Урок 46. Бусины в цепочке, решение задач

План урока

  1. Решение электронных задач 252–256.
  2. Решение обязательных бумажных задач 54, 55, 57–59.
  3. Решение необязательной бумажной задачи 62.

Решение электронных задач

Задача 252. Конечно, эту задачу можно решать методом проб и ошибок – электронная лапка позволяет реализовывать многочисленные пробы достаточно легко. Однако, пробы можно существенно сократить, если внимательно прочитать условие задачи и сделать некоторые выводы. Например, в условии сказано, что шестая бусина после красной должна быть желтой. В нашей цепочке всего 7 бусин, значит соблюсти данное условие можно только в том случае, если поставить красную бусину первой в цепочке, а желтую бусину (пока любую) - последней. Теперь проанализируем вторую часть условия и поставить зеленую бусину предпоследней и любую треугольную бусину – второй в цепочке. Остальные бусины могут при этом стоять не любых местах.

Задача 253. Аналогичные задачи детям уже встречались (см. комментарий к электронной задаче 243). Сразу можно поставить на второе и четвертое место буквы О, поскольку в мешке букв имеются только две одинаковые буквы. Что касается третьего утверждения, то вариант здесь тоже всего один – поставить буквы С первой, а Й – последней. Теперь попробуем правильно поставить в цепочку букву Е. Кроме Е гласных в нашем мешке всего две – это буквы О. Второе место после первой по счету О уже занято, значит мы можем поставить букву Е только на второе место после второй буквы О. После этого места для букв Л и В тоже определяются однозначно. Получаем единственное решение – слово СОЛОВЕЙ.

Задача 254. Решений здесь конечно много. При построении цепочки очень важно помнить, что для истинности утверждения необходимо, чтобы оно имело смысл, то есть каждая фигурка, о которой идет речь, должна встречаться в цепочке ровно 1 раз.

Задача 255. Несложная задача на повторение двумерной таблицы для мешка.

Задача 256.  Задача на повторение темы «Одинаковые мешки». Аналогичную задачу с мешками русских букв ребятам уже приходилось решать (см. комментарий к электронной задаче 223).

Решение обязательных бумажных задач

Задача 54. Задача на закрепление ситуаций, когда утверждение не имеет смысла, аналогичная задачам 49 и 50. В данном случае не имеют смысла следующие утверждения: первое, поскольку в этом числе нет цифры 2; третье, поскольку после цифры 6 нет первой цифры; четвертое, поскольку перед цифрой 7 нет третьей и пятое, поскольку в цепочке две цифры 3.

Задача 55. Как видите, из четырех данных цепочек утверждение условия задачи имеет смысл только для двух (в одной из оставшихся цепочек нет индюка, а в другой – нет фигурки второй после индюка). Среди этих двух цепочек мы и находим решение.

Задача 57. Задача на работу с нашим Словариком, аналогичная задачам 27 и 45 (см. комментарии к задачам 27 и 45).

Задача 58. Здесь ребятам нужно построить две разные цепочки по одному описанию. Как видно из второго утверждения красная бусина может стоять только первой или второй. В противном случае, в цепочке не будет второй бусины после нее.

1 случай. Пусть красная бусина стоит первой, тогда третье должна стоять фиолетовая. Ясно, что треугольная бусина не может стоять второй. Поставим ее четвертой, а на второе место поставим вторую фиолетовую бусины. Получилась первая искомая цепочка: красная квадратная – круглая фиолетовая – круглая фиолетовая – желтая треугольная.

2 случай. Пусть теперь красная бусина стоит второй. Тогда фиолетовая бусина должна стоять четвертой. Находим место для двух оставшихся бусин и получаем второе решение: фиолетовая круглая – красная квадратная – желтая треугольная – фиолетовая круглая.

Задача 59. Конечно, в этой задаче можно брать из мешка все слова по одному и пытаться найти их в Словаре. Но можно немного и схитрить. Например, рассмотреть сначала все слова на букву Б и сравнить их со словами на Б, которые есть в Словаре. Затем рассмотреть все слова на Р и т.д. При любой стратегии слова в мешке лучше помечать, чтобы не запутаться – обводить слова, которые в Словаре есть  и вычеркивать те, которых в нем нет. В этой задаче учащийся наглядно сталкивается с тем, что в словарях есть не все слова.
Ответ: БУКВА, РУЧЕЙ, БЕЛОЕ, БЕЛКА, СИНЕЕ, ШЕСТЬ.

Решение необязательных бумажных задач

Если для кого-то из быстрых детей одной необязательной задачи покажется недостаточно, вы можете выбрать для него задачи из урока выравнивания.

Задача 62. Здесь мы предлагаем детям несколько более сложную чем обычно задачу на Словарь. Сложность ее в том, что в искомом слове неизвестна первая буква, поэтому поиск приходится вести среди всех слов нашего Словаря. Первое утверждение проверять проще, чем второе. Поэтому стоит вести поиск всех слов с последней буквой А. Среди таких стоит выделять слова, в которых есть буква Я. Для таких слов нужно внимательно проверять второе утверждение. Итак, начинаем перебор в первого слова. Первое слово с последней А – АНГИНА, но в нем нет Я, поэтому пропускаем его. Точно такая же ситуация со словами: АПТЕКА, БЕЛКА, БУКВА, БУТЫЛКА и т.д. Первое по счету слово с последней А, в котором есть буква Я – слово НЯНЬКА. Для него проверяем второе утверждение, видим, что оно истинно. Значит, мы уже нашли нужное слово. Заметим, что в Словаре такое слово единственно.