являющееся предметом культа. Обычно икона представляет символическое изображение христианского божества, святого или сцены из Священного писания.

Процесс создания иконы был долгим и трудоемким. Художник-иконописец приступая к работе всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога. Поэтому на иконах никогда не ставили имени мастера - человек не мог быть творцом святости. По этой причине мы почти не знаем имен иконописцев, а те, что известны, дошли до нас благодаря свидетельствам летописей. Работа начиналась с заготовления и обработки доски, служившей основой для живописи. Чаще это были липовые доски, реже выбирали сосну, ель или дуб. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, затем делали с одной стороны углубление - ковчег, на котором писали икону. Всю поверхность лицевой стороны пропитывали горячим клеем и накладывали ткань "паволоку". Затем доску покрывали особым грунтом, чтобы лучше держались краски. Грунт - его называли левкас - готовили из мела или гипса и накладывали несколькими слоями. На грунт наносили прориси - контуры будущего изображения - строго следуя канону образцу. Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. Изображение писали в основном темперой. Эту краску изготавливали из растертых в порошок минералов и смешивали их с желтками и хлебным квасом. Мастера считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся "мягче" и по высыхании становятся более "звучными". Сверху изображение покрывали олифой - прогретым растительным малом. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. Но олифа со временем темнела и за 70-100 лет она почти скрывала изображение на иконе. Тогда иконы поновляли, то есть на потемневшем слое писали новые образы. Многие иконы несут на себе несколько поновлений, сделанные в разные века.

Иконостас - Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус - иконы Деисуса. Четвертый - икону Богородицы "Знамение" и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

Схема иконостаса из Радищевского музея:

Праотеческо-пророческий чин (двухчастные иконы)

1. Отечество и Богоматерь 2. Праотец Адам и царь Давид 3. Праотец Сиф и пророк Соломон 4. Праотец Авель и пророк Исайя 5. Праотец Иаред и пророк Иезекииль 6. Праотец Авраам и пророк Моисей 7. Праотец Исаак и пророк Гедеон 8. Праотец Мельхиседек и пророк Илия 9. Пророк Малахия и пророк Иона 10. Праотец Иаков и пророк Аггей 11. Праотец Рувим и пророк Михей 12. Праотец Енох и пророк Даниил 13. Праотец Иосиф и пророк Захария 14. Праотец Ной и пророк Аввакум 15. Праотец Вениамин и пророк Наум

Деисусный чин:

I6. Иисус Христос - Господь Вседержитель 17. Богоматерь 18. Иоанн Креститель 19. Архангел Михаил 20. Архангел Гавриил 21. Апостол Петр 22. Апостол Павел 23. Святитель Николай 24. Святитель Алексий 25. Святитель Петр 26. Святитель Филипп 27. Святитель Иона 28. Князь Федор 29. Князь Михаил 30. Князь Петр

Деисус, деисусный чин (греч. - моление, прошение) - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа-Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно - Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св.отцов, св.мучеников и пр. Основной догматический смысл подобных икон - посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии (отсюда Деисус как ядро композиции "Страшный Суд").

Библия - это собрание основных религиозных книг евреев и христиан. Она состоит из двух частей: книг Старого завета (39 книг - священная история до Рождества Христова) и книг Нового Завета (27 книг - священная история от Рождества Христова). Славянский перевод Библии был сделан монахами Кириллом и Мефодием в IX веке. Нимб (лат. - облако, туча) - условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. наз. "кресчатый нимб") - важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

Вседержитель или Пантократор (от греч. - всевластный, всесильный) - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте.

Богоро?дица (Богома?терь,), Де?ва Мари?я - в христианской и исламской традиции - мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур, в особенности в католицизме и православии. Личность Богородицы полулегендарна. Датой её рождения иногда называют 20 год до н. э., а её смерть церковное предание относит к 48 году н.э. Праздники, установленные в воспоминание о событиях из жизни Богоматери, входят в число основных двенадцати праздников христианской церкви (двунадесятые праздники).

Канон - свод правил, приемов, символов принятых и освященных церковью для изображения того или иного образа.

Мафорий(греч.) - верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе (см. также Влахерны, Покров).

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева