Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ. ПОРТРЕТ П.А. ДЕМИДОВА. 1773

В начале 1770-х годов Д.Г. Левицкий получает от президента Императорской Академии художеств заказ на ряд портретов попечителей и опекунов московского Воспитательного дома. Лучшим среди этой серии стал портрет П.А. Демидова.

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786) происходил из семьи крупнейшего уральского горнозаводчика А.Н. Демидова. Образование П.А. Демидов получил в Гамбурге. Во время своих многочисленных путешествий он познакомился с идеями европейского Просвещения и особенно заинтересовался темой воспитания нового человека - просвещенного, обогащенного знаниями. Демидов приветствовал устройство Воспитательного дома в Москве, считая, что созданием подобного учреждения Екатерина II "многие беззакония и зверские злодейства предупредила". На нужды дома Демидов пожертвовал 1.107000 рублей, подарил свой дворец, а также коллекции древних монет, минералов, чучела зверей и птиц. Но не только своими щедрыми подношениями прославился герой портрета. Он был знаменит своими чудачествами. По отзывам современников, Демидов был человеком несколько грубоватым и независимым и время от времени вызывал негодование самой Екатерины II, называвшей его "дерзким болтуном". Несмотря на то, что Демидов нигде не служил, за свою широчайшую благотворительную деятельность он получил чин статского советника.

На портрете в полный рост изображен пожилой человек в роскошном домашнем одеянии. Стоя в свободной позе, левой рукой он облокотился на садовую лейку, стоящую на столе, рядом с которой - луковицы растения и раскрытая книга с изображением цветка, а правой указывает на цветочные горшки и на здание московского Воспитательного дома, изображенное на дальнем плане. В самой композиции, построении картины заключена идея бережного ращения, умелого и разумного воспитания. Цветок распускается в результате долгих и кропотливых усилий человека, который, в свою очередь, становится украшением государства и общества лишь после трудов, затраченных на его воспитание. Подчеркнуто неофициальный костюм Демидова говорит о его причастности к широкой общественной благотворительной деятельности, не зависящий от государства.

Поза, одежда героя, выразительность его лица, в котором сочетаются насмешка и горечь, мудрость и грусть, величие и раскованность, тщательно отобранный набор предметов-аллегорий представляют на портрете развернутое повествование о незаурядной, противоречивой и сложной человеческой личности - ярком представителе эпохи русского Просвещения.

В портрете П.А. Демидова воплотились представления его эпохи о высоком предназначении человека, о многообразии его обязанностей перед обществом, о сложности и богатстве его натуры, о силе его разума.