Гудон, Жан Антуан. Биография

Гудон, Жан Антуан (Houdon, Jean Antoine; 1741, Версаль - 1828, Париж).

Крупнейший французский мастер 18 столетия Жан Антуан Гудон родился в Версале 20 марта 1741 года. В 1756 году он был принят в школу Королевской Академии живописи и ваяния, получил третью премию по скульптуре, а в 1761 году, в возрасте двадцати лет, - первую премию за барельеф "Царица Савская подносит дары Соломону" Учителями Гудона были известные французские скульпторы XVIII столетия Мишель Слодтц, Жан-Батист Лемуан и Жан-Батист Пигаль. Восемь лет он проучился в школе и Академии и как один из лучших учеников в 1764 году был послан в Рим.

В Италии скульптор оставался четыре года и за это время создал ряд произведений, которые сделали его имя известным. Среди них была знаменитая анатомическая штудия человеческой фигуры с открытой мышечной структурой - экорше (франц. - ободранный). В дальнейшем копии с этой скульптуры было принято использовать для обучения студентов-медиков

В 1768 году скульптор вернулся в Париж и в следующем году успешно дебютировал в Салоне. Вплоть до конца столетия ни один из открывающихся Салонов не обходился без вещей Гудона. В парижском Салоне 1777 года число произведений Гудона даже равнялось половине всех вообще выставленных скульптур. С этого времени определилась его роль, как предводителя французской скульптурной школы. Кроме того, Гудон был едва ли не единственным в XVIII столетии скульптором, овладевшим техникой литья бронзы. Особенно он увлекался ею в 1780-90-е годы. Он писал: "Я могу выступать в двух ролях - скульптора и литейщика. В первой я - творец, во второй - я могу точно воспроизводить других...".

В 1777 году за мраморную статую "Морфей" Гудон был избран академиком.

Но наибольший успех у публики получила его статуя "Диана-охотница". Эту работу, в которой он сумел совместить откровенную чувственность трактовки образа и аристократическое изящество модели, воплотив их в классических строгих формах, восторженно воспевали поэты и единодушно расхваливали критики.

Однако в историю скульптуры Гудон вошел, прежде всего, как мастер портрета. Он выполнил портреты многих известных людей своего времени: Лафайета, Дени Дидро, Жана Жака Руссо, Вольтера и многих других. В 1785 году скульптор предпринял путешествие в Америку для выполнения заказанной ему статуи Джорджа Вашингтона.

Созданные им в портретах образы отличает глубокий и острый психологизм. Характер своей модели Гудон передавал посредством тщательно выбранной позы, экспрессивно заострённого выражения лица, прямолинейного взгляда. Современники очень высоко ценили не только умение скульптора передавать внешнее сходство, но, главное - умение передавать живой и непосредственный взгляд, мимолетное выражение лица. В частности, известный публицист XVIII века барон Фридрих Мельхиор Гримм (Friedrich Melchior Grimm, 1723-1807) писал: "Господин Гудон, вероятно, единственный скульптор, умеющий передавать глаза", взгляд которых "пронизывает душу".

Особую группу составляют портреты детей и первое место по популярности среди них занимают превосходные бюсты Александра и Луизы Броньяр. XVIII век как бы заново открывает мир ребенка. Гудон сумел передать ощущение свежести и чистоты детства без налета сентиментальности и игривости, свойственной рококо. В его произведениях дети - это мыслящие личности с собственным внутренним миром.

После Французской революции, наряду со скульптором Шоде (Chaudet, 1763-1810), Гудон был главным исполнителем всех скульптурных заказов правительства. При Империи выполнял скульптуры членов императорской фамилии, маршалов и генералов. Император Наполеон, покровительствовавший Гудону, заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Гудона был бюст императора Александра I, выставленный скульптором в парижском салоне 1814 года. Умер Гудон в Париже 16 июля 1828 года.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева