2. Тема "Вода" (30 уроков)

Учебное пособие «Окружающий мир. Неживая природа»: страницы 4-35, 36-72, 125-134.

Цифровой образовательный ресурс:

Тема «Вода» изучается одновременно с прочтением тестов об осени. Первые уроки естествознания приходятся на начало сентября месяца. И, конечно же, прежде всего, необходимо выйти с учениками на природу и обратить их вниманием на происходящие сезонные изменения. На те водные объекты природы, которые есть в местности проживания детей. «Природа для ребенка не имеет вспомогательного значения. Она столь выразительна, что готова воспринимать любой его душевный настрой отозваться на любое течение его души. Ей не нужно никаких соответствий, так как она сама прародитель чувств и настроений, она сама несет в себе наслаждение. В это связи взрослому особенно важно учитывать своеобразие в отношении детей младшего школьного возраста как к окружающему миру в целом, так и к каждому отдельно взятому предмету, своего рода манеру детского восприятия, его стиль его способ видения – способ мышления. Речь идет о языке наблюдений, способе фиксации природных явлений, характерных для детского сознания» [А.Ф.Малышевский «Учебный план, программа и комплект учебных пособий для начальной классов общеобразовательной школы, построенные на принципах культурно-исторической психологии» Калуга, Гриф, 2005].

Сколько времени выделить на эту прогулку определит сам учитель. Лучше идти от детей, их восприятия их настроения, их желания наблюдать и общаться по поводу увиденного. В классе прочитаем текст об осени на страницах 5-6. Выделяя ключевые слова текста, воспроизводим и то, что видели на природе.

Рябина краснеет, птицы «табунятся», деревья золотеют, липы пожелтели, кроны вспыхивают пламенем, паутина легла, листва шумит, мороз подсушил, подбелил траву, ветер раздевает деревья, листья летают, снег летит, солнце слепит, деревья расчесаны и так далее. Увидели или нет то, что написано в тексте и из того, что наблюдали в природе, отметив каких явлении пока нет. Все это и есть осень. Но если мы не добавим к этим ключевым словам словесных красок, осень будет однообразной и грустной, а в ней разное настроение. Предложенный текст удивительно красиво построен на существительных и глаголах, а прилагательные и их синонимы мы должны поискать в природе, сегодня одни краски, завтра - другие. У рябины не все ягоды одного красного цвета, желтые липы тоже разных оттенков. Как шумит листва под ногами, как ветер раздевает деревья, как летают листья, как слепит глаза солнце, и, наконец, как расчесаны деревья? Есть в данном тексте одно удивительное предложение «В прудах, озерах и реках чувствуется умирание света». Если в ходе прогулки, учитель не обратил внимания детей на цвет воды, имеющего рядом водоема, и что этот цвет изменяется при разном освещении. На солнце это одна вода, в тени другая, при разных глубинах она опять имеет разный цвет, то едва ли дети почувствуют умирание света, так как это явление еще более тонкое, чем ощущение цвета. За изменением света можно и нужно наблюдать всю осень при разных проявлениях светового дня, тогда и почувствуют и опишут словами свое восприятие «умирание света», а оно будет у каждого свое.

В описание отдельных месяцев есть отдельные слова, которые требуют не столь описания сколь рассмотрения, к примеру, палитра или пурпурный цвет. В этой ситуации пожжет цифровой ресурс, в котором для выполнения заданий по раскрашиванию есть вся палитра красок.

Соотнесение для одновременного изучения явлений, происходящих осенью, очень оправдано. Так наблюдая за цветом воды, все чаще и чаще осенью есть и дождь, и снег, и туман, и роса, и замерзающие сначала лужи. Потому наблюдения в природе естественно перерастают в проведение в классе опытов с водой, чтобы понять какими свойствами она обладает и как себя ведет при разных природных явлениях.

Школьникам предлагается провести десять опытов. Задача учителя определится, какие опыты он предложит детям провести в классе самим, какие будет демонстрировать учитель, какие дома полностью самостоятельно без помощи взрослых должны осуществить ученики, какие можно проделать дома с родителями.

В классе целесообразно проводить опыты, для которых требуется специальная лабораторная посуда или оборудование. В этой теме это опыты по фиксированию расширения и сжатия воды и опыт подтверждающий, что вода является растворителем.

Интерес вызывает у детей и подготовка к проведению опыта и проведение самого опыта по созданию «парохода» и объяснению, почему же он движется. Естественно, что изготовление парового котла возможно, скорее всего, в классе.

Проведение экспериментальной части заданий, должно логично продолжиться в устном описании – объяснении каждым учеником того, что, как и в какой последовательности выполнялась работа, что при этом он наблюдал, и какие выводы были сделаны из происходящего в ходе наблюдений.

Проведение и описание опытов не должно «жить» некой самостоятельной жизнью. Подтверждение всего того, что наблюдали необходимо найти и в текстах, и в природе во время прогулок, и при просмотре материалов диска.

Обращаем внимание, что в ЦОР: ЗАДАНИЯ — Реши кроссворд есть два кроссворда, после их заполнения по вертикали появляются два слова — туман и осадки, есть дети, которые сразу же задают вопрос, а разве туман не осадки. Да, туман не осадки. Природу данного явления, возможно объяснить детям лишь с точки зрения физики, при знании и понимании явлений испарения и испаряемости. Этих знаний у детей начальной школы нет. А потому есть некоторые понятия, которые дети пока должны взять на веру.

В текстах на страницах 42-43 вода предстает перед детьми как фантазерка, фокусница и путешественница, благодаря своим удивительным свойствам. В подходах при работе с данным пособием остаются все принципы работы с книгами словесности – прочитанный текст должен стимулировать рождение своего текста по поводу прочитанного. Поэтому и задание – придумай историю о проделках воды, ее превращениях и путешествиях.

Все тексты учебного пособия, описывающие явления, происходящие в стихиях точны, выразительны в описании каждого конкретного его состояния. Они, действительно, помогают ребенку понять, почувствовать, выразительность и безграничность родного зыка в своих возможностях эмоционального описания происходящего. Благодаря этим текстам перед каждым ребенком приоткрывается тайна красоты русского языка. И чем глубже мы вместе с детьми будем проникать в эту тайну, тем еще прекраснее окажется окружающий мир, и тем легче и ярче мы сможем его описать, рассказать о нем другим так, чтобы увлечь их желанием понаблюдать за природными явлениями, а потом при помощи Его Величества Слова поведать об увиденном.

Далее со страницы 46 ученикам предлагаются тексты о каком-то одном явлении в этой стихии. И первыми предстали перед учеником тексты о морях и океанах. Обращаем Ваше внимание, что тексты, этого пособия в этой части небольшие, а чаще и вовсе маленькие, всего из нескольких предложений. Но это тексты, которые описывают конкретную фотографию в данном случае моря или океана. На двух первых фотографом зафиксировано море в тихую и ясную ночь. И текст к ним всего из трех предложений. А далее вместе с учащимися начинается подбор синонимов и словосочетаний для описании этих застывших мгновений. Которые будут выполнять учащиеся с опорой на ключевые слова предложенного текста. Приведем пример результата поиска на одном из уроков - на небе отсветы луны как всполохи, море спокойное, легкая рябь, две лунных дорожки, легкий шелестящий прибой, цвет неба от темно-синего до серебристого, сквозь низкие сплошные облака старается пробиться луна, Лунный свет подсвечивает небо и гладь воды, на небе видны отдельные тусклые звезды (нижнее фото).

В задании написано: А каким море нравится тебе? Напиши об этом. Ситуация кажется сложной, если ребенок никогда не видел моря. Тогда, предлагаем ученику, начать свою работу со слов: «Я моря никогда не видел, но...».

Все последующие фотографии показывают нам разное состояние моря, но подход к работе остается прежним. Фотографий много, каждый выберет понравившуюся и опишет ее. А вся подготовительная работа плюс тексты, расположенные под фото, помогут ученику создать свой «шедевр». Затем учащиеся познакомят друг друга с результатами своей работы.

Предлагаем результат работы с текстами о море в одной из школ. Учитель попросила детей помочь ей найти слова, чтобы можно было интересно и красиво рассказать о «приятном» море. Записали в столбик немало немного 40 слов. Затем вспомнили, что такое антонимы и записали их напротив каждого соответствующего записанного слова, и получилось, что словами второго столбика можно описать море грозное, страшное, а значит не очень приятное. Прием – от обратного.

Учителей всегда интересует вопрос о том, как быть с географическими вопросами. С вопросами, какие моря есть на карте, какие моря ты знаешь? Если есть интерес детей, есть вопросы по теме, необходимо дать информацию, но только не надо забывать, что на уроках географии, истории и других предметах основной школы должно остаться место для удивления и открытия. Интерес гасить нельзя, но и опережать возраст тоже нельзя.

Обращаем внимание коллег на то, что тексты обо всех явлениях темы «Вода» начинаются совами — Реки. Какие они? Озёра. Какие они? Болота. Какие они? И так далее. Вопрос в начале каждого раздела темы и есть ключевой вопрос всей темы.

И, если школа располагается в местности, где протекает малая или большая река, есть рядом озеро или болото, то прежде чем использовать материалы электронного цифрового ресурса, надо ответить на этот ключевой вопрос – какая наша река, какое наше озеро, какое болото, находящееся недалеко от нашей школы.

Вероятно, не будут считаться параллельными текстами вопросы о растениях и животных, живущих в этих реках, озерах и болотах. Не забывая при этом, что доминанта на уроке, прежде всего, само явление реки, озера, болота и так далее.