А.С. Янов. Боярский ключник. 1889

Русская историческая живопись к концу 19 века претерпевает значительные изменения. Появляется целый ряд художников, которых интересует другой круг сюжетов и другие действующие лица, нежели В.И. Сурикова и его последователей. Ведущей в исторической живописи в эти годы становится "историко-бытовая картина". История была увидена новыми авторами как бы "с заднего крыльца", зачастую в картинах отсутствовало не только значимое историческое событие, но и вообще событие как таковое. В их произведениях отчетливо прослеживается тенденция к дегероизации истории. Вместо этого исторические живописцы конца 19 века с пристальным вниманием изучают архитектуру и предметы быта средневековой Руси, традиции, обычаи, разнообразные "приметы мудрой старины". Часто их картины напоминают жанровые сцены из обыденной жизни, только действующими лицами в них являются люди в костюмах тех далеких времен.

Подобный "реалистический" подход к исторической живописи можно встретить в картинах художника Александра Степановича Янова (1857-1918). Исторические картины Янов писал в ранний "московский" период своего творчества. С Москвой было связано детство и юность художника, он здесь рос, а затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Колоритность небольших церквушек с башенками и луковичками куполов, кривых московских улочек, пестрота и многоголосье московских праздников - все это стало частью жизни молодого художника. Любовь к ярким краскам, экзотическим предметам, своеобразным костюмам стала отличительной чертой художника Янова.

Декоративное начало сказалось как в ранних историко-бытовых работах художника, так и в написанных позднее сценических декорациях, когда Янов стал художником Императорских театров. Картины Янова, написанные ясным реалистическим языком на сюжеты из русской истории, были весьма популярны на Москве. Некоторые из них - "Приказ в Москве" (Серпуховской историко-художественный музей), "Инок-живописец" (ГТГ) - были куплены известными коллекционерами.

Картина "Боярский ключник" также находилась в собрании П.М. Третьякова. Она представляет собой жанровую сцену, где главным действующим лицом является боярский ключник, запирающий тяжелую деревянную дверь кладовой. Сюжет картины намеренно будничный, он имеет второстепенное значение, главный интерес автора вызывают необычные предметы, которыми наполнена картина: квасник - специальный сосуд для кваса в руках ключника, его яркий кафтан и сапоги, связка ключей на поясе, небольшие иконы над дверью и пучки целебных трав, которые сушатся под крышей. Мгновенности сюжета, его выхваченности из повседневной жизни соответствует срезанная композиция, больше подходящая для этюда. Возможно, эта небольшая вещь и есть этюд к большой исторической картине. Живопись в "Боярском ключнике" также более свободная, чем в большинстве законченных картин Янова, она здесь не такая глянцевая и сплавленная, мазки энергичные и размашистые, цвета более яркие и чистые.

В картине "Боярский ключник" художник обращается к бытовым подробностям жизни людей 17 века, времени расцвета Московской Руси. Интерес к этой эпохе затем с новой силой зазвучит в произведениях А. Рябушкина, И.С. Горюшкина-Сорокопудова и С. Иванова. Янова последний век русского средневековья привлекал своей национальной самобытностью, колоритностью общей среды и каждого предмета. Как настоящий художник-декоративист он увлеченно погрузился в мир русских бояр и теремов.

Справочная информация

Ключник - в доме боярина 16-17 веков ключник - главный распорядитель; он заведовал клетями (кладовыми) и всеми строениями. Ключник "держал" ключи, то есть был фактическим домоправителем. Это был первый человек в домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья, но при этом находился на положении холопа, то есть зависимого человека. Ключники следили за остальными холопами, целовали за них крест, собирали господские доходы и заботились об их увеличении, а также вступали в сделки именем своего господина и приобретали для него движимость и рабов.

Бояре - высшие служебные чины в Русском государстве 15-17 веков, принадлежали к высшему слою древнерусского общества. Особенно могущественны бояре были в период раздробленности в 12-15 веках, когда значительно выросла их экономическая мощь и политическое влияние. С образованием централизованного государства многие привилегии боярства были ограничены, особенно болезненным ударом по боярской аристократии была опричнина при царе Иване IV. Важнейшим критерием при занятии должности боярами была родовитость, что выразилось в целой системе, именуемой местничеством.

Историко-бытовой жанр - смежный с историческим жанр, где история предстает здесь не в массовых движениях, а в частных подробностях быта минувших эпох.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева