Франческини Марк Антонио. Аллегория христианского милосердия. ХVII

Старое название картины, под которым она когда-то значилась в коллекции императрицы Жозефины, первой жены Наполеона Бонапарта: "Природа в образе женщины, кормящей детей". Картина написана известным итальянским художником второй половины ХV11 века Марко Антонио Франческини. Он получил серьёзную академическую выучку в Болонье и продолжал традиции знаменитого мастера классического направления Франческо Альбани.

Долгое время на этикетке значилось слово "Чадолюбие", материнская любовь к детям. Истинное значение картины выражается в названии "Аллегория христианской любви", с которым картина фигурировала в Императорском Эрмитаже. Эта аллегория отражает христианское понятие о главной из добродетелей, любви и милосердии. С античных времён добродетели и пороки олицетворялись человеческими фигурами. Основные христианские добродетели. - вера, надежда и любовь. Апостол Павел в первом послании коринфянам превозносит величайший из божественных даров, самоотверженную любовь, подобную любви самого Иисуса: Он пишет: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (…) А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше".

Картина "Аллегория милосердия" - пример классической композиции, ясной, стройной и величавой. В её основе лежит правильный равнобедренный треугольник. Эта форма композиции, открытая ещё Леонардо да Винчи, создаёт ощущение идеального равновесия и устойчивости.

Женщина в окружении детей, представляющая Аллегорию милосердия, расположена под сенью дерева граната. В её поднятой руке - плод граната, христианский символ Воскресения. Множество зёрен, содержащихся под твёрдой кожурой, сделало его также символом единения многих под одним началом, Церкви или Светского правителя. Столь же символичен и пейзаж в правой части картины с низкой линией горизонта и тёплым вечерним освещением. Он навевает чувство тишины и покоя. Однако, женщина и дети освещены из другого источника. В этом - одна из особенностей классицизма. Автору картины важен прежде всего художественный эффект, а не правдоподобие. Крупные, ясно читающиеся формы картины напоминают о том, что её автору часто приходилось расписывать потолки и стены, придавать изображению чёткость и обозримость.

Справочная информация:

Аллегория - (от греч. Allegoria) - говорить иначе, иносказание) художественный образ, в котором наиболее общие, отвлечённые идеи (добро, вера, справедливость), которые нельзя изобразить непосредственно, показываются иносказательно, через понятные сюжеты, вещи, действия.

Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве ХV11-начала Х1Х века. Эталоном красоты считались формы античного искусства. Главной считалась воспитательная функция искусства.

Барокко - (итал. barocco -причудливый, странный) исторический художественный стиль европейского искусства. Его родина - Италии. В барокко воплотились новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости. Характерны приподнятость чувств, динамика, любовь к контрастам. Наиболее ярко проявился в архитектуре, декоративной росписи стен и потолков, создающих иллюзию бесконечного пространства.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева