"Лунный календарь"

Одним из первых систематических наблюдений в истории человечества было изучение движения небесных светил, прежде всего, Солнца и Луны. Одной из причин того, что именно это явление привлекало внимание древних исследователей, была регулярность, повторяемость небесных явлений: движения по небосводу, смены видимого образа Луны, затмений. Наблюдения продолжались поколение за поколением, веками. Результатом стало накопление данных астрономических наблюдений, на основе которых возникла система измерения времени – лунный календарь, которым некоторые народы пользуются до сих пор.

Исследовательская цель предлагаемой лаборатории– изучение движения Луны, поиск объяснения различных явлений, связанных с изменением взаимного положения Земли, Солнца и Луны, построение лунных циклов.

Место применения в учебном процессе – курс “Природоведение”, 5 класс (“Многообразие явлений природы”, “Соседи Солнца” и т.д.), темы из географии или физики, посвященные законам распространения света, явлению затмения, движению Луны вокруг Земли.

Описание возможностей учебной лаборатории.

Модель предназначена для изучения периодичности смены фаз Луны. С помощью модели можно некоторым образом “ускорять” небесные процессы. Фактически модель представляет собой “машину времени”, благодаря которой наблюдения за Луной, которые в природе требуют длительного времени, совершаются практически мгновенно. “Машине времени” можно задать количество суток, на которые нужно продвинуться вперед относительно начала отсчета. При этом модель автоматически запомнит фазы, в которых Луна находилась в соответствующий период. Результаты наблюдений представляются на оси времени, при этом хорошо видна периодичность фаз Луны. Таким образом можно построить лунный календарь.

Рекомендации по использованию.

Образовательные цели:

С помощью модели можно организовать частично-поисковую деятельность учащихся на уроках физики или географии, расширить представление о том, как ведутся астрономические наблюдения. Модель способствует организации частично-поисковой деятельности учащихся на уроках физики или географии.

Опираясь на уже полученные знания, они смогут расширить представление о том, как астрономические наблюдения и расчеты привели к пониманию возникновения фаз Луны, возникновению лунного календаря, который до сих пор используется населением некоторых стран Азии.

Пример возможного методического подхода.

Преподавателю рекомендуется начать с обсуждение того, что известно из практического опыта. Каждый учащийся имеет опыт наблюдений за Луной, даже если этот опыт не осознается как начало исследования природы. Следует просуммировать не столько знания о фазах Луны и других явлениях, сколько метод их получения. Полезно сравнить собственный опыт современного человека и возможности древних по изучению тех же самых явлений. Важно акцентировать внимание на том, что астрономические наблюдения такого рода – не удел великих ученых, это труд многих поколений рядовых людей, в чьи обязанности входило наблюдение за светилами.

После такого предварительного обсуждения проблемы можно переходить к работе с моделью. Конкретный сценарий, последовательность действий учащихся, тип работы: индивидуальный или групповой – определяется учителем в зависимости от конкретной образовательной ситуации. Важно только помнить, что задачей учебного процесса является не столько знание законов и терминов, сколько получение собственного опыта исследования.