О.А. Кипренский. Портрет А.К. Швальбе (Портрет отца художника). 1804

Крепкий старик изображен прямо в фас. На его массивных плечах – широкая меховая шуба. Погрудный обрез портрета составляет в поле картины тяжелую крупную руку, которая держит палку со сверкающим позолотой набалдашником. Мягкий свет выделяет лицо, обрамленное снизу белоснежной дугой шейного платка. Упорный, строгий взгляд умных темных глаз с резким бликом устремлен нам навстречу. Взлохмаченная копна седых волос, широкие черные брови, твердо сжатый рот. Все выдает натуру крепкую, энергичную, говорит о характере деятельном, решительном. Но, присмотревшись, можно заметить и другое – отпечаток тревоги, настороженности и грусти в широко раскрытых глазах, старчески дряблую шею, обмотанную платком, беззащитную растрепанность, неухоженность волос... Отцу художника во время создания портрета было немногим более 60 лет, и только последние четыре года он находился вне крепостного состояния. Но многолетняя привычка давала о себе знать, к тому же еще заботы о будущем семьи, не очень радостные заботы.

Исключительна живописная сила портрета. Общий темно-золотистый колорит не заглушает великолепного горения красок. Желтоватый цвет лица и руки под легким покровом прозрачных красноватых, коричневатых и зеленоватых лессировок как бы светится в окружении темных тонов одежды и фона. Эмоциональна, темпераментна манера письма с решительным и изящным ведением кисти.

Портрет поражает своей простотой, безыскусственностью, привлекает зрителя ясно видимым желанием художника точно, с огромным уважением и любовью запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, выявив, прежде всего, ценность его внутреннего мира.

Многими своими чертами это произведение Кипренского напоминает портреты великих мастеров XVII века, в частности – Рембрандта. Неаполитанские академики, отказывавшиеся верить, что «Портрет Швальбе» – работа современного им художника, приписывали его то кисти Рубенса, то Ван Дейка, то Рембрандта.