Грабарь Игорь Эммануилович

(1871-1960)

       Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в русской семье, которая была причастна к славянофильскому движению, развивавшемуся в Австро-Венгрии. Отец, Э.И.Грабарь, юрист, депутат Будапештского парламента, был вынужден эмигрировать и в 1876 году переселился в Россию. Детство художника прошло в атмосфере общественно-политических интересов семьи и большей частью вдали от родителей. В 1880 году мать привезла его в Россию, в Егорьевск Рязанской губернии.
       Первые художественные навыки он получил в Егорьевской гимназии, продолжал заниматься рисованием и живописью во время обучения в Московском лицее цесаревича Николая, куда поступил в 1882 году.
       Закончив лицей с золотой медалью, Грабарь в 1889–1893 годах учился на юридическом факультете Петербургского университета. Наряду с занятиями в университете он работал для журнала «Нива» – делал иллюстрации, писал обзоры и статьи. Но живопись оставалась его главным интересом. С 1892 года Грабарь начал заниматься в академической мастерской профессора П.П.Чистякова, а окончив университет в 1894 году, поступил в петербургскую Академию художеств.
       В 1895 году Грабарь совершил поездку в Европу, имевшую большое значение для формирования его взглядов на искусство. Он побывал в Германии, Италии, Франции, в Париже открыл для себя искусство Сезанна, Гогена, Ван-Гога.
       Проучившись несколько месяцев в мастерской И.Е.Репина, в 1896 году Грабарь уехал учиться в Мюнхен. Поступив в школу А.Ашбе, он не только углубленно занимался рисунком и живописью, но и изучал архитектуру и скульптуру, писал критические статьи, в том числе и для нового журнала «Мир искусства», а так же сам преподавал. В мюнхенский период (1896–1901) Грабарь продолжает поиски своей художественной манеры, основанные на живописном опыте импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, модерна.
       В 1901 году он вернулся в Россию. Поселившись в Петербурге, Грабарь связал свою деятельность с журналом «Мир искусства», где нашел единомышленников, прежде всего Александра Бенуа. Благотворной почвой для творческого развития Грабаря-живописца стал русский пейзаж, его работы появились на выставке «Мира искусства» в 1902 году
       В 1902 году Грабарь совершил поездку на Северную Двину. В этой поездке отразилось общее для художников этого времени увлечение Русским Севером, его деревянной архитектурой. Путешествие нашло отклик в некоторых работах Грабаря, и в то же время оно было предвестием новых жизненных путей художника, в том числе его реставрационной деятельности.
       После распада объединения «Мир искусства» и прекращения выпуска журнала Грабарь покинул Петербург и перебрался в Москву. Побывав в имении Дугино под Москвой у художника Н.В.Мещерина, Грабарь надолго остается здесь, увлеченный подмосковными пейзажами. На выставке «Союза русских художников» 1904 года он выступил со своими работами как представитель русского импрессионизма («Февральская лазурь», «Мартовский снег» и др.). Развивая это живописное направление, он принимал участие в выставках СРХ вплоть до 1909 года. Зимняя тема приобрела устойчивую линию в его творчестве и одним из ведущих ее мотивов стало изображение инея – эти композиции составили сюиту картин «День инея». Важной стороной его импрессионистических поисков являются натюрморты («Хризантемы», «Сирень и незабудки», «За самоваром», «Неприбранный стол»).
       Грабарь вышел из СРХ в связи с расколом, происшедшим в этом объединении. В это время его известность как художника была уже велика – в 1909 году в Италии была издана монография о нем.
       С 1902 года Грабарь углубленно занимался вопросами истории искусства, прежде всего русской художественной школы. Вплоть до конца жизни работа над разными вариантами «Истории русского искусства» относилась к наиболее значимым сферам его многогранной деятельности. Он сформировался в этой работе как один из крупнейших европейских ученых, как специалист в области атрибуции произведений искусства. В 1907–1914 годах Грабарь работал над многотомной «Историей русского искусства» для издательства И.Н.Кнебеля. Было издано пять томов, но в мае 1915 года издание прервалось в связи с обстоятельствами военного времени. Одновременно Грабарь задумал ряд монографий о русских художниках и в 1913 выпустил монографию о В.А.Серове.
       В 1909–1914 годах он пробует себя в архитектурном творчестве и строит больницу в имении Захарьиных под Москвой. В 1913 году Грабарь стал попечителем (директором) Третьяковской галереи, и оставался им вплоть до 1925 года. На протяжении этих лет он осуществил коренные реформы в хранении и экспонировании произведений галереи, превращая частную коллекцию в «организованный музей европейского типа» и заложив основы современной деятельности Государственной Третьяковской галереи. В 1914–1915 годах он провел генеральную перевеску картин по хронологическому принципу и инвентаризацию галереи. Занимаясь атрибуцией, Грабарь сделал немало открытий в русской живописи и в 1917 году опубликовал первый научный каталог галереи. Пополняя галерею произведениями классической живописи, Грабарь начал приобретать для галереи картины художников новейших течений – Н.Гончаровой и М.Ларионова, И.Машкова, П.Кончаловского, П.Кузнецова, К.Петрова-Водкина, М.Сарьяна и др.
       После Февральской революции Грабарь включился в работу по сохранению художественных ценностей, был сотрудником Совета по делам искусств при Временном правительстве. Эту работу он продолжил и после Октябрьской революции. В 1918 году Грабарь участвует в организации Главмузея – музейного отдела Наркомпроса. Он принимал активное участие в создании государственного музейного фонда, где собирались художественные ценности из частных собраний, распределявшиеся по российским музеям. Его интересовало спасение художественных произведений и их реставрация. В том же году Грабарь создает первую реставрационную группу, которая занимается обследованием архитектурных памятников Москвы, предпринимает экспедиции в разные районы страны – по Волге, Оке, Северной Двине и Белому морю, на Онежское озеро, в Крым и Закавказье. На основе этой группы позднее создаются Центральные государственные реставрационные мастерские.
       Кроме того, в этот период Грабарь работал в Академии истории материальной культуры, руководил в течение нескольких лет художественно-постановочной частью Малого театра, вел преподавательскую деятельность в Московском университете на вновь созданном отделении истории искусства, читая уникальный в мировой практике курс лекций по научной реставрации художественных произведений. Он продолжал работать в Третьяковской галерее, где под его руководством были организованы выставки Ф.Рокотова, Д.Левицкого, И.Репина, М.Врубеля, К.Коровина, К.Сомова, П.Кончаловского, каждая из которых стала принципиальным открытием творчества этих мастеров.
       В 1920–1930-е годы Грабарь часто бывал в европейских странах как крупный эксперт-искусствовед в области живописи по приглашению музеев, и как представитель советских художников. В 1923–1924 годах он отправился в Америку с большой выставкой произведений русских художников. Он первым был представлен к званию «заслуженный деятель искусств», введенному в 1928 году.
       Однако постепенно Грабарь сосредоточился на главных для себя направлениях. С 1925 года основной для него становится работа в реставрационных мастерских. Под его руководством проводилось раскрытие древнейших памятников русской и византийской живописи, в том числе иконы «Богоматерь Владимирская», фресок Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, чина Благовещенского собора, Звенигородского чина Андрея Рублева.
       В 1930 году Грабарь уходит с поста директора реставрационных мастерских с намерением полностью посвятить себя живописи и истории искусства. В 1937 году вышла его автобиографическая книга «Моя жизнь», ставшая подведением итогов прошедшего периода жизни. В том же году Грабарь издал двухтомную монографию о И.Е.Репине, за которую в 1941 году был удостоен Государственной премии. Он вновь обращается к педагогической деятельности, придя в 1937 году в Московский государственный художественный институт как директор и педагог.
       После революции, будучи вовлечен в административную деятельность, Грабарь почти не брал в руки кисть. Средством поддерживать художническую «форму» в 1920-е годы для него оставались натюрморты («Груши на зеленой драпировке»; «Красные яблоки на синей скатерти»; «Туркестанские яблоки»). В пейзажах 1920–30-х годов язык его живописи становится проще, сдержаннее, пейзажные мотивы нередко соединяются с жанровыми («Разъяснивается»; «Старый сарай в морозный день»; «За пилкой дров», «Новый сруб»). В начале 1925 года Грабарь участвовал в выставке нового объединения «Общество московских художников».
       Абрамцево, где он поселился с 1930-х годов в дачном поселке художников, стало для него источником вдохновения. Многообразная жизнь зимней природы оставалась для Грабаря-пейзажиста наиболее интересным объектом наблюдений. Об этом говорят такие работы, как «Солнце поднимается», «Зимний пейзаж». Вновь и вновь он обращается к зимним мотивам, к неисчерпаемой теме инея – из года в год пишет «Роскошный иней» и «День инея», «Иней», «Иней при восходе солнца». Последней живописной работой Грабаря стала написанная в Абрамцеве в 1959 году «Березовая аллея».
       Наряду с пейзажем близким художнику жанром был портрет. Через годы протягивается линия его автопортретов – «Автопортрет в шляпе», «Автопортрет с женой», «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе». Часто он пишет своих домашних – жену, брата, сына, дочь («В Крыму»; «За чтением. Портрет жены художника»; «Профессор В.Э.Грабарь»; «Зимой. Портрет дочери художника»; «Портрет сына»).
       В 1930-е годы Грабарь создал ряд портретов ученых и деятелей культуры. По заказу Академии наук он пишет портреты академиков Н.Д.Зелинского, В.И.Вернадского, А.Н.Северцева, С.А.Чаплыгина. Особой убедительностью образов отличаются портреты С.С.Прокофьева и К.И.Чуковского.
       При всей очевидной приверженности Грабаря камерным, лирическим жанрам живописи он отдал дань и тематической картине («В.И.Ленин у прямого провода»; «Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина»).
       Во время войны, в 1941–1942 годах Грабарь находился в эвакуации в Грузии. Но уже с 1942 года он как крупнейший специалист в области музейного и реставрационного дела возглавил комиссию, в задачу которой входило обследование памятников в освобожденных от оккупации районах страны. Неисчислимые разрушения и гибель художественных сокровищ России побудили его поставить вопрос о создании полной истории русского искусства. В 1943 году Грабарь стал директором Всероссийской Академии художеств и Института живописи скульптуры и архитектуры в Ленинграде, будучи одновременно избран действительным членом Академии наук СССР. Осенью 1944 года под его руководством был создан Научно-исследовательский институт истории искусств АН СССР. До конца своей жизни Грабарь возглавлял этот коллектив ученых, задачей которого стала подготовка многотомного издания «История русского искусства» (1954–1962). До последних дней его жизни составление и редактирование «Истории» оставалось его основной заботой.
       В 1944 году он возвратился в качестве научного руководителя в Государственные центральные реставрационные мастерские, которые теперь носят имя своего создателя и руководителя.
       Игорь Эммануилович Грабарь умер 16 мая 1960 года в Москве. Его имя – одно из известнейших имен в истории русской культуры XX века. Пожалуй, не было в ней человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений.