Василий Сергеевич Калинников

 

Симфония № 1 соль минор

 

Время, в которое он жил и творил Василий Сергеевич Калинников (1866-1900), было периодом высочайшего подъема русской культуры, когда создавали свои шедевры Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Лядов; начинали свой путь Скрябин и Рахманинов. В русской литературе того времени блистали Толстой, Чехов, Бунин, Куприн, Вересаев, Блок, Бальмонт, Надсон. И в этом могучем потоке звучал удивительно поэтичный голос музыки Калиникова, которого Б.Асафьев  назвал «Кольцовым русской музыки».

Композитор прожил нелегкую жизнь: он страдал от нищеты, из-за чего вынужден был оставить учебу в Московской консерватории и поступить в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно. Но, несмотря на тяжелую болезнь, которая привела его к преждевременной смерти, это была «солнечная душа» – именно так отзывались о нем современники. Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт в душе –  даже в труднейших условиях он создавал произведения, находящие живой отклик в сердцах слушателей.

В Первой симфонии Калинников выступил продолжателем русских классических традиций. Вместе с тем он сумел найти свой собственный характер музыкальной речи.

Его симфония – лирическая. Она привлекает, прежде всего, светлым жизнерадостным настроением, теплотой и поэтичностью. Музыка полна радости и свежести, каждая мелодия льется широко и привольно, как русская протяжная песня на просторах бескрайних полей и лугов. Яркая народность музыкального языка, колоритная оркестровка, широта симфонического развития выдвигает произведение в ряд самых достойных сочинений русской классики. Еще задолго до появления симфонии Калиникова Глинка высказал глубочайшую мысль о том, что симфоническая музыка в равной степени должна быть понятна и интересна как для музыкантов-профессионалов, так и для любителей музыки. Его завету следовали многие крупнейшие русские композиторы, и в их числе Калинников.

Его симфония, принадлежащая к числу популярнейших симфонических произведений, создавалась в 1894-95 годы и посвящена музыкальному критику С.Н. Кругликову, при содействии  которого была впервые исполнена в Киеве в 1897 году (дирижер – А.Н. Виноградский). После этого началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы. В частности, исполнив симфонию в Вене, Виноградский писал композитору: «Дорогой Василий Сергеевич! Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее ни играл, всем нравится. А главное, и музыкантам, и толпе». 

Первая часть (Allegro moderato) основана на развитии двух разных по характеру тем, написанных в традициях русской песенности. Лиричная главная тема, приобретающая в обширной разработке драматический характер (фугато), возвращается в репризе  к спокойной повествовательности.

Вторая часть (Andante commodamente) начинается мечтательной мелодией, звучащей у виолончелей и английского рожка на фоне арфы и скрипок. В середине (Un poco piu mosso) ее сменяет новая проникновенная, меланхоличная тема. Драматическая кульминация части связана с появлением третьего мотива и его подголосочным развитием, после чего реприза вновь возвращается  к спокойной созерцательности. 

В скерцо (Allegro non troppo) ощутима приверженность Калиникова традициям «Могучей кучки» (особенно Бородина). Жанровые, иногда озорные образы напоминают скоморошьи гуляния. Средний раздел – трио – основан на вариационном развитии мелодии народного склада. Заканчивается скерцо яркими, праздничными звучаниями, утверждающими его основное настроение.

Финал открывает (Allegro moderato) тема главной партии первой части (унисон струнных). В основе главной партии финала лежат интонации из второй темы скерцо. Распевная мелодия побочной партии является одной из лучших лирических тем симфонии. Финал объединяет материал всех предшествующих частей, утверждая идеалы света, разума и добра.

Говоря о Первой симфонии, вспоминается крылатая фраза «эта книжка небольшая томов премногих тяжелей». Истинное значение композитора  определяется не количеством написанных партитур. Творческое наследие Калиникова немногочисленно, но его произведения выдержали испытание временем и продолжают радовать слушателей и в наш век.

Инна АСТАХОВА