2. Тема "Огонь" (13 уроков)

Учебное пособие «Окружающий мир. Неживая природа»: страницы 81-90, 125-134.

Цифровой образовательный ресурс:

Основные подходы к содержанию и организации уроков в работе с учебными пособиями «Окружающий мир. Неживая природа» достаточно подробно описаны в предыдущих темах.

Тексты темы «Огонь», как стихии, расположены параллельно с темой «Весна», и очень важно, чтобы дети поняли, почему и сами нашли ответ. Это построено так, потому что весной происходит пробуждение, возрождение природы, в связи с общим потеплением на планете Земля. Поэтому логично после текста о весне на страницах 20-21 появление схемы движения Земли вокруг Солнца. И будет уместно использование анимации Цифрового ресурса ЦОР: ВИДЕО — Анимации.

После текстов «Огонь костра. Какой он?», «Огонь пожара. Какой он?» на страницах 128 ученикам предлагается два задания – по фотографиям лесного пожара продолжить начатую в пособии фразу «Огонь разгорелся, загудел – и вдруг...» и по фотографии свечей, уже без начальной фразы. В отличии от однотипных заданий в предыдущих темах, выполнение этой работы вызовет у учащихся определенные трудности. Потому как описать статичную картину огня невероятно трудно, так как надо бы увидеть его движение, его изменение цвета, размеров, надо услышать, как звуки, которыми он живет.

Именно поэтому подготовительная работа должна быть продуманной, чтобы все необходимые для описания словесные краски были у детей в рабочих тетрадях еще до выполнения этих заданий. Логичнее будет выполнение этой работы по завершении всей темы. А описание свечей предложить детям при зажженных свечах, причем предоставить возможность наблюдения за огнем свечей в разных условиях, при разном освещении – это в классе при дневном свете, это в темном помещении и даже на свежем воздухе.

Существительных, которые непосредственной раскрывают тему «Огонь», во всех текстах немого, всего тринадцать. Но желательно поиграть в эти слова с учениками в поисках однокоренных и иных слов – искра, искорка; заря, но зоренька; солнце, солнышко, светило, а еще Ярило и так далее.

Глаголов и прилагательных, выбранных по текстам, окажется по двадцать одному. Но чтобы описания разного огня в работах детей были более образные, есть смысл и глаголы и прилагательные сгруппировать по признакам – «добрый огонь» и «злой огонь». И очень важно найти еще и свои краски для описания, которые в текстах не встретились.

Тексты о вулканах всегда вызывают у детей интерес и желание узнать о них как можно больше. Словесный ряд, выбранный по текстам на странице 127, объясняющий детям, что такое вулкан получится следующим – грозное зрелище, лава, расплавленные породы, горячий поток по уклону, марево, пузыри газа, шлак, клубы пара, летающие глыбы, фонтан огня – это и есть вулкан. Помощником в расширении представления о вулкане будут материалы диска, здесь и фото, и видеосюжет, и анимация, и схема вулкана в разрезе. Домашним заданием для детей может задание – в различных источниках найти описания самых известных извержений вулканов.