Неизвестный скульптор II половины XIX века. Моисей. Вторая половина XIX века

Статую "Моисей" великий итальянский скульптор Микеланджело создал для усыпальницы папы Юлия II в 1513/15-1516 годах (высота 235; в настоящее время - в церкви Сан-Пьетро ин Винколи, Рим).

Работа из собрания Радищевского музея представляет собой уменьшенную копию со статуи Микеланджело, выполненную во II половине XIX века. Микеланджело изобразил Моисея старцем с длинной бородой, сидящим на стуле. Его голова слегка повернута влево, брови сурово сдвинуты, - в нем словно закипает возмущение при виде поклонения золотому тельцу. Правой рукой он прижимает скрижали Закона - две каменные таблицы, на которых высечены десять заповедей. Все мышцы его тела напряжены, а резкое движение правой ноги подчеркнуто переброшенной через нее драпировкой.

Моисей Микеланджело - титаническая личность, наделённая могучим темпераментом и столь же могучей волей. Пластический язык скульптора поражает мощью и богатством, а созданный им титанический облик пророка, наделенного колоссальной духовной силой.

Статуя Моисея как бы аккумулирует в себе тот же грандиозный мир, который Микеланджело воплотил в росписях Сикстинской капеллы.

Голова Моисея в статуе Микеланджело украшена рогами. Традиция подобного изображения Моисея сложилась на рубеже Средневековья и эпохи Возрождения. Она связана с неточным переводом фразы древнегреческого текста книги Исход: "Когда сходил Моисей с горы Синай … лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним" (Исх. 34:29). В латинском переводе Библии (Вульгате), сделанном Святым Иеронимом в IV веке, вместо "сиять лучами" ошибочно употреблено слово cornutam (лат., рогатый). Другого перевода Микеланжело не мог знать, и соответственно статуя Моисея, изваянная Микеланджело, изображает патриарха рогатым.

Справочные материалы

Моисей (др.-евр. Mo'she - "Извлеченный из воды") - пророк, вождь и законодатель еврейских племен, который вывел израильтян из египетского плена в Палестину, "землю обетованную", автор первых пяти книг Библии.

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян. Напуганный ростом численности евреев в Египте, фараон приказал умерщвлять всех еврейских младенцев мужского пола. Мать Моисея, чтобы сохранить ему жизнь, оставила младенца в корзине из тростника на берегу Нила. Дочь фараона, пришедшая на реку купаться, обнаружила младенца, сжалилась над ним. "И был Моисей у дочери фараона вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его" (Исх. 2:1-10). Позднее Моисею пришлось бежать из Египта - он убил египетского надсмотрщика, избивавшего еврея. Спустя много лет, когда Моисей пас овец близ горы Хорив на Синае, Бог явился Моисею и говорил с ним из объятого пламенем куста на горе Хорив. Он возложил на Моисея задачу вывести евреев из Египта в Палестину и открыл ему свое имя - Яхве ("Я есмь Сущий") (Исх 3:14). Когда Моисей попытался уклониться от возложенной на него миссии, ссылаясь на свое косноязычие, Бог пообещал, что его брат Аарон будет его "устами". После этого Моисей вместе с Аароном вернулись в Египет.

Братья несколько раз обращались к фараону с просьбой, чтобы тот разрешил евреям покинуть страну, однако столкнулись с упорным отказом. В наказание за это Бог поразил египтян десятью "казнями": вода в Ниле превратилась в кровь; на страну обрушились полчища жаб (жаба - символ зла); затем мошкара облепляет людей; их кусают оводы; начинается моровая язва; у скота и людей появляются гнойные нарывы; на страну обрушивается град; затем саранча; всю землю покрывает тьма ("тьма египетская"); и, наконец, по всему Египту умирают первенцы. Израильтяне же были избавлены от всех этих напастей, и в память об этом был учрежден праздник Пасхи. Тогда фараон вынужден был отпустить евреев из Египта, но спустя некоторое время отправил за ними погоню. Подойдя к берегу Красного моря, Моисей простер руку, и воды расступились. "И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону" (Исх. 14:22). Когда же египтяне вступили на морское дно, по велению Моисея вода накрыла их.

По пути в Землю Обетованную народ начал роптать от голода и лишений. Тогда Бог через Моисея послал избранному народу манну небесную (др.-евр. "ma'na ?" - "что это ?"), белую крупу, которая каждое утро падала с неба. Чтобы утолить жажду людей, Моисей ударил жезлом о скалу, и в этом месте появился родник.

На горе Синай Моисей получил от Бога скрижали Закона (две каменные таблицы, на которых высечены десять заповедей). Но пока Моисей сорок дней и ночей находился на горе Синай, его народ совершил отступничество и начал поклоняться Золотому тельцу. Сорок лет вел Моисей свой народ по пустыне к Земле Обетованной, но ему самому не суждено было ступить на нее. Моисей скончался, прожив 120 лет.

Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti, 1475-1564) - великий художник Итальянского Возрождения, скульптор, живописец, архитектор и поэт. Еще при жизни Микеланджело его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения.

Родился в Капрезе близ Флоренции. В 1488 году поступил в мастерскую живописца Доменико Гирландайо. С 1489 года юный мастер работал в "Садах Сан Марко", художественной школе герцога Лоренцо Медичи Великолепного во Флоренции, которой руководил Бертольдо ди Джованни, ученик Донателло. Но у Микеланджело фактически не было настоящих учителей среди художников его времени. Все его творчество - яркий пример индивидуального художественного стиля гениально одаренной личности, явления столь характерного для эпохи Высокого Возрождения в Италии. Даже его младший современник Джорджо Вазари в своих "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" выделяет Микеланджело и прямо называет его "гением, избранником… скорее небесным, нежели земным явлением".

Ни один из скульпторов до Микеланджело не сумел в формах человеческого тела выразить наивысшие представления о мироздании, энергии, воле, движении. Его всегда в первую очередь интересовала форма, ее конструкция и объем. Характерно, что Микеланджело в своих рисунках, даже в годы ученичества, никогда не изображал "картины", сюжетные сцены, пейзажи или портреты, хотя именно это было принято. Он рисовал только фигуры, торсы, головы, отдельно - руки, ноги. В своих произведениях этот мастер первым обратился к тому, чтобы выразить борьбу духа и материи, объединить абстрактный идеал телесной красоты и спокойной, уравновешенной гармонии, искусства Древней Греции периода классики, и отвлеченные идеи в символической форме, характерные для искусства средневековья.

Статуя "Моисей", работы Микеланджело. Вскоре после того как Юлий II (в миру - Джулиано Делла Ровера; 1443-1513) занял в 1503 году папский престол, он начал сооружение нового собора св. Петра, ремонт и расширение папской резиденции по образцу римских дворцов и вилл, роспись папской капеллы. До него ни один из меценатов не использовал искусство в целях пропаганды так широко.

В 1505 году он поручил Микеланджело разработать проект собственной усыпальницы. Эта работа затянулась на несколько десятилетий, проекты неоднократно менялись, и сооружение (лишь фрагмент задуманного Микеланджело величественного скульптурно-архитектурного комплекса) было завершено только в 1545 году. Для усыпальницы Микеланджело создал ряд статуй, в том числе "Моисея" (1513/15- 1516, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим).

Бронза - старинный материал пластики; изобретена, по-видимому, на Востоке в III тысячелетии до н.э.

Бронза представляет собой очень прочный материал, который легко поддается ковке, чеканке, а в жидком виде - литью. Его получают в результате сплава олова и меди (иногда примешивают цинк или свинец). Чем выше в сплаве процент меди (до 90 %), тем краснее оттенок бронзы; чем больше примеси олова (до 25 %), тем серее или чернее тон бронзы.

Бронза пригодна и для крупной, и для мелкой пластики.

Пустая внутри литая бронзовая статуя легче мраморной. К тому же бронза обладает свойством сцепления частей, поэтому композиция в бронзе может быть свободнее, без замкнутости, свойственной мрамору, с широкими просветами и сложными, далекими от основного стержня ответвлениями.

Кроме того, бронза иначе, чем, например, мрамор, реагирует на воздействие света. Бронза свет не пропускает, но отражает его резкими, яркими бликами. Если очарование мрамора - в насыщенной, пронизанной светом поверхности и в мягком таянии, растворении контура, то главное воздействие бронзовой статуи основано на острых контрастах поверхности и на четком темном силуэте. Так как в мраморе поверхность как бы слегка просвечивает, то в ее обработке важное значение приобретают мягкие переходы внутренней формы. Поэтому мраморные статуи рассчитаны на рассмотрение вблизи и в закрытом пространстве. Бронза, напротив, воздействует резкой трактовкой деталей и общим силуэтом, поэтому бронзовые статуи больше пригодны для помещения на открытом воздухе.

Литье - самая популярная техника обработки бронзы, как и других металлов.

Уже египтяне были мастерами в отливе больших статуй. По-видимому, у них научились этой технике и ее усовершенствовали греки, прежде всего жители острова Самос. В эпоху готики скульпторы отдавали предпочтение камню и дереву перед бронзой. В эпоху Возрождения техника литья из бронзы вновь переживает расцвет. В эпоху барокко опять начинается тяготение к мрамору и дереву, хотя литье из бронзы остается на вооружении у скульпторов, особенно во Франции. Существуют три основных метода литья из бронзы.

Древнейший метод состоит в том, что металл сплошной массой вливается в пустую форму. Этот грубоватый прием пригоден для изготовления простых предметов (например, оружия) и примитивных идолов с элементарными геометрическими формами.

Два других метода, более совершенных, сохранили свое назначение до наших дней.

Преимущество метода земляной формы или литья по частям заключается в том, что при нем оригинальная модель не погибает и отлив можно повторить. Серьезный дефект этого метода в том, что статуя составляется из отдельных частей и поэтому после отливки должна подвергнуться тщательной дополнительной обработке. Этим методом выполнены греческие статуи архаического периода и бронзовые статуэтки раннего Возрождения, например, произведения Донателло.

Третий метод литья из бронзы, с одной стороны, более опасный для статуи, но зато и гораздо более совершенный, - это работа с помощью воска (так называемый метод "a cire perdue" - буквально "с потерянным воском", чаще его называют "метод утраченного воска", так как восковая модель скульптора при этом гибнет). Этот метод знали уже в Древнем Египте. Подробно описаный Бенвенуто Челлини в "Трактате о скульптуре" 1568 года, он с тех пор постоянно совершенствовался.

Сущность этого метода состоит в следующем: скульптор готовит модель из глины, ее сушат и обжигают (для прочности); затем покрывают ровным слоем воска такой толщины, какой желательны стенки будущей бронзовой статуи. Покрытая воском модель плотно вкладывается в глиняную форму, в которой проделано несколько отверстий, по ним из согретой глиняной формы вытекает воск. Когда воск вытек, в те же отверстия наливают расплавленную бронзу. После того как форма остыла, ее разбивают. Необходима исключительная точность при обкладке модели восковым слоем, так как если слой окажется неровным, то и бронза будет неравномерно твердеть и могут возникнуть трещины. Недостаток этого метода в том, что гибнет восковая модель художника; его преимущество в том, что с абсолютной точностью воспроизводятся все нюансы модели.

Патинирование

Бронза меньше чем другие материалы, как, например, мрамор или дерево, поддается воздействию времени и сырого воздуха. Можно даже сказать, что она выигрывает, если долго находится на открытом воздухе - сплав оксидируется и приобретает приятный зеленоватый, голубоватый, коричневый или черноватый оттенок, - то есть покрывается патиной. Вместе с тем, патина на бронзе может быть вызвана и искусственно, причем разные эпохи в истории скульптуры оказывают предпочтение различного рода патинам. В одни - стремятся подчеркнуть бронзовый, металлический зеленоватый тон статуи, в другие, напротив, его скрывают, изменяют, используя для этой цели асфальт, светлый лак, розоватый, золотистый тон и т.п.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева