СВЕРЧКОВ Николай Егорович. Биография

СВЕРЧКОВ Николай Егорович (1817 - 1898) - знаменитый русский художник - анималист. Родился в семье работника в ведомства придворных конюшен, что обусловило тот факт, что мальчик с раннего детства питал страсть к лошадям. В 1827 году он был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств. После окончания училища общего типа, он поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Увлекаясь живописью, он писал по заказам заводчиков портреты знаменитых рысаков. В 1839 г. Сверчков послал на академическую выставку первые картины: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой" и "Портрет девицы Сверчковой". Успех его полотен был таков, что его удостоили звания свободного художника портретной живописи.

В 1840-х г.г. Сверчков поступил вольнослушателем в Академию художеств. В это же время он становится официальным художником крупнейших в России Хреновского и Чесменского государственных конных заводов. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. В 1852 году за картину "Помещичья тройка" он получает звание академика "живописи портретной и народных сцен", а в 1855 году за картину "Дорожные" - звание профессора.

Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен "Эскизы русского" (1845). Издатель Фельтен выпустил "Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым" (1846-52). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма популярен. Проявил себя художник и в портретном жанре, написав в конце 1840-х гг. "Портрет супруги в амазонском платье на лошади" и "Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы".

Сверчков превосходно изображал лошадей, собак, охотничьи сцены, обыгрывая их в любом живописном жанре. Он был очень знаменит: его работа "Возвращение с медвежьей охоты" 1863 г. была приобретена Наполеоном III, а "Выезд царя Алексея Михайловича" 1864 г. - Александром II. С 1864 года он работал исключительно по высочайшим заказам.

Картины Сверчкова подкупают искренностью и любовным отношением к натуре. Его Бытовые сцены до такой степени живы, правдивы, что производят впечатление написанных с натуры. Движения собак, людей, лошадей в его работах точны и естественны.

Сверчков также работал в историческом жанре. Он писал батальные сцены, самая известная из которых - "Переход гвардии через Балканы" (1879) - была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в исторической, ни в батальной живописи Сверчков, художник, умерший в 1998 году, не проявил себя столь тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева