Урок 24. Словарный порядок (повторение)

План урока

      1. Проект «Дневник наблюдения за погодой», 3 часть (подведение итогов за сентябрь).
      1. Решение обязательных бумажных задач 70, 73, 74, 76, 78.
      2. Решение необязательных бумажных задач 75, 77, 79, 82.

Проект «Дневник наблюдения за погодой», 3 часть (подведение итогов за сентябрь)

Каждая группа по окончании наблюдений за погодой в своем месяце должна отчитаться, то есть выступить с докладом о погоде в своем месяце. Подготовка доклада происходит во внеурочное время, а заслушиваются доклады на уроках. На выступление каждой группы достаточно отводить не больше 10–15 минут. Чтобы дети не уставали, мы предлагаем комбинировать выступления с текущей работой с учебником (см. планирование). Как и по какому плану дети готовят выступление, уже говорилось выше (см. «Дневник наблюдения за погодой», работа с итоговым отчетом). От каждой группы в каждом месяце выступает один докладчик, в следующий раз эта же группа предлагает другого докладчика. При этом вместе с докладчиком может работать помощник, который берет на себя техническую часть работы – демонстрацию отчета.

Решение обязательных бумажных задач

Данный урок проводится в рамках повторения курса 2 класса. В курсе 2 класса дети явно формулировали правила словарного порядка и решали множество задач на расстановку слов в словарном порядке. Мы не даем в 3 классе листа определений на эту тему, поскольку считаем, что наиболее быстро и эффективно подобный материал (практического характера) вспоминается в ходе решения задач. При этом все обсуждения мы предлагаем проводить в индивидуальном порядке, то есть правила стоит явно формулировать с теми ребятами, у которых решение задач не идет. Однако, возможно класс у вас слабый или вы опасаетесь, что дети все забыли. Если вы захотите повторить теорию со всем классом в ходе фронтальной работы, это можно сделать по-разному. Первый вариант – повторить правила словарного порядка с опорой на лист определения из курса 2 класса. Второй вариант – организовать общее обсуждение с опорой на примеры упорядоченья слов, которые придумаете вы вместе с ребятами. По окончании фронтальной беседы все правила словарного порядка должны быть сформулированы явно. Третий вариант – организовать общее обсуждение в рамках решения одной из задач на расстановку слов в словарном порядке, например, задачи 76.

Как обычно, мы предлагаем вам начать решение обязательных задач с задач на текущую тему (73, 76, 78), а затем перейти к решению задач на повторение.

Задача 70. Задача на повторение материала предыдущего листа определений «Перед каждой бусиной. После каждой бусины». Желательно, чтобы все дети справились с ней самостоятельно. Удобно использовать эту задачу для текущей проверки усвоения материала.

Задача 73. Ребятам уже неоднократно приходилось решать задачи на установление соответствия между словами цепочки и мешка (или двух цепочек). Исходя из формулировки может показаться, что эта задача аналогичная, но по содержанию это не так. Действительно, если не принимать во внимание условие, что слова в цепочке должны стоять в словарном порядке, то задача здесь однозначно не решается. Таким образом по сути это задача на алфавитный порядок, но пока не слишком сложная. В этой задаче часть слов уже расставлена в цепочку, а ребятам надо вставить на пустые места оставшиеся слова. На каждую букву начинается не более одного слова и это дополнительно упрощает ситуацию. Например, у нас пропущено первое слово в цепочке, а второе слово на букву Б. Значит ищем в мешке слово на А или Б, которое оканчивается на «КА». Находим слово АПТЕКА. Дальше в цепочке встречаем два пропущенных слова между словами БИЛЕТ и ДРОВА. Теоретически это могут быть слова на Б, В, Г и Д, так находим слова ВЕТКА и ГРЯДКА и т. д.

Задача 74. Некоторые дети нарисуют бусины первого уровня, потом к ним как-то присоединят заданные бусины второго уровня, а к ним приделают листья. После чего, будем надеяться, они снова прочитают условие задачи, иначе им придется указать на начало условия, где говорится, что уровней всего два. Уяснение этого факта является ключевым пунктом для решения.

Если ребенок любит рассуждать, то он, скорее всего, использует следующие соображения. Так как дерево имеет два уровня, то все бусины второго уровня – листья. Однако не все листья – бусины второго уровня, значит, остальные листья – бусины первого уровня. В данном случае корневая желтая круглая бусина – лист, а синяя квадратная – не лист.

Задача 76. Это полноценная задача на расстановку слов в алфавитном порядке. В отличие от предыдущего подобного задания (№ 73). Здесь отсутствуют подсказки в виде вписанных слов и букв. Дополнительная сложность состоит в том, что первое слово в цепочке начинается не на А (и даже не на Б). Кроме того, в мешке есть слова на одну букву, что тоже обычно затрудняет работу детей. При оказании помощи пригодятся следующие советы. Во-первых, можно помечать слова в мешке, уже использованные в цепочке. Это поможет избежать пропусков слов из мешка, а в случае пропуска – быстро найти потерянное слово. При решении лучше пользоваться простым карандашом. Во-вторых, можно вначале расставить слова в мешке в алфавитном порядке, например пронумеровав их, а затем по номерам записать их в цепочку.
 Ответ:    ДОМ              ИГОЛКА           ФИНИК        ЧАШКА
                 ДОРОГА       РУССКИЙ         ХОРОШО     ШИШКА
                 ДОРОГОЙ    УТЮГ                 ЦИРК            ЩЁТКА

Задача 78. Алфавитный порядок слов в цепочке устанавливается по вторым буквам слов. Если проигнорировать необходимость расстановки слов в алфавитном порядке, то в одном месте мы натолкнемся на неоднозначность заполнения (пара ВКУСНЫЙ – ВЛАЖНЫЙ), в остальных случаях окна в словах заполняются однозначно.
Ответ:        ВАЖНЫЙ     ВЛАЖНЫЙ   ВТОРОЙ
                        ВВОЛЮ         ВМЕСТО       ВУЛКАН
                        ВДОЛЬ           ВНАЧАЛЕ     ВХОДНОЙ
                        ВЕЛИКИЙ     ВОЛЬНЫЙ    ВЪЕЗДНОЙ
                        ВИДНЫЙ      ВПРОК          ВЫХОДНОЙ
                        ВКУСНЫЙ    ВРЕДНЫЙ     ВЯЗАНЫЙ

Решение необязательных бумажных задач

Задача 75.  Сильный ребенок на текущем этапе должен быть уже готов провести некоторые рассуждения, опираясь на два данных утверждения. Например, всего в цепочке восемь бусин, шесть из них – синие, а две – не синие (любого другого цвета). При этом синие бусины не могут стоять ни на первом, ни на втором месте, иначе первое утверждение не будет иметь смысла. Итак, с цветом определились. Пусть, например, первые две бусины красные, остальные, естественно, синие. Теперь разберемся с формой. Какую форму должна иметь первая бусина цепочки? Конечно, круглую, ведь она вторая бусина перед синей. То же самое можно сказать про вторую, третью и другие бусины цепочки. Оказывается, что не обязаны быть круглыми только последние две бусины, они могут иметь любую форму.
Самое простое – нарисовать восемь круглых бусин и начать их раскрашивать.

Задача 77. Задача на повторение материала предыдущего листа определений. Проще вначале использовать второе утверждение, ведь буква П в слове уже поставлена. Дальше замечаем, что в мешке две буквы С и две А. Это означает, что перед каждой А должна стоять С, иначе букв А для всех С просто не хватит. Ставим перед предпоследней буквой А букву С. Теперь у нас остались три пропущенные буквы – две подряд и одна отдельно. Ясно, что на первом и втором месте должны стоять С и А, а на последнем – Н. Получилось слово САПСАН. Если кому-то из ребят будет интересно, что означает это слово, объясните им, что сапсан – это разновидность сокола.

Задача 79. Подобные задачи дети уже решали (задача 62). Ребята, скорее всего, будут решать ее методом проб и ошибок и, возможно, найдут правильное начальное положение, но, чтобы найти его наверняка, нужно воспользоваться методом перебора. Решение состоит в том, чтобы поочередно ставить Робота в закрашенные клетки и пытаться выполнить из них данную программу. Перебор можно существенно уменьшить, если внимательно посмотреть на команды программы. Сразу можно вычеркнуть клетки, из которых нельзя выполнить две первые команды вправо. Таких клеток оказывается довольно много. Остается проверить только пять оставшихся клеток.

В результате находим начальное положение Робота. Проверьте, что ребята не забыли отметить также и положение Робота после выполнения программы на соответствующем поле.
Узор, который закрасил Робот в результате выполнения программы, довольно причудливый. Это приводит к тому, что становится сложно анализировать отдельно положение Робота на поле по горизонтали и по вертикали (как мы это делали в задаче 62). Поэтому попытки продолжения анализа программы с целью еще уменьшить перебор не дают большого эффекта. Оказывается проще проверить все оставшиеся варианты.
Ответ:

Задача 82. Ответ: третья слева фигурка верхнего ряда и самая правая фигурка нижнего ряда.

Урок 25. Знаки препинания. Дефис и апостроф

План урока

      1. Работа с листом определений «Знаки препинания. Дефис и апостроф».
      2. Решение обязательных бумажных задач 66, 67, 68, 71, 72.
      3. Решение компьютерных задач 364–369.
      4. Решение необязательных бумажных задач 69, 80, 81.

Работа с листом определений «Знаки препинания. Дефис и апостроф»

Работа с данным листом определений проводится в рамках повторения курса 2 класса (см. комментарии к листам определений 2 класса «Прописные и строчные буквы. Дефис и апостроф», «Знаки препинания»). Все что включает в себя данный лист определений детям должно быть уже известно. Поэтому на работу с данным листом определений можно не отводить много времени, достаточно 3–5 минут. Если класс у вас сильный, детям будет достаточно беглого просмотра. После этого можно сразу перейти к решению задач. Тех, кто будет испытывать трудности в решении задач можно в индивидуальном порядке возвращать к листу определений. 

Решение обязательных бумажных задач

Задача 66. Во втором классе дети выполняли аналогичную работу в проекте «Знакомство с русским текстом», где мы описывали конкретный алгоритм выполнения такого задания. Скорее всего, ребята даже не вспомнят про таблицу и не потому, что они все забыли или эти знания вообще не нужны. Просто в данном случае текст небольшой, знаков препинания немного и ребятам легче поочередно посчитать сначала точки, потом запятые и т. д. На случай, если кто-то из ребят вспомнит про таблицу, заготовьте несколько таблиц (из тетради проектов для второго класса) или просто листочков в клетку.
По окончании работы полезно еще раз обсудить, как учащиеся отличали дефис от тире и чем знаки различаются между собой по содержанию. Можно вспомнить, из какого произведения взят отрывок текста, какие события предшествовали моменту повествования и какие за ним последуют.
Ответ


Задача 67. Вас интересует вопрос, зачем мы даем слова на иностранном языке, да еще на французском, ведь ясно, что на данный момент ребята с иностранными языками если и знакомы, то лишь поверхностно? Ребенок не знает, как произносить слова, а запомнить «бессмысленную», «беззвучную» последовательность букв трудно даже на короткое время, тем более что некоторые слова весьма длинны. Дело в том, что наша цель – не изучение чужого языка (как обычно в школе), а погружение в новую для ребят языковую среду (как бывает в жизни). Жизнь так или иначе погружает ребят в иные языковые среды: названия магазинов, наименование и состав продуктов и многое другое бывает написано на иностранном языке, и ребята с этим сталкиваются.
Все приведенные слова – названия французских городов. Вот как они читаются в фонетической транскрипции, русской графике и принятом переводе на русский. (Обратите внимание на различие двух последних чтений.)
     

Знаком «н» обозначается носовое произношение предшествующей согласной. При очень сильном огрублении можно считать, что здесь произносится «н».
Еще одна причина появления такой задачи – в наличии в иностранных словах большого числа дефисов. К русским словам типа «жили-были» или «Баба-яга» ребенок привыкает с детства, а вот к подобным словам из других языков мы потихоньку начинаем его приучать.
Условие задачи говорит о том, что в цепочке должны находиться все слова из мешка, но про то, что в мешке лежат все слова из цепочки, не говорится ничего, таким образом, в цепочке могут находиться и «лишние» слова. В похожей по формулировке задаче 31 слов в цепочках было поровну, и поэтому вопросов возникнуть не могло. Здесь же неправильное понимание условия может поставить ребенка в тупик. Может случиться, что, как только ученик поймет, что слов в цепочке больше, чем в мешке, у него встанет вопрос «куда их девать». Если такой вопрос возникнет у многих, организуйте общее обсуждение того, что может означать вторая фраза условия (естественно, опираясь на самые простые примеры). Например, мама ведет своих дочек в магазин, чтобы купить каждой по одному платью. Продавщица говорит: «Для каждой вашей дочери в нашем магазине найдется платье». Что она имеет в виду? Означает ли это, что дочерей должно быть ровно столько, сколько платьев в магазине? Примеры можно придумать и более увлекательные, причем лучше, если несколько примеров приведут и сами дети.

Задача 68. Задачу можно условно поделить на две части. Первая более простая, аналогична задаче 66 с той лишь разницей, что там знаки препинания считали по отдельности, а здесь – вместе. Вторая часть (касающаяся букв) достаточно трудоемкая. Как и в задаче 66, желательно иметь наготове несколько чистых рабочих таблиц (тех, что использовались в проекте «Знакомство с русским текстом»). Даже взрослому человеку на первый взгляд непонятно, как можно ответить на вопросы о буквах, не считая количества каждой из строчных и прописных букв в отдельности. Найдутся дети, которые будут решать эту задачу методом проб и ошибок, выбирая наугад какую-нибудь букву и проверяя для нее истинность утверждения. В основном это будут ребята, которые не любят рутинную работу и всегда готовы что-то придумать, чтобы ее избежать. В данном случае их усилия, возможно, будут вознаграждены правильным ответом.
Используя некоторые закономерности данного текста (и еще немного смекалки), вполне реально ответить на вопросы, касающиеся строчных и прописных букв. Как при этом можно рассуждать? Сначала займемся прописными буквами. В данном тексте встречается не так много различных прописных букв – это все буквы, входящие в заголовок (Ш, А, Л, Т, Й, Б, О) и первые буквы строк (С, В, Н). Какая из них может встречаться один раз? Нетрудно заметить, что это не Ш и не Б (они встречаются слишком часто), а также не С, не В и не Н (они встречаются в стихотворении попарно), значит, это какая-то из оставшихся букв заголовка и нетрудно догадаться, что это О. Следуя той же логике, отыскивается прописная буква, встречающаяся в тексте трижды. Теперь переходим к строчным буквам. Какая из них встречается три раза? Кто-то начнет производить перебор, отбрасывая буквы, которых в стихотворении явно больше (например, все строчные буквы слова Шалтай-Болтай). Некоторых букв в стихотворении вообще нет, что облегчает задачу. Не удивляйтесь, если кто-то из ваших ребят достаточно быстро найдет без таблицы правильные ответы.
Заключением решения задачи может быть совместное выяснение того, кто такой Шалтай-Болтай и почему его нельзя собрать (ведь это загадка).
Ответы:   В окне 6 дефисов.
                  В окне 8 знаков препинания.
                  Один раз встречается прописная буква О.
                  Три раз встречается строчная буква и.
                  Три раза встречается прописная буква А.
                  Десять раз встречается строчная буква е.

Задача 71. В задаче фигурирует текст, русский перевод которого был использован в задаче 68. Мы видим, что рисунок знаков препинания и внутрисловных знаков изменился как количественно, так и качественно. Например, исчезли дефисы и появились апострофы, а количество знаков препинания значительно уменьшилось. Что это – случайность или закономерность, вытекающая из законов грамматики русского и английского языков? Если ребята уже начали изучать английский язык, то можно это обсудить.

Подстрочный перевод на русский язык:
                              Хампти Дампти сидел на стене,
                              Хампти Дампти упал.
                              Все королевские кони и все королевские ратники
                              Не могут собрать Хампти Дампти заново.
Перевод довольно близок к оригиналу, исключение – это объяснение в русском тексте немотивированного в английском падения персонажа. Если у вас есть желание, можно поговорить с детьми о загадках, о стихах, о переводе стихов и т. п.
Ответ:      В окне 3 апострофа.
                  В окне 0 дефисов.
                  В окне 3 знака препинания.

Задача 72. По формулировке задача идентична задаче 67. Если вы подробно обсуждали с ребятами, что означает «для каждого слова из мешка в цепочке найдется такое же слово», то настало время проверить, насколько результативным был этот разговор. Постарайтесь не комментировать этот момент с самого начала. В задаче имеется еще одна трудность – все слова содержат или дефис или апостроф. Возможно, придется напомнить некоторым детям, что дефис и апостроф, как ни малы, все же являются полноправными символами и каждый из них должен записываться на отдельной бусине.

Решение компьютерных задач

Как видите, этот компьютерный урок посвящен расположению слов в словарном порядке. Он продолжает серию задач на словарный порядок, начатую на предыдущем уроке и готовит ребят к проекту «Сортировка слиянием».

Задача 364. Эта задача уже существенно сложнее бумажных задач на упорядоченье слов, которые предлагались на предыдущем уроке. Здесь у всех слов первые буквы одинаковые и вторые буквы тоже одинаковые. Кроме того, все слова делятся на две группы – с третьей буквой Б и третьей буквой В. Чтобы упорядочить слова в каждой группе приходится сравнивать четвертые буквы. Также среди данных слов имеются два слова, одно из которых является частью другого (ЛАВА и ЛАВАШ). Возможно, с кем-то из ребят придется вспомнить, что в этом случае раньше идет слово меньшей длины.

Задача 365. Здесь необходимо вставить слова в цепочку так, чтобы не нарушился словарный порядок слов. Конечно, вариантов для каждого пропущенного слова много. Единственная сложность данной задачи заключается лишь в том, что первые буквы всех слов находятся в той части алфавита, в которой дети чаще всего путаются (с буквы У до буквы Щ), да и слова на такие буквы детям тоже встречаются существенно реже, чем на «популярные» буквы алфавита.

Задача 366. Как и в компьютерной задаче 364, здесь все слова имеют одинаковые первые буквы, а также имеются слова с одинаковыми началами из двух и более букв. Встречается здесь и случай, когда одно слово является частью другого. Однако здесь есть и еще одна, дополнительная сложность – здесь «работает» правило расстановки в словарном порядке слов с дефисами. Это правило дети могли и подзабыть. Напомним, что в курсе 2 класса мы договаривались расставлять такие слова в словарном порядке так же, как мы бы ставили соответствующие слова без дефисов, то есть написанные просто слитно. Например, слово ИВАН-ДА-МАРЬЯ должно идти раньше, чем ИВАН-ЧАЙ, поскольку Д идет в алфавите раньше Ч. Что касается слов ИГЛА и ИГЛА-РЫБА здесь мы пользуемся правилом, когда одно слово является частью другого.

Задача 367. Несложная задача на закрепление предыдущего листа определений. Условий здесь на цепочку накладывается совсем немного, поэтому подходящих решений имеется великое множество. В том числе можно собрать эту цепочку из частичных решений вида «оранжевая бусина – … – зеленая бусина».

Задача 368. Задача на написание программы для Робота. Искомая программа должна удовлетворять двум условиям. Во-первых, она должна приводить Робота в определенную клетку, во-вторых, – быть определенной длины. Конечно, таких программ имеется много, но все они имеют одну общую особенность – Робот на протяжении всей программы движется только вправо или вниз (то есть в ней нет команд «влево», «вверх»). Более того, можно точно сказать, что в искомой программе должно быть ровно три команды «вправо» и ровно две – «вниз». Любая такая программа нам подойдет.

Задача 369. Необязательная. Решая задачи, детям предстоит убедиться, что понятия «перед каждой/после каждой» можно использовать для бусин дерева ровно так же, как и для бусин цепочки. Первым проще всего использовать первое утверждение и напечатать в каждом листе дерева гласную. Теперь предыдущей перед каждой гласной (листом) напечатаем согласную. После этого в дереве осталось ровно три пустых окна, значит в каждом их них напечатаем мягкий знак.

Решение необязательных бумажных задач

Задача 69. Это необязательная задача на повторение. Она в основном предназначена для учащихся, которые еще иногда путаются в выполнении программы Робота. Также эта задача хорошо подходит для домашней работы.
Ответ:

Задача 80. Задача довольно сложная. Однозначно по количеству букв определяются только МАЙ и СЕНТЯБРЬ, при заполнении других окон полной однозначности нет. Например, имеются три месяца из четырех букв: ИЮНЬ, ИЮЛЬ и МАРТ. Если ученик не успел еще об этом подумать, то, увидев цепочку из четырех пустых окон, может написать туда, предположим, МАРТ, в этом случае довести до конца решение уже не удастся. Поэтому в данной задаче ребенок не сможет действовать чисто формально, ему каждый раз придется сопоставлять сразу несколько окон и слов. При этом возможны ошибки.

Задача 81. Существует много способов решения подобных задач. Один из них – рассуждения с применением перебора. Например, выясним, какая буква может стоять последней. Ясно, что не буква О, поскольку перед ней стоит буква П. Также там не может стоять и буква П, поскольку иначе букв П для двух О нам просто не хватит. Значит последней буквой ставим А. Аналогично выясняем, какая буква стоит первой. Это не буква О (иначе утверждение теряет смысл), значит буква П. Дальше цепочка достраивается легко, в том числе дети могут просто догадаться, что речь идет о слове ПОПОНА, и проверить для него данные условия.