Тип урока: теоретический (допускается до 30% от общего количества часов)

Совместный урок без деления по гендерному признаку.

Сообщение темы урока и постановка вопроса для включения учащихся в обсуждение проблемы.

Изложение нового материала

В начале занятия учитель говорит о ключевом слове “потребность”, упоминая его на всем протяжении занятия для постановки задач учащимся.

Затем на примере традиционного предмета (сковороды) показывает необычное применение этого предмета. Методом “мозгового штурма” учащиеся мысленно преобразуют его для других нужд, и получается новый предмет (утюг).

Для подтверждения рассуждений учащихся демонстрируется “угольный утюг”. Далее идет детальное описание и объяснение назначения каждого элемента этого изделия.

После этого учитель демонстрирует еще одно старинное устройство, предназначенное для глажения. Задается вопрос учащимся о принципе действия старинного предмета. С помощью рассуждений описывается принцип его действия. Вводится новый термин “артефакт”. Это понятие знакомо учащимся в несколько искаженном плане (только по компьютерным играм), а на уроке дается его правильное понятие.

Разделение на группы и решение задачи, обсуждение и ответы от группы.

Учащимся в двух командах необходимо найти положительные качества одного предмета и отрицательные качества другого предмета. Одна группа выступает экспертом. Во время поочередного выступления групп по различным признакам сначала одного предмета, затем второго учителем на доске фиксируются положительные и отрицательные характеристики. Выступление группы аналитиков выявляет только положительные стороны одного изделия относительно другого. В конце подводится итог обсуждения.

Во время обсуждения вопроса учащимися учитель готовит новый материала на доске.

Выступление от групп поочередно положительно и отрицательно по одному предмету, затем по второму предмету.

Выступление аналитиков. Только положительные стороны одного относительно другого.

Подведение итогов обсуждения.

Вопрос учителя на размышление о смене одного предмета другим. Совместное обсуждение с учениками.

Еще раз уточняются положительные признаки утюга. Учитель обращает внимание на первопричину, побудившую общество поменять один предмет на другой.

Изложение нового материала (продолжение)

Технически аспекты обоих предметов фиксируются на доске (источник энергии, конструкция (вид движения), рабочий орган, органы управления). Далее добавляются новые предметы и фиксируются их технические аспекты.

Вводится понятие технической системы и элементов системы.

Конструирование нового объекта методом морфологического анализа.

Выбор разных элементов разных предметов по предложению учителя. Задача учеников в группах мысленно представить получившуюся конструкцию.

Обсуждение идей учеников.

Предложение конструкции педагогом и ее обсуждение. Гладильная машина и ее преимущества.

Обобщение понятия потребности и технической системы.

Обсуждение конструкции другого изделия (самовара) и пример традиции (свеча).

Решение изобретательской задачи.

Изменение потребности и изменение конструкции. Обсуждение ребятами в группах (для приготовления трех блюд). Слуховое описание конструкции от групп. Защита учеником конструкции и новые предложения от других групп.

Подведение итогов занятия.