2. Тема "Воздух" (12 уроков)

Учебное пособие «Окружающий мир. Неживая природа»: страницы 73-80, 125-134.

Цифровой образовательный ресурс:

В этой теме текстов немного, но продолжает быть много фотографий. Тема воздух сопровождается текстами зимних месяцев.

В данной теме гораздо сложнее создавать образ стихии «Воздух», так как он невидим. Если явления, происходящие с водой, дети могут видеть, слышат, осязать и чувствовать. То все явления, связанные с воздухом можно только чувствовать и определять по косвенным признакам, особенно на фотографиях.

Та же трудность и при демонстрации и проведении опытов, дети видят, происходящее по изменениям отдельных признаков предметов, которые участвуют в опыте.

Однако это не мешает создавать словесные картины и образы того же ветра. Именно поэтому трудности вроде как бы и нет.

Структурно расположение текстов, опытов и заданий аналогично теме «вода».

Но в этой теме, прежде чем предложить учащимся описать какую-либо фотографию, необходимо провести работу по сбору словесных рядов, которые помогут школьнику в выполнении этого задания.

Знакомясь из урока в урок с текстами пособия, подбираем, записывая столбиками в рабочую тетрадь существительные, глаголы и прилагательные, характеризующие явления этой стихии. Подбираются следующие существительные — ветер, метель, вьюга, метелица, поземка, пурга, буран, буря, ураган, тайфун, вилли-вилли, торнадо, вихрь, самум.

Понимание существительных в действии явлений более всего формируется у детей при чтении именно текстов о явлениях, происходящих в воздухе, так как здесь гораздо больше глаголов, которые и создают ощущение постоянного движения. Глаголов в текстах очень много — пронесется, пробежит, танцует, поет, звучит, воет, трубит, гудит, поднимается, метет, шумит, стервенеет, ревет, свистит, воет, стонет, бьёт, треплет, вертит, обвивает, душит, вскидывает, пляшет, завывает, всхлипывает, кружит, дует, ползет. Читая тексты, далее находим — носится, беснуется, свистит, ревет, разрушает, поднимает, сбрасывает, разметает, налетает, переносит, срывает, летит, иссушает, ломает, заметает. В тринадцати небольших текстах о зимних месяцах и ветре используются более сорока глаголов.

Так же выбираются и прилагательные — невидимый, теплый, ласковый, веселый, озорной, а далее — студеный, сильный, буйный, грозный, остервенелый, порывистый, упорный, яростный, могучий, ураганный, беспощадный, колючий, секущий, свистящий, иссушающий, изменчивый. И все эти слова, которыми в текстах учебного пособия описывается ветер.

Обращает на себя внимание наличие в русском фольклоре гораздо большего количества пословиц и поговорок о народных приметах и особенностях зимнего времени года. Поэтому можно предложить ученикам сгруппировать их по определенным приметам, например о морозе.
 
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
Воробьи прячутся в хворост — на мороз или перед метелью.
Ворона под крыло нос прячет — к холоду.
Синичка с утра начинает пищать — ожидай ночью мороз.
 

И еще четырнадцать народных примет к морозу.

Можно сгруппировать приметы — на тепло, на метель, к снегопаду, к ясной погоде. И обязательно понаблюдать несколько дней затем, как приметы подтверждаются явлениями во время наших наблюдений. И, конечно же, зафиксировать эти наблюдения в маленьких письменных работах, состоящих из нескольких точны по образам предложений.