Тема урока «Мыла, их свойства. Понятия о СМС»

 

Цель урока: выяснить состав и строение мыла и синтетических моющих средств, рассмотреть их свойства и получение.

Учитель закрепляет умения учащихся прогнозировать свойства органических веществ на основе строения.

Тип урока: урок-лекция. При этом лекция проводится с применением разнообразных средств наглядности, что помогает концентрировать внимание учеников, способствует развитию познавательного интереса к обсуждаемым проблемам и химии в целом. Школьники не только прослушивают лекцию и ведут конспект, но и выполняют различные задания учителя. Они активно участвуют в лекции, успевая осмыслить материал. На уроке раскрывается необходимость бережного отношения к окружающей среде. Ученики проявляют практические умения определения качества питьевой воды местных источников.

 

Ход урока:

1. Выполнение заданий на составление формул.

Ученики выполняют задания на составление формул веществ и названий классов, к которым они принадлежат. Для этого они выделяют функциональные группы кислородсодержащих органических веществ, вспоминают определения классов. Работают дети уверенно и правильно выполняют задания.

2. Выполнение заданий на знание номенклатуры кислот.

Ученики выполняют разноуровневые задания на знание номенклатуры кислот. За выполнение задания первого уровня оценка «3», второго – «4», третьего – «5». Время работы рассчитано так, что ученики, выбрав задание первого уровня и уверенно решив его, успели бы поработать и с заданиями второго и третьего уровней. Это позволяет детям, выбравшим задание на «3» или «4», повысить свою отметку до «4» или «5».

3. Определение учителем задач урока.

Учитель приводит определение мыла из словаря С.И.Ожегова. Дети догадываются, о чём идёт речь, и тем самым учитель подводит их к формулировке темы урока. Затем учитель определяет задачи урока.

4. Объяснение состава мыла.

Учитель даёт детям историческую справку о происхождении мыла. Затем с помощью проектора демонстрируется простейший способ получения мыла в школьной химической лаборатории. Это показывает детям, что получить мыло не слишком сложно, а потому этот важный продукт был известен с глубокой древности. Учитель подчёркивает, что способ производства мыла в промышленности принципиально не отличается от лабораторного. С помощью проектора раскрывается схема промышленного производства мыла. Далее с помощью проектора учитель объясняет детям состав мыла. Ученики записывают определение в тетрадь под диктовку. Списывают с экрана проектора уравнение реакции получения мыла.

5. Выполнение лабораторных опытов, направленных на выявление состава мыла.

Дети исследуют свойства мыла, выполняя лабораторные опыты. В результате учитель формирует понятие ПАВ. Объяснение особых свойств мыла как представителя ПАВ делается учителем на основе анализа структуры молекулы стеарата натрия. С помощью слайда проектора объясняются моющие свойства мыла.

6. Изложение материала о СМС.

Изучив строение и свойства мыла, учитель переходит к изложению материала о СМС. Даётся определение, анализируются способы получения и моющие свойства СМС.

7. Поведение моющих средств в жёсткой воде.

Следующая проблема связана с поведением моющих средств в жёсткой воде. Учитель проводит демонстрационный эксперимент, наблюдая результаты, учащиеся делают вывод о том, что мыла в жёсткой воде не образуют нерастворимые соли (осадок), а СМС – пенятся, так как их кальциевые соли обладают поверхностно-активными свойствами.

8. Заслушивание сообщения ученика.

Класс заслушивает сообщение ученика об экологических проблемах, связанных с попаданием СМС в природу.

9. Заключительная часть урока. Оценка деятельности каждого ученика.

Ученики отвечают на вопросы учителя, направленные на первичное осмысление изученного материала, проводят опыт, исследуя свойства воды из местного источника. Учитель оценивает деятельность каждого ученика, задаёт и комментирует домашнее задание. Ученики осмысливают ход урока в целом и отмечают, чему они научились в ходе урока.