Урок 43. Слово

План урока

Работа с бумажным учебником (15–20  мин)
1. Знакомство с листом определений «Слово».
2. Решение задач 63–67.
Решение необязательных задач бумажного учебника.
3. Решение задач 68, 69.

Работа с клавиатурным тренажером (10–15 мин)
4. Выполнение занятия 11 на клавиатурном тренажере.

Знакомство с листом определений «Слово»

Ваши дети уже неоднократно решали задачи с цепочками букв – определяли истинность утверждений для цепочек букв, строили и достраивали цепочки букв. Вообще все это можно было делать совершенно формально, но, конечно, дети по ходу этой работы замечали, что цепочки букв почти всегда превращались в русские слова (КОЛОБОК, ИНФОРМАТИКА и т.д.). Ребята читали эти слова и воспринимали как таковые. На данном листе определений мы постараемся формализовать все интуитивные ощущения ребенка и сделать из них выводы, полезные для нашей дальнейшей работы. Действительно, языковое понятие «слово» очень широкое, причем формально определить его невозможно. Ни один лингвист, специалист по русскому языку не сможет точно утверждать, что некоторая последовательность букв словом не является, невозможно создать ни абсолютно полный словарь и даже компьютерную программу для такой задачи. В нашем курсе слова будут нас интересовать в основном как цепочки букв. Именно поэтому мы явно даем свое, формальное определение слова, как любой последовательности букв. Понятие «слово» при этом отличается от того, которое принято в языке. Тем не менее, именно оно соответствует нашим информатическим задачам. Как и при рассмотрении букв, мы оставляем в стороне большую часть языкового контекста понятия слова. Многочисленные аспекты живого языка, обычно интуитивно понятные, чаще всего не поддаются формализации и применению информатических алгоритмов. Для нас же важно добиться однозначных договоренностей относительно любого понятия, которое употребляется в курсе.

Отметим, что чаще всего наше понятие слова не противоречит общепринятому. Так, почти все слова русского языка (кроме тех, которые содержат дефис и апостроф) являются словами и в нашем понимании, поскольку являются цепочками букв. Чаще всего мы будем использовать для задач «осмысленные» слова (слова русского языка), так детям интересней работать. Однако в ряде задач, где даны формальные условия на цепочку букв, пытаться составить именно такие слова не имеет никакого смысла, детям придется об этом периодически напоминать.

Форма записи цепочек букв (слов) у нас тоже становится аналогичной той, которая принята в языке. Теперь дети уже понимают, что такое цепочка букв и рисовать начало, конец, соединительные линии необязательно. В ряде задач, например, на построение цепочки слов, такая форма записи существенно упрощает восприятие объектов. Однако новая (упрощенная) форма записи никак не противоречит старой (полной). Думаем, что у детей проблем с пониманием не будет, но будьте готовы это пояснить.

Задача 63. На первый взгляд эта задача кажется задачей из русского языка (прикладной), однако она целиком находится в рамках нашего курса, ведь вся ее лексика и все ее объекты явно введены на листах определений. Напомним, что выражение «есть две одинаковые буквы» мы всегда употребляем в значении «есть хотя бы одна пара одинаковых букв». Так в слове ПОРТРЕТ две пары одинаковых букв и мы помечаем его галочкой, потому что одна пара одинаковых букв в нем есть (все остальное выходит за рамки этого условия). В данном наборе галочкой должно быть помечено ровно 5 слов.

Задача 64. В задачах такого рода часто возникает проблема, связанная со смешением детьми языкового и нашего информатического понятия «слово». Дети непременно стараются придумать «осмысленное» слово, то есть слово русского языка. Если они делают это быстро и успешно, то проблем не возникает. Например, в этой задаче подойдет слово МОЛОКО, ХОРОШО, КОЛОБОК, КАРАКАТИЦА, КИРПИЧИ и т.д. Но если ребенок долго не может найти такого слова, то решение задачи неоправданно затягивается, ведь с точки зрения введенного понятия «слово» решение построить очень просто. Например, ППП или ИНИНИН или НЕЕЕЕР. При возникновении подобных проблем следует вернуть ребенка к листу определений, а затем обсудить с ним, чем наше понятие «слово» отличается от языкового.

Задача 65. Основная цель данной задачи – показать детям равноправие двух вариантов оформления цепочек букв (слов). Действительно, цепочка букв полностью задается набором своих букв и указанием их порядка. Поэтому если в двух цепочка одни и те же буквы стоят в одном и том же порядке, то мы будем считать их одинаковыми. Другая цель этой задачи – сравнить две формы записи цепочек букв. Если мы (или ребенок) используем упрощенную форму записи слов, то мы должны соблюдать некоторые условия (принятые и в языке). Первое – в отличие от произвольных цепочек, которые могут быть направлены как угодно, слова должны быть написаны слева направо. Второе – слова должны быть написаны горизонтально, их нельзя изгибать и переворачивать. Поэтому слова должны быть записаны в окна именно так. Что касается полной формы записи, то слова при этом могут изгибаться, переворачиваться, записываться справа налево или снизу вверх. Буквы при этом должны сохранять свою обычную ориентацию относительно оси цепочки (соединительной линии). Детям это может оказаться сложно соблюсти. Если вы хотите им помочь советом, попросите переворачивать тетрадь каждый раз так, чтобы начало цепочки было слева, а ось цепочки шла горизонтально. Тогда ориентация букв будет правильной. Наконец, решение данной задачи имеет прикладное значение. Как известно, грамотное написание названий дней недели в 1 классе представляет для детей проблему, особенно удвоенная согласная в слове СУББОТА и безударные гласные. Поскольку данный курс строился в рамках деятельностного подхода к обучению, мы рассчитываем на то, что дети постепенно запомнят правильное написание этих слов по ходу решения задач (даже если такой задачи не стоит).

Задача 66. Решить данную задачу для кого-то из детей может оказаться непросто, ведь начала всех слово одинаковые (буквы К и О), из-за этого слова кажутся очень похожими. Если ребенок совсем запутался, посоветуйте ему метод перебора. Перебор слов можно облегчить за счет того, что не обязательно сравнивать слова целиком, во многих случаях будет достаточно сравнить лишь третьи буквы данных слов. Например, возьмем первое слово (КОСА) и будем искать в наборе слово с третьей С (ведь первые две буквы всех слов одинаковые). Здесь такого слова вообще нет, значит вычеркиваем слово КОСА, такого же слова нет. Аналогичной будет ситуация со следующим словом (КОТИК). Для третьего слова (КОРА) находятся еще 4 слова с третьей Р. Вот эти 5 слов надо сравнить более внимательно, то есть сопоставить еще четвертые буквы. Среди данных слов мы и находим первую пару одинаковых слов. Продолжая перебирать слова таким образом, быстро находим и вторую пару.

Задача 67. Задача на определение истинности утверждений об алфавитной цепочке. Вполне допустимо решать ее, перебирая буквы в уме, а можно решать с опорой в виде алфавитной цепочки с листа определений. Не давайте никаких пояснений, пусть каждый учащийся сам выберет способ. В любом случае стоит повести проверку с опорой на лист определений. То есть один ученик читает утверждение и свое значение истинности, а все остальные проверяют этот ответ по алфавитной цепочке. В данном случае ровно два утверждения ложны, остальные – истинны.

Решение необязательных задач бумажного учебника

Задача 68. Задача на поиск одинаковых цепочек среднего уровня. В данном случае цепочек всего 6 и перебор будет небольшим.

Задача 69. Задача на новую тему и одновременно на закрепление всей цепочечной лексики. Надеемся, что дети справятся с ней без вашей помощи.

Выполнение упражнения 11 на клавиатурном тренажере

Это последнее в первом классе занятие на клавиатурном тренажере посвящено буквам Х и Ъ. Проследите, чтобы дети все время возвращали руки к исходной позиции.

Конечно, за 11 коротких зантий, дети могут толдько познакомиться с клавиатурой, привыкнуть к расположению клавиш. В курсе 2 класса мы продолжим с детьми такие занятия. Надеемся, что постепенно, шаг за шагом дети не только привыкнут к расположению клавиш, но и освоят слепой 10-пальцевый метод печати.