1. Задачи курса "Естествознание. Неживая природа" в начальной школе

Задачей учебного пособия «Окружающий мир. Неживая природа» является создание на основе художественных текстов о четырех природных стихиях и вспомогательном материале обучить учащихся 4 класса контекстной письменной речи, научить детей выражать свои мысли относительно законченных в смысловом отношении отрывками письменной и устной речи, общий смысл которых позволяет уточнить значение отдельных, входящих в него слов, фраз, выражений.

Познание окружающего мира неживой природы должно проходить через слово, запечатленное в художественных текстах, которые описывают конкретные иллюстрации, картины, фотографии, анимации, видеофрагменты. В каждом разделе книги очень точными и выразительными текстами дается описание всех явлений, происходящих в этих стихиях и описание состояний этих стихий.

Учебное пособие «Окружающий мир. Неживая природа» это одна из книг круга чтения для начальной школы, это - естествознание как словесность.

Поэтому задачей взрослых является создание среды (условий) для нахождения способов самовыражения, для воспроизведения увиденного, для фиксации памяти чувств, для передачи настроения школьников.

Если не ставить перед собой и учеником задачу читать, а предложить многообразие круга чтения, «запустив» его эмоционально, то через тексты данной книги у учащихся будет формироваться контекстная устная и письменная речь.

Учебное пособие, открывающее ребенку мир неживой природы, не может быть структурно построено в стилистике книги о живой природе. Если при работе с текстами о живой природе на первом месте всегда должны стоять существительные, то все тексты неживой природы это – природные явления. Если, в общении с детьми через тексты о растительном и животном мире главным были существительные, глаголы, прилагательные, то в текстах о неживой природе необходимо сосредоточит внимание школьников на природных явлениях, их действиях и признаках.

Еще одна задача учителя в работе с учащимися четвертых классов, дать некоторые знания о природе через создание зрительных рядов, используя естественное природное окружение или зафиксированные в фото или видео явления природы, или ярким примером, то есть проведение опытов.

Находясь на природе, рассматривая фотографию или наблюдая за явлением природы по видео, необходимо сразу же зафиксировать восприятие словами, так как через несколько минут явление природы может исчезнуть - был иней, и через час его уже нет. А ребенок не должен напряженно вспоминать, какой это, к примеру, грибной дождь. Учитель помогает найти способ описания, но прежде предложить ребенку – посмотри вокруг, а теперь опиши, при этом необходимо обогатить словарный запас учеников большим количеством синонимов, иначе сложно будет передать все богатство нюансов происходящих природных явлений.

Главный вопрос учебного пособия почему, а основное задание опиши, объяснив то или явление природы.

Также как при чтении любой книги, продолжает быть очень важным владение и учителем и учениками интонированием, артикуляцией, силой голоса, его тембром, жестами, так как необходимо передать разное состояние моря или ветра.

Учебные пособия «Окружающий мир. Живая и неживая природа» можно назвать книгами стартовыми. Если на уроках будут чаще звучать вопросы, а что у тебя из книг о природе есть дома, если нет, предложить посмотреть в библиотеке, а если их очень много попробовать выбрать, что будем читать сегодня дома, а что немного погодя. Книга не должна иметь окончания, тогда будет читатель.

Учебное пособие «Окружающий мир. Неживая природа» состоит из четырех разделов соответствующих четырем природным стихиям – вода, воздух, земля, огонь.

Каждый раздел начинается разворотом книги, где горизонтальной линией отделены две содержательные части. Верхняя часть это загадки, описание опытов с разъясняющими рисунками и описание действий школьника через задания описать или объяснить природное явление каждой стихии. В нижней части художественные тесты о том или ином времени года в целом, и по каждому месяцу отдельно. Далее перечень народных примет о данном времени года и календарь природы для записи наблюдений за сезонными изменениями в природе, а также фотографии, характеризующие тот или иной сезон года с короткими и очень точными описаниями почти каждой фотографии.

Это объединение, казалось бы, разного содержания на одном развороте объясняет явления природы с различных позиций, затем раскрывается содержанием текстов, рассказывающих о разных природных явлениях, которые происходят в той или иной стихии в то или иное время года.

Для более сознательного погружения ученика в понимание явлений природы они объединены парами: вода – осень; воздух – зима; огонь – весна; земля – лето.

Тексты учебного пособия подобраны таким образом, чтобы они согласовывались с природой ребенка, его возрастом и интересами, потребностями и способностями. Чтение текстов должно стимулировать познание и творчество учащихся, усвоение ими содержания образования. Подобранные тексты также стимулируют самостоятельное активное и деятельное решение возникающих проблем и еще подвигают на самообразование.

Для ребенка важны не факт или событие, описываемые в текстах, а их чувствование и переживание, которые вызывают образы и ассоциации. Сюжетом даже самого малого описания с детьми надо прожить и пережить.

Если о том или ином явлении текстов много, то каждый ученик имеет право выбрать свой текст, а потом всем вместе и обо всем надо поговорить, пообщаться, описать, сделать вывод.

Необходимо помнить, что если что-то начали читать в классе, то обязательно должна последовать коллективная игра по поводу прочитанного текста.

В приведенных формах народного фольклора достаточно много встречается слов и оборотов, которые в современном русском литературном языке не употребляются или употребляются в другом значении. Едва ли, для детей этого возраста есть необходимость обсуждения этих оборотов в поговорках или пословицах. Эти слова и обороты чаще всего воспринимают детьми как нечто красиво звучащее, что присутствует сегодня в современном детском фольклоре.

Стихи, предлагаемые пособием, могут быть предложены для заучивания наизусть, но непременным условием при этом является принцип выбора стихов по желанию детей. У учителя появляется только проблема учета, кто из детей учит наизусть с желанием и много, а у кого из них не появляется желание выучить хотя бы несколько строк. И если есть такие дети, которые достаточно долгое время не испытывают желания учить стихи наизусть, это проблема методики проведения урока и применения приемов стимулирования учителем творчества детей.

Главная задача организации чтения в начальной школе – сохранить у детей радость от чтения.

Также как и при работе с текстами учебного пособия «Окружающий мир. Живая природа» здесь сохраняется предложенный нами алгоритм работы с ключевыми словами текстов для погружения в понимание той или иной стихии или природного явления. К примеру, вода это – река, ручей, озеро, болото, туман, роса, дождь, град, облака, иней, туча, море, океан, водопад, волны, гейзер, тучи, снег, лед и все это - вода.

Но теперь к детям должно прийти еще и понимание существительных в действии явлений неживой природы – вода бежит, снег падает, дождь идет, радуга весит, роса выпадает.

Сформированность контекстной устной и письменной речи у детей может быть проверена только к 12 годам. Так как контекстная синонимическая речь формируется именно к 12 – летнему возрасту. А привнести в речь младших школьников как можно большего количества синонимов можно художественными текстами о явлениях неживой природы, так как эти описания должны быть богаты нюансами, как ими богата палитра красок самой природы, ведь именно здесь, в природных явлениях, богатая цветовая гамма.

Для того чтобы все выше изложенное состоялось, надо создать эмоциональное состояние или иллюстрацией, или живым наблюдением за происходящим вокруг. А потом написать «авторский» небольшой, может быть в три предложения, текст, но чтобы он точно описывал конкретно эту иллюстрацию или это явление в природе в это время происходящее, а не вообще некое существующее явление.

Создание письменных творческих работ это уже не урок естествознания, а потому его необходимо интегрировать с уроком русского языка.

Параллельный текст - это понятие при подготовке и проведении урока, всегда должно волновать учителя, чтобы не создавать его присутствие на уроке. К примеру, читаем текст о волнах. На уроке неживой природы, описывая фото, иллюстрации, видеосюжет, нас вместе с детьми должно интересовать не что такое морская волна, а какие бывают морские волны – штормовая, прибойная, приливная, высокая, сильная, разрушающая, ласковая и так далее. А с волной как физическим явлением дети познакомятся в основной школе. Но, если у детей есть потребность получить ответ что же такое волна, а в текстах о море и океане ответ не нашелся, значит надо идти в библиотеку и искать точный ответ, но ни в коем случае не формировать не правильное представление об этом очень не простом явлении. Так как выражения «волны бегут» или «торопясь, волны набегают друг на друга» дают представление детям как бы о горизонтальном движении волны, а ведь это не так.

И еще одна маленькая ремарка. В творческой деятельности детей будет достаточно большое количество рисунков. Так вот их описывать нельзя. Не те нюансы и оттенки. По рисункам можно говорить с детьми только о его сюжете – действии.

По образному выражению авторов программы и учебных пособий, дети младшего школьного возраста не могут развиваться без пристального внимания и душевного участия к переменам природы. В этих переменах сокрыто для них счастливое время открытий, оттачивающих мысль и воспитывающих чувства. Только общение с лесом и полем, речкой и прудом, деревьями и цветами, птицами и зверями рождает в человеке и духовную жажду, и душевные порывы; без них невозможна полнота овладения словом.

Организации наблюдений за природными явлениями в книге отводится особое место и роль, потому что «…восприятие детьми природы не терпит ни верхоглядства, ни суеты. У детского проживания природы свой ритм, своя скорость бытия, и, для того, чтобы слиться с природой, надо, увы, приноровиться к этой скорости» [А.Ф.Малышевский «Учебный план, программа и комплект учебных пособий для начальной классов общеобразовательной школы, построенные на принципах культурно- исторической психологии» Калуга, Гриф, 2005].

Природа всегда выразительна, не статична, создает определенное настроение, наблюдением, а затем прочтением художественных описаний накапливаем чувства для дальнейшего выражения их при создании своего текста об этом же явлении природы.

Каждый день что-то наблюдаем, ищем, сравниваем. Ежедневные наблюдения, где одно порождает следующее возможно лишь при ведении календаря природы. Содержание календаря природы данного учебного пособия значительно отличается от календаря природы при традиционном обучении. В данный календарь записываются ежедневно слова, описывающие то или иное явление. Каждому явлению будут соответствовать свои словесные краски. К примеру, 12 сентября, 8 часов утра – сплошная облачность, мелкий моросящий нудный дождь; 12 часов – сильный порывистый ветер, переменная облачность, временами выглядывает яркое солнце, 16 часов - солнечно, тихо, безветренно и так далее. Или в конце октября дети записывают в свой календарь – сильный ветер унес последние пожухлые листочки, утром на деревьях был серебристый искрящийся иней, в полдень выпал первый скромный снежок.

По зафиксированным каждый день особенностям погодных условий в конце каждого месяца описываем, каким же был прошедший сентябрь, октябрь или ноябрь. Тексты учебного пособия предлагают школьнику прочитать о том, каким бывает тот или иной месяц года в обобщенном варианте. И описание сентября этого года может совсем не совпасть с описанием в книге. Не совпало, а слова одни и те же. И очень важно поговорить с детьми о том, почему это происходит. При таком подходе к организации наблюдений за погодой, мы предоставляем ребенку возможность почувствовать золотую осень, глубокую осень и предзимье, и что очень важно понять и принять происходящее в природе как данность.

При организованном наблюдении, поиске причин, сравнении происходящих явлений происходит непроизвольное запоминание, и нет необходимости просить детей запомнить информацию, все происходит в естественной среде проживания.

Понимание неких причинно – следственных связей, происходящих в природе, и непроизвольность запоминания информации происходит и при организации проведения опытов, описанных в книге по всем четырем стихиям. Проведение опыта это воспроизведение природного явления в искусственных условиях. Наблюдая процессы, происходящие во время проведения опыта, дети учатся понимать явления, протекающие в природных условиях.

Но необходимо отметить, что предложные опыты надо проводить на уровне фокуса, так как надо удивить ребенка – оказывается все происходящее так просто объяснить. Главное при проведении опыта его описании – опиши, что происходит с водой при нагревании и попытайся объяснить, с чем связано отмеченное явление. При устном описании опыта ученик должен последовательно рассказать о своих действиях и о том, что происходит в результате его действий: взял, налил, поставил, увидел, сравнил, происходит, так как, потому что, в результате, в следствии и так далее.

Деление тестов в начале каждого раздела пособия горизонтальной линией на две части ни коим образом не ставит перед учителем задачу изучать с детьми данный учебный материал параллельно. К данным описаниям или размышлениям над уже проведенными опытами можно и нужно возвращаться по мере возникающих вопросов.

Книги «Окружающий мир» являются книгами для чтения, книги, расширяющие этот круг чтения детей через художественные тексты о природе, а значит принципы работы с этими текстами те же, что и при чтении текстов «Русской словесности».

Выше означенная задача в начальной школе будет решена, если естествознание будет рассматриваться учителей как разновидность слова, как круг чтения. Учитывая номинативную речь детей, в естествознании мир природы называется, не систематизируется и не моделируется. Систематизация и моделирование природы в начальных классах будет мешать моделированию физических процессов в основной школе. Основное внимание учителя при чтении текстов развивать у школьников умение наблюдать и описывать явления природы выразительными возможностями русского языка и через организацию поиска развивать познавательную активность детей.

Книга «Окружающий мир. Живая природа» построена по принципу наличия в художественных текстах существительных, которые дают возможность детям называть ключевые слова, через которые будет описано то или иное природное сообщество.

При подборе текстов к книге «Окружающий мир. Неживая природа» перед авторами стояла задача выбрать такие художественные произведения, которые помогли бы полностью поставить контекстную речь учащихся.

Для решения этой задачи, детям предложены тексты и фотографии (не рисунки), где каждый школьник найдет словесные краски и синонимы для описания оттенков явлений природы.

Основной задачей естественнонаучной подготовки учащихся начальной школы является развитие выразительных возможностей устной и письменной речи детей. Яркая устная речь и свободное владение письменной речью необходимы ребенку для передачи информации о красоте и своеобразии природы и природных явлений.