Н.Н. Сапунов. Ночной праздник. Середина 1900-х годов

Николая Сапунова судьба одарила самобытным талантом, определив ему короткую, но яркую и насыщенную жизнь. Он формировался как творческая личность в период, когда в культурной жизни русского общества все менялось с феерической скоростью. Сапунову удалось в своих праздничных и декоративных картинах передать пульс времени, его эмоциональную атмосферу, в его произведениях звучит музыка "серебряного века". Главной темой, волнующей художника, стал Театр, все его искусство пронизано театральностью. Он оставался верным своей теме, и когда создавал эскизы к театральным декорациям, и когда писал станковые картины - натюрморты или жанровые сцены. Современники Сапунова еще в начале 20 века отмечали его приверженность театру: "Когда я впервые увидел сапуновские произведения, мне показалось, что я нахожусь в атмосфере театра. Театра с большой буквы, театра, как Карнавала жизни, праздничного и трагического ее Балагана".

Столь явная театрализация живописных работ была проявлением духа времени, когда вся жизнь строилась по законам театра, а люди напоминали скорее персонажей пьесы - на их лица были надеты маски, реальная жизнь и подлинные чувства стали большой редкостью в начале нового столетия среди столичной богемы. Подобная ситуация во многом объяснялась острым ощущением иллюзорности, зыбкости и призрачности жизни в преддверии масштабных социальных потрясений, потому в обществе была разлита жажда торопливых непрекращающихся развлечений, что давало выход всеохватной театрализации. В первые годы нового века Сапунов вместе со своим другом Сергеем Судейкиным становится участником выставок объединения "Мир искусства", лидеры которого возглавляли процесс сближения живописи и театра. Театр привлекал их возможностью воплощения идеи "синтеза искусств". Эта идея была привлекательна для многих творческих людей "серебряного века" как символ мечты о гармоничном прекрасном пространстве искусства, где создавался бы новый эстетизированный мир. Именно театральное действие, когда на сценической площадке смыкались литература, музыка, хореография и живопись, наиболее точно соответствовало представлениям о синтетическом искусстве. Подобные идеи были особенно близки Сапунову, он активно сотрудничал с различными театрами, считая художественное оформление спектакля равноправной частью сценического действа.

В середине 1910-х годов Николай Сапунов обращается в теме пышных празднеств и создает целый ряд картин, где местом действия картины становится пространство ночного парка: "Маскарад" (ГТГ), "Ночное празднество" (Киевский музей русского искусства), "Менуэт" (частное собрание), "Балет" (ГТГ). Близка по теме к ним и работа "Ночной праздник", где под высокими парковыми деревьями с осенней листвой совершают вечерний променад нарядные дамы и кавалеры. По густой листве, по силуэтам кустов и людей скользят холодные тени. Разноцветные бумажные фонарики бросают на окружающее пестрые блики. Все полотно окутано мечтательной дымкой, сквозь которую доносится эхо галантных сцен Антуана Ватто. В "Ночном празднике" автор отдает дань увлечению ретроспективизмом, столь характерному для "Мира искусства".

Картина театральна не только по своему содержанию - изображение некоей сцены из спектакля, но и по композиционному построению, близкому к сценографическому. Персонажи расположены на первом плане на фоне театрального задника, на котором изображены условно написанные и едва читаемые очертания старинного дворца с фигурными аттиками и стрельчатыми окнами. Вся природа - небо, луна, облака, деревья - выглядят ненастоящими, бутафорскими элементами столь же искусственного пространства. Сказочность всего происходящего выражена через условную манеру письма - чуть нарушенную перспективу, лишенные объемов и контуров предметы, ненатуральный мерцающий свет. Перед нами даже не сцена из представления, а скорее, воспоминание о нем, наша фантазия на тему уже увиденного или ожидаемого спектакля, это образ театра, символ призрачности жизни.

Художественное решение картины, ее образный строй сближает "Ночной праздник" с творческими исканиями художников-символистов, которые в 1907 году громко заявили о себе выставкой "Голубая Роза". Активным участником выставки стал Николай Сапунов, ему была очень близка голуборозовская "живопись души" - зыбкая и нежная, бесплотная и почти исчезающая.

Справочная информация

Театрально-декорационная живопись - вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве.

Ретроспективизм - обращение к прошлому; в искусстве - любование им, а также - ориентация на искусство прошлого, на существовавшие прежде стили и направления. Особенное распространение ретроспективизм получил в искусстве рубеже 19-20 веков.

Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880-1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19-20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение "Серебряный век".

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева