А. Варламов

Песни

Основная сфера творчества А. Варламова – вокальная лирика, основные жанры – романс и «русская песня». Под «русской песней» в данном случае подразумевается авторское творчество, но такое, которое создано в традициях истинно народной песни. И хотя А. Варламов творил в разных музыкальных жанрах, создавая, помимо прочего, и театральные произведения, главное с чем он вошел в историю музыки, было его вокальное творчество. В вокальной лирике выразились лучшие стороны его дарования. Это, прежде всего, народность и национальная характерность его музыки, ясность и простота стиля и та подкупающая правда чувств, которая сближает романтика Варламова с лучшими представителями русской поэзии 30-х – 40-х годов XIX века.

Замечательный портрет Варламова дает в своих воспоминаниях Авдотья Панаева (1819 – 1893):

«У моей приятельницы я познакомилась также с Варламовым, композитором романсов. Моя приятельница знала его и его жену в Москве до их женитьбы. Варламовы почему-то переселились в Петербург на житье. У Варламова былиуроки пения в богатых домах, но  он очень манкировал уроками. Я редко встречала супругов, которые так были бы сходны по характеру: оба добрые, готовые всегда помочь нуждающимся, когда у них были деньги. Они нге думали о завтрашнем дне, а наслаждались жизнью при всяком удобном случае. Если Варламов получал деньги за уроки или за продажу своего нового романса, то задавал пир горой, а вскоре затем приходил к жене Межевича мроачный, потому что его жена и детти сидели без обеда, лавочники не отпускали более в кредит провизии, требуя уплаты долга

- Ехали бы домой, сочинили бы романс, продали бы его, вот  и будут у вас деньги, - советовала Варламову моя приятельница.

   Варламов ударял себя по лбу и просил ее выбрать коротенькие стихи какого-нибудь поэта. С книгой он отправлялся в зало, садился за фортепиано и сочинял музыку. Домой он боялся одти, опасаясь отаки лавочников. Через некоторое время Варламов являлся в комнату, где мы сидели, и пел новый свой романс, уже положенный на ноты. Варламову было тогда лет  под 50, голоса у него уже не было никакого, а в молодости, говорили, у него был очень приятный тенор. Варламов торопливо прощался, спеша в музыкальный магазин запродать свой романс. Через три часа муж и жена Варламовы приезжали уже в коляске с корзиной вина и приглашали Межвичей на вечер».1

Творчество Варламова вокально по своей природе. Важнейшим средством выражения у него служит мелодия, всегда ясноя и пластичная, обадающая необычайной напевностью. Крупнейший русский музыковед Б. Асафьев так характеризует стиль Варламова: «Главное свойство Варламова – “распевность”: ни одного тона, брошенного на произвол; мелодия цепляется плавными звеньями-интервалами так, что слух всегда ощущает рельефность и пластичность в этом связном, но не связанном движении голома. Каждая поступь “любовно” вокально “опевается” повтором ли, напоминанием ли на расстоянии, вариантно ли, а тои окружающими тесными интервалами – “приставками”…»

 

«Белеет парус одинокий». Романс написан на сллова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения – стремительный порвыв, жажду счастья, готовность  к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро – испанского танца

 

«Вдоль по улице метелица метет». Романсы и песни А. Варламова завоевывают широкую известность в 30-е годы XIX столетия. По содержанию они разнообразны Среди них них широкие раздольные песни, похожие на народные протяжные («Ах ты время, времечко»), задумчево-сосредоточенные («Горные вершины», «Тяжело, не стало силы») или же энергичные, разудалые. («Песня разбойника»,»Вверх по Волге»). К последней категории  относится и песня «Вдоль по улице метелица метет».

 

«Горные вершины». Типична для Варламова светлая лирика природы. В числе самых привлекательных «пейзажных» романсов композитора и романс «Горные вершины» на стихи М. Лермонтова (из Гейне).

 

«Красный сарафан». Вершины творчество А. Варламова достигло в песнях, написанных на стихи Н. Г. Цыганова «Что ты рано, травушка», «Ах ты, время, времечко» и в лучшей из них – «Красный сарафан». Простая, бесхитростная лирика Цыганова находит  отклик в удиувительной по своей теплоте и задушевности музыке. В художественном отношении эта песня замечательна красотой мелодического рисунка, гибким развитием единой и цельной мелождической линии. В некоторых песенных сборниках XIX века эта песня помещена как народная, без  имени автора.

 

«На заре ты ее не буди». Особую группу песен составляют «вальсовые», как их  характеризуют, песни Варламова. Обычно они связаны с элегической темой воспоминания, скорби, мечты, задумчивой грусти. Плавный ритм вальса, излюбленный в городском быту, естественно переплавляетс у Варлаова в привычных интонациях русской народной песни, в общем складе мелоса. В некоторых «вальсовых» песнях-романсах Варламов достигает большой лирической проникновенности, искренности высказывания. Песня «На заре ты ее не буди» исполнена мечтательной грусти.

Примечания:

1 Панаева А. Я. (Головачева). Воспоминания. М. 1986. С, 110.

© Александр МАЙКАПАР